175 лет назад, в 1843 году, в первый день осени в семье состоятельного вольноотпущенника графа Шереметьева Прокофия Суслова родилась дочь. Назвали ее Надеждой. Родители и подумать не могли, что Надежда прославит их фамилию, став первой в России (да и в Европе тоже!) женщиной-врачом.
Цель — стать врачом
Можно сказать, Надежде повезло. Ее отец, рано осиротевший, был взят на воспитание дворецким графа Шереметьева. Мальчик получил неплохое образование и проявил себя настолько хорошо, что дорос до управляющего всеми шереметьевскими имениями. Для крепостного — отличная карьера. Тем более, что потом граф дал Суслову вольную, и тот, сумевший накопить за время службы небольшой капитал, стал владельцем фабрики по производству ситца и бумаги.
Родившимся троим детям — сыну и двум дочерям — Прокофий желал только лучшего и постарался дать им хорошее образование. Когда семья перебралась из Нижегородской губернии в Москву, Надежда вместе с сестрой Аполлинарией была определена в частный пансион, где обучалась основам естественных наук и иностранным языкам. Обучение было продолжено в Санкт-Петербурге, где девушка выучила самостоятельно еще и латынь. К тому времени Надежда уже точно знала, чего хочет: стать врачом и помогать людям.
Но вот беда — девушкам в университеты путь был закрыт. Считалось, что науки барышням ни к чему, ведь женщины все равно «неспособны к умственным занятиям». А значит им и незачем тратить время на образование сверх необходимого, то есть позволяющего мило поддержать светскую беседу.
Но Надежда была настолько целеустремленной, что ей удалось преодолеть и эту преграду: подружившись с И. М. Сеченовым, девушка сумела добиться разрешения посещать в качестве вольнослушателя лекции в Военной медико-хирургической академии. Однако эти занятия долго не продлились: в 1863 году Военное министерство строго-настрого запретило лицам женского пола посещать учебное заведение даже вольнослушателями.
Другая бы, наверное, отступила и сдалась. Но не Надежда Суслова. Несгибаемая и целеустремленная девушка собрала вещи и уехала в Цюрих. Там женщин в университеты и академии тоже не допускали, но попытаться стоило. И попытка увенчалась успехом! Надежду приняли на медицинский факультет. Правда, с насмешливым комментарием некоего профессора Бромера: «Первая попытка женщины преуспеть в науке будет и последней, пусть будет исключением».
Надежда написала тогда в своем дневнике: «…они ошибаются. За мной придут тысячи». И она не ошиблась.
Многие мужчины-врачи сомневались в том, что женщина сможет успешно лечить больных. Но вся жизнь Надежды Сусловой стала опровержением: своей преданностью медицине, широкими познаниями, готовностью помогать людям первая женщина-врач заслужила уважение коллег и любовь пациентов. Благодаря ей барьер, преграждавший женщинам путь во врачебную профессию, был разрушен. В 1872 году открылись в Санкт-Петербурге первые Женские медицинские курсы, а затем и Женский медицинский институт.
Умерла Надежда Суслова в 1918 году в Алуште.
Женщины в медицине сегодня
Суслова была права: по проложенной ею дороге идут сегодня сотни тысяч женщин. Они не только получили возможность становиться врачами, но и составляют большинство: более 60% врачей — женщины. Правда, в действительности все не так однозначно.
Если вы решите наугад записаться к терапевту или отоларингологу, то, вероятнее всего, попадете на прием к женщине. А если запишетесь на массаж — к мужчине, потому что среди профессиональных массажистов 61% составляют именно они. И главным врачом в клинике, скорее всего, будет мужчина, и ведущим хирургом — тоже представитель сильного пола. Почему?
Точного и однозначного ответа нет. Но кое-какие интересные данные статистика может дать.
Например:
- Большинство россиян считают, что врач — профессия женская. Но при этом предпочитают врачей-мужчин, если речь идет о хирургии, стоматологии, травматологии и анестезиологии. А вот в качестве педиатров, терапевтов и врачей многих других специальностей предпочитают именно женщин.
- Интересно, что женщинам больше нравятся массажисты-мужчины, тогда как многие мужчины отдают предпочтение массажу в исполнении женщины. Речь идет, заметим, именно о классическом массаже, лечебном и оздоровительном, без всякого двусмысленного подтекста.
- В качестве уролога и проктолога мужчины предпочитают лиц своего пола. Интересно, что женщины с ними согласны.
- Расходятся мнения относительно врачей-стоматологов: одним больше нравится, как лечат женщины, другие чувствуют себя спокойнее и увереннее в руках мужчины-дантиста.
- Точно так же нет согласия и относительно гинекологов. Часть женщин считает, что гинекологические проблемы лучше сможет понять и решить врач-женщина. Другие уверены, что мужчины-гинекологи мягче и бережнее проводят осмотры, да и вообще более внимательны и терпеливы.
Но это все мнения, основанные на вкусах и субъективных ощущениях. А есть ли точные данные?
Перед кем отступают болезни?
Многочисленные статистические исследования предлагают нам некоторые данные и цифры.
- С административной работой мужчины справляются успешнее. И это одна из главных причин, по которой больницами и медицинскими центрами чаще руководят именно мужчины-врачи. Они принимают больше верных решений и легче берут на себя ответственность за них, мыслят стратегически. Но в качестве исполнительного заместителя женщины работают лучше.
- Что же касается непосредственно лечения, то здесь сильному полу придется отойти в сторону. Исследования, проведенные в Канаде, США, Австралии, Германии и других странах дали интересные результаты. Оказалось, что у врачей-женщин пациенты умирают реже, и реже приходят на прием с рецидивами болезни. Разница не очень большая — 1-3%, но она есть.
Немецкие ученые опросили более 11 тысяч пациентов и на основании полученных ответов составили следующую картину:
- Женщины-врачи более внимательны к пациентам и настроены более оптимистично. Они чаще развернуто отвечают на вопросы больных относительно лечения, больше склонны обращать внимание на мелочи и детали, чаще продумывают варианты отдаленных последствий лечения.
- Мужчины-врачи тратят на прием меньше времени, не склонны обращать внимание на детали. Болезни они чаще рассматривают как «поломку» в организме, а себя видят «ремонтниками», чья задача — поломки устранить. О вероятных осложнениях мужчины-врачи думают тоже с более «механической» точки зрения, не рассматривая возможные психологические и эмоциональные проблемы пациента.
- В среднем мужчины-врачи успевают принять больше пациентов, чем их коллеги-женщины. Но к женщинам их пациенты реже возвращаются с рецидивами заболевания, что, в конечном итоге, делает женщин более выгодными работниками для клиники и более полезными для больных.
- Мужчины-врачи чаще назначают пациентам обезболивающие и успокоительные препараты вообще, и в высокой дозировке в частности. Женщины же, напротив, склонны понижать дозу и чаще контролировать изменения в состоянии больного во время лечения.
Анализ работы врачей канадской провинции Квебек показал, что по назначениям женщин-врачей проводится больше исследований и анализов, чем по направлениям от врачей-мужчин. Вероятно, с этой точки зрения мужчины выгоднее для клиники, но для здоровья больного важнее, чтобы лечение назначалось на основании как можно более полных данных.
Записаться к врачу: пол имеет значение?
Оказывается, что имеет. В среднем женщины, как считают исследователи, лечат успешнее. Но ориентироваться только на статистические данные — примерно то же самое, что делать выводы на основании «средней температуры по больнице».
Собираясь записаться к врачу, в первую очередь стоит обращать внимание все-таки не на гендерную принадлежность доктора, а на его профессиональные качества и отзывы других пациентов. И даже на такой не поддающийся пониманию и прогнозированию момент, как личный контакт и доверие.
Наше исследование выявило печальную закономерность. Если женщина с сердечным приступом попадает к врачу-мужчине, шансов на выздоровление у нее оказывается меньше. У мужчин-врачей женщины-пациентки умирают достоверно чаще. Женщины-врачи лечат пациенток своего пола успешнее. Разница в полтора процента кажется небольшой, пока не касается кого-то из близких. Мы изучали истории болезни более чем 600 тысяч человек, и в численном выражении эта разница составляет около 9000 пациенток. То есть за рассматриваемый период у мужчин-врачей умерло на 9000 человек больше.
С чем может быть связано то, что мужчинам труднее лечить женщин? Дать ответ на этот вопрос нелегко. Можно предположить, что женщины-врачи чаще обращают внимание на нетипичные проявления заболевания, которые их коллеги-мужчины отметают как несущественные. Достоверно известно, что пациенткам-женщинам реже назначаются некоторые диагностические и лечебные процедуры. Однако вовсе не факт, что в других странах дело обстоит так же.
Однако пересмотреть подход к лечению пациентов женского пола стоило бы везде. В некоторых случаях совпадение пола больного с полом врача может иметь существенное значение, что особенно важно для женщин.