Многие взрослые считают, что современные дети развиваются быстрее, чем поколение их родителей. Эта тенденция наиболее ярко проявляется в освоении современных технологий — телевизора, компьютера, смартфона. И если в раннем детстве нынешних взрослых присутствовал только телевизор, то их дети с самого рождения окружены новыми технологиями. Самым интересным детским развлечением всегда были мультфильмы с яркой картинкой и увлекательным сюжетом. Сегодня существуют целые телеканалы, транслирующие детские передачи и мультфильмы. Некоторые из них подходят для гармоничного развития ребёнка, другие могут оказаться слишком агрессивными и транслирующими разрушительные модели поведения.
Особенности развития современных детей
Визуальный контент — компьютерные игры и мультфильмы, — окружает современных детей с раннего возраста. «Мультики» сопровождают их во время еды или путешествий. Для родителей они также удобны, поскольку с их помощью ребёнка можно отвлечь и заняться каким-нибудь делом. В 2 года малыш уже знает, как «включать мультики», в 4 у него появляется собственный планшет, а младший школьник уже заводит аккаунты в социальных сетях.
Многие взрослые — родители, психологи, педагоги — всерьез обеспокоены увлечениями современных детей. Слишком раннее и бесконтрольное приобщение к компьютерным играм может оказать негативное воздействие на детскую психику. Многие из этих игр достаточно агрессивны, ребёнок может считать агрессию нормой и проявлять ее по отношению к сверстникам.
Некоторые современные мультфильмы тоже достаточно агрессивны. Например, многие родители жалуются на плохое поведение детей после просмотра мультсериала «Маша и медведь». Поскольку главная героиня очень подвижна и не всегда совершает правильные поступки, то ребёнок, копирующий такую модель, тоже ухудшает свое поведение и вызывает недовольство взрослых.
Одни родители рассматривают детские мультфильмы как однозначное «зло», другие — как единственный способ отвлечь внимание ребёнка. Но, тем не менее, многие мультфильмы могут нести и развивающую функцию, например, обучать иностранным языкам или математике.
Польза и вред мультфильмов для развития ребёнка
Рисованная мультипликация появилась несколько раньше, чем кинематограф. Первые экспериментальные фильмы появились во Франции во второй половине 19 века. В начале 20 века появляются серии мультфильмов с участием постоянных персонажей, самые яркие их которых — Микки Маус и Дональд Дак, созданные фантазией американского мультипликатора Уолта Диснея. Малышей и взрослых всегда привлекает движение, яркая картинка или смешные поступки героев.
Для маленьких зрителей СССР и России любимыми героями были персонажи мультипликационных лент студии «Союзмультфильм». Картины озвучивались лучшими актерами страны, а истории, рассказанные в них, выполняли не только развлекательную, но и воспитательную функцию. Высококачественная литературная основа, саундтреки и озвучивание ролей интересны не только маленьким, но и взрослым.
Многие педагоги и психологи отмечают, что мультфильмы времен СССР оказывают положительное воздействие на развитие ребёнка. В большинстве из них герои добрые, а отрицательные персонажи быстро перевоспитываются. Мультфильмы, снятые в Японии и США, более неоднозначны. Сюжеты многих мультфильмов и мультипликационных сериалов рассказывают о «добре», которое борется со злом с кулаками и побеждает. Многие спецэффекты также отрицательно влияют на психику ребёнка, как в случае с японским сериалом «Покемон», где слишком яркое мерцание одного из персонажей приводило к нервным расстройствам у малышей.
Отрицательное влияние мультфильмов на развитие ребёнка заключается в стремлении подражать их героям. Малыши от 2 до 7 лет еще не имеют четко сформированных представлений о добре и зле, и поэтому неосознанно копируют поведение любимых персонажей. Если ребёнок смотрит мультфильмы с повышенным уровнем агрессии, то это будет негативно отражаться на его поведении и психическом развитии. В семьях, где воспитание детей происходит с активным применением телевизора или компьютера, а родители не уделяют достаточного внимания визуальному контенту, ребёнок с большей вероятностью будет иметь не только поведенческие проблемы, но и психические расстройства.
Выбирая мультфильмы для детского просмотра, родители должны учитывать возраст ребёнка и ту роль, которую художественные произведения играют в воспитании детей. Многие современные мультфильмы и мультсериалы рассчитаны не на малышей, а на подростковую или взрослую аудиторию. Разумеется, следует избегать картин с повышенным уровнем агрессии и насилия.
Воспитание детей и любовь к искусству
Сегодня мультфильмы играют очень важную роль в жизни ребёнка. В семьях, где телевизор или компьютер не становится «воспитателем», родители тщательно отбирают мультфильмы, оставляя только те, которые приносят пользу развитию личности. Например, в популярной серии «Маленькие Эйнштейны», малыши знакомятся с искусством, наукой и классической музыкой. А персонажи таких мультсериалов, как «Дора-исследователь» или «Свинка Пеппа» помогут ребёнку в освоении английского языка.
Воспитание детей без мультфильмов уже не представляется возможным. Тем не менее, они не должны быть основной частью детского досуга. Малышам в возрасте 2-3 лет не рекомендуется смотреть мультфильмы более, чем 15 минут в день. Для 6-7—летнего ребёнка время, проведенное за просмотром визуального контента, не должно превышать 40-50 минут. Мультфильмы должны быть тщательно подобраны родителями и не содержать сцен насилия и слишком ярких звуковых и визуальных эффектов.
Чтобы ребёнок не был занят просмотром «мультиков» в течение всего дня, необходимы и другие формы досуга — чтение, рисование, совместные игры. Хотя мультфильмы и привлекают своим удобством и простотой в обращении, все же для ребёнка гораздо важнее общение со значимыми взрослыми или сверстниками, познание природы и окружающего мира.
Чрезмерное увлечение визуальным контентом может привести к серьезным психологическим расстройствам, проблемам с концентрацией внимания и развитием мышления. Постоянное мелькание ярких образов на экране формирует так называемое «клиповое мышление» — неспособность удерживать внимание или воспринимать сложную информацию в течение длительного времени. К сожалению, у многих современных школьников существуют проблемы с концентрацией внимания. Поэтому визуальный контент в раннем детстве должен быть тщательно отобран и не выступать в роли «заменителя» родительского внимания.