Миоглобин – белок мышечной ткани, находится в мышечной ткани сердца, скелетной мускулатуре, способен связывать кислород. В этом отношении он сходен с гемоглобином – основным переносчиком кислорода в организме человека. Таким образом гемоглобин и миоглобин выполняют две основные функции: перенос кислорода из легких к тканям различных органов и участие в переносе углекислого газа (СО2) из тканей в легкие для выведения.
Миоглобин после связывания с кислородом в мышцах преобразуется в оксимиоглобин. Этот процесс запасания кислорода происходит при его избытке. Освобождение кислорода из молекулы оксигемоглобина происходит при сокращении мышц, в период повышенной траты кислорода.
Как в гемоглобине, так и в миоглобине местом связывания кислорода является гем, железосодержащая часть белка. Считается, что миоглобин может связывать около 14% кислорода от его общего количества в организме человека, однако молекула кислорода в миоглобине может оставаться в нем более длительный период, чем в молекуле гемоглобина. При повышенной мышечной нагрузке и снижении парциального давления кислорода он высвобождается из миоглобина и поступает в реакции, поставляющие энергетические вещества (например, в виде АТФ), необходимые для работы мышечных клеток.
Определение количества гемоглобина в лабораторной практике и оценка его клинической значимости в качестве маркера инфаркта начались в середине 70-х годов прошлого столетия. Как и другие компоненты клетки при повреждении сердечной мышцы, молекулы миоглобина поступают в кровяное русло. Выяснилось, что миоглобин является самым ранним показателем некроза мышцы сердца. Его концентрация в крови после начала инфаркта увеличивается уже через два часа.
Максимальная концентрация регистрируется через 4 часа, через 12 часов происходит существенное снижение содержания, а нормализация наблюдается через трое суток.
Такая динамика изменения концентрации этого белка определила возможность его использования в качестве маркера некроза сердечной мышцы.
В процессе сравнительного изучения различных кардиальных маркеров было показано, что по специфичности миоглобин сходен с креатинфосфокиназой (КФК) и уступает ее изоферменту КФК-МВ. Тот факт, что концентрация миоглобина в крови после его выброса остается повышенной в течение всего лишь нескольких часов (в отличие от других маркеров) делало затруднительным четкую диагностику инфаркта. Для того, чтобы не пропустить инфаркт (на основании лабораторных данных) необходимо определять концентрацию миоглобина каждые 2-3 часа. Быстрое удаление миоглобина объясняется его относительно небольшим молекулярным весом и способностью быстрее фильтроваться через клубочковую мембрану. Поэтому нормальные значения миоглобина, полученные после инфаркта, не могут полностью исключить наличие острого коронарного синдрома.
При оценке уровня миоглобина следует учитывать: миоглобин не является специфическим кардиомаркером и диагноз должен подтверждаться более специфичными маркерами (КФК-МВ, Тропонины); его концентрация в крови возрастает после инъекций, травмах мышц; быстрое снижение концентрации миоглобина в крови делает затруднительной диагностику некроза сердечной мышцы после нескольких часов возникновения инфаркта; если концентрация миоглобина не снижается, то это признак увеличения зоны инфаркта.
Определение уровня миоглобина с одновременным определением активности КФК-МВ и тропонинов повышает его диагностическую ценность в дифференциальной диагностике острого коронарного синдрома.