Нарушение слухового восприятия у ребёнка: слышу, но не понимаю

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Нарушение слухового восприятия — это проблема, от которой страдают около 3–5% детей школьного возраста. Дети с этим заболеванием, также известным как расстройство центральной обработки слухового восприятия, не могут понимать то, что они слышат, так же хорошо, как другие. И дело не в нарушении слуха как такового: слуховой аппарат нормально воспринимает все звуки. Но уши и мозг не полностью координируются: что-то мешает мозгу распознавать и интерпретировать звуки, особенно когда дело касается распознавания речи.

При наличии правильных стратегий дети с нарушением слухового восприятия могут добиться успеха в школе и жизни. Однако ранняя диагностика очень важна. Если патологию не выявить и не начать коррекцию на ранней стадии, ребёнок рискует столкнуться с проблемами слуха и обучения дома и в школе, а затем и во взрослой жизни.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Проблемы с пониманием речи

Считается, что дети с нарушением слухового восприятия нормально воспринимают звуки, потому что они могут слышать звуки, которые издаются по одному в очень тихой обстановке (например, в звукоизолированной комнате). Проблема в том, что им обычно непросто распознавать небольшие различия между несколькими звуками в словах, даже если они достаточно громкие.

Подобные проблемы обычно возникают в плохой ситуации прослушивания — например, когда есть фоновый шум, или в помещении с эффектом эха, например, в театре или в аудитории, — что часто бывает в социальных ситуациях. Детям с такой патологией может быть трудно понять, что им говорят, когда они находятся в шумных местах, таких как класс, игровая площадка, спортивное мероприятие, школьная столовая или магазин.

Если нарушение слухового восприятия распространяется только на речь, то это называют речевой слуховой агнозией, а нарушения неречевого слуха по данным исследования , то есть неспособность различать предметные, природные и музыкальные шумы, считаются наиболее грубым механизмом алалии у детей (журнал «Специальное образование»).

Каковы признаки и симптомы нарушения слухового восприятия у ребёнка?

Симптомы нарушения слухового восприятия могут варьироваться от лёгких до тяжёлых и принимать самые разные формы. Если вы считаете, что у ребёнка проблемы с восприятием звуков, задайте себе следующие вопросы:

  • Мой ребёнок часто путает звуки, слоги и слова?
  • Шумная обстановка подавляет моего ребёнка, когда он пытается что-то расслышать или общаться?
  • Улучшается ли поведение и успеваемость ребёнка в более тихой обстановке?
  • Есть ли у него проблемы с выполнением словесных просьб, простых или сложных?
  • Есть ли проблемы с правописанием или фонетикой?
  • Трудно ли ему воспринимать математические задачи на слух?
  • Трудно ли ребёнку следить за разговором?

Нарушение слухового восприятия часто неправильно понимается родителями, поскольку многие из его проявлений аналогичны симптомам при других расстройствах. Кроме того, симптомы нарушения слухового восприятия могут быть скрыты другими проблемами, такими как задержка речи у ребёнка, неспособность к обучению, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и депрессия.

Дефицит слуховой памяти, проблемы слухового внимания и звуковая чувствительность не являются симптомами нарушения слухового восприятия, но также могут вызывать проблемы с правильным использованием звуковой информации.

Что вызывает расстройство обработки звуков у детей?

Часто причина нарушения слухового восприятия у ребёнка остаётся неизвестной. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что дети с травмой головы, отравлением свинцом, эпилепсией или хроническими ушными инфекциями подвергаются большему риску. Иногда причин может быть несколько.

Исследование учёных из НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН выявило, что у детей с нарушениями слухового восприятия в анамнезе: в 95 % случаев перинатальное поражение центральной нервной системы, в 42 % анемия и ранний токсикоз беременных, в 20 % у детей обнаруживается хроническая внутриутробная гипоксия плода, в 10 % случаев недоношенность, ещё в 10 % случаев транзиторная желтуха новорождённых.

Как диагностируется нарушение слухового восприятия?

Если вы считаете, что у ребёнка проблемы со слухом или пониманием речи, запишитесь на консультацию к отоларингологу, а затем к врачу аудиологу (специалиста по слуху). Только аудиологи могут диагностировать нарушение слухового восприятия.

Самый распространенный способ диагностики – использование определенной группы прослушивающих тестов. Аудиологи часто ищут следующие основные проблемные области у детей:

  • Слуховой фон: это когда у ребёнка возникают проблемы с пониманием речи, если на заднем плане слышны разговоры или окружающий шум.
  • Слуховое «закрытие»: это когда ребёнок не может заполнить пробелы в речи по смыслу. Чаще всего это происходит, когда голос говорящего слишком быстрый или приглушённый, из-за чего ребёнку трудно понять смысл звуков и слов.
  • Дихотическое слушание: ребёнку трудно понять конкурирующую, осмысленную речь, происходящую одновременно. Например, если учитель говорит с одной стороны, а сосед разговаривает с другой стороны, и ребёнок не может понять речь одного или обоих говорящих.
  • Временная обработка: время работы системы обработки информации, которая помогает распознавать различия в звуках речи (например, «сон» и «слон»). Она также помогает понимать высоту тона и интонацию (например, вопросительную вместо повествовательной), понимать загадки и юмор, делать выводы.
  • Бинауральное взаимодействие: это способность понимать, с какой стороны звучит речь или звуки, и локализовать звук в комнате. Хотя эта проблема встречается реже, она отмечается у детей с травмами головного мозга или судорожными расстройствами в анамнезе.

Для большинства традиционных тестов требуется, чтобы ребёнок был старше 7 лет. Таким образом, многим детям диагноз не ставят до первого класса ил даже позднее.

Важно!

Новые электрофизиологические тесты (в которых используются неинвазивные электроды для проверки реакции организма на речь) могут дать раннюю информацию о центральной слуховой системе у детей младше 7 лет.

Система слухового восприятия и распознавания развивается полностью к 14 годам, так что многие дети с этим диагнозом со временем могут улучшить навыки и справиться с симптомами или компенсировать их.

Что помогает ребёнку лучше слышать дома и в школе?

Хотя не существует эффективного лечения, но различные стратегии могут помочь детям, а также улучшить развитие слухового восприятия, особенно если начать применять их как можно раньше. К ним относятся:

  • устройства для улучшения условий прослушивания;
  • индивидуальная терапия;
  • помощь других специалистов для устранения симптомов нарушения.

Например, ребёнку могут быть полезны:

  • логопедическая помощь при языковых нарушениях;
  • психологическое консультирование и занятия, помогающие снизить тревожность;
  • спорт, арт-терапия или музыкальная терапия для повышения самооценки;
  • эрготерапия, чтобы помочь с сенсорными проблемами или проблемами со слухом.

Одним из распространённых устройств является система удаленных микрофонов, также известная как система частотной модуляции. Это вспомогательное устройство выделяет голос говорящего из фонового шума, делая голос более чётким, чтобы ребенок мог его понять. Говорящий носит крошечный микрофон-передатчик, который посылает сигнал на беспроводной приемник, который рёбенок носит на ухе, или на динамик рядом с ним.

Другие приспособления часто направлены на оптимизацию доступа ребенка к звучащей речи. Оптимизация речи означает уменьшение влияния других вещей, таких как фоновые разговоры, отвлекающие звуки и изображения, а также плохая акустика в классе. Например, в классе учитель может замедлить речь, говорить чётко, и посадить ребёнка так, чтобы тот мог его лучше видеть и слышать.

Некоторые индивидуальные способы терапии также могут помочь детям улучшить развитие слухового восприятия. Обычно их рекомендует аудиолог на основании результатов обследований. Так, существует ряд компьютерных программ для детей с нарушением слухового восприятия. В основном они помогают мозгу лучше обрабатывать звуки в шумной обстановке.

Совет!

Учёные Московского института психоанализа выяснили, что наибольшую пользу в коррекции речевой слуховой агнозии у детей, помимо устройств и специальных условий, приносят методы сенсорной интеграции.

Что можно сделать в домашних условиях, чтобы ребёнок лучше слышал и распознавал речь?

  • По возможности уменьшайте фоновый шум.
  • Пусть ваш ребёнок смотрит на вас, когда вы говорите. Это помогает ему получать визуальные подсказки, позволяющие «заполнить пробелы» в недостающей речевой информации.
  • Используйте такие стратегии, как «разбиение на части», что означает предоставление простых словесных указаний с меньшим количеством слов, ключевым словом, которое нужно запомнить, и меньшим количеством шагов.
  • Говорите медленно и чётко. А вот более громкая речь далеко не всегда срабатывает.
  • Просите ребёнка повторять сказанное, чтобы убедиться, что он понял просьбу.
  • Также могут помочь написание заметок, ведение графика или списка дел, использование календарей с визуальными символами и соблюдение распорядка дня.
  • Многие дети с нарушениями слухового восприятия считают полезным использование субтитров в фильмах, передачах и компьютерных программах.

Поощряйте детей отстаивать свои интересы и не стесняться переспрашивать. Застенчивым детям, возможно, помогут карточки или сигналы, которые надо согласовать с ними, родителями, учителями или тренерами.

Другие полезные подсказки для школы:

  • Договоритесь с учителями, чтобы ребенок сидел в классе ближе всего к педагогу. Это улучшает концентрацию и доступ к речи.
  • Изучайте новые темы и заранее заучивайте с ребёнком новые и незнакомые слова и термины.
  • Чаще используйте наглядные пособия.
  • По возможности просите видео-пособия или аудиозаписи уроков.

Одна из самых важных вещей, которые могут сделать родители и учителя, — это признать, что симптомы нарушения слухового восприятия, которые есть у ребенка, реальны, и это не лень или проблемы с вниманием и послушанием. Симптомы нарушения слухового восприятия — не то, что ребёнок может контролировать.

Важно помнить, что нарушения слухового восприятия могут встречаться вместе с общими проблемами со слухом. Заподозрить их наличие вам поможет статья «7 мифов о нарушении слуха у детей: проверьте себя!».

Использованы фотоматериалы Unsplash

Читайте далее

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.
Опубликовано 15.10.2023 22:58
Рейтинг статьи:
4,4

Использованные источники

Об особенностях развития речи у детей с нарушением слухового восприятия / Визель Т.Г., Клевцова С.В., Зайцева С.А. // Специальное образование 2019 №4 (56)
Особенности слухового восприятия у детей дошкольного возраста (на примере Республики Тыва) / Скиданова О.В., Игнатова И.А. // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова 2017 №19
Особенности коррекционной работы при нарушениях восприятия речи на слух / Визель Т.Г. // СНВ 2018 №1 (22)

Читайте также

7 мифов о нарушении слуха у детей: проверьте себя!
Памятка для родителей: что надо знать про слух у ребенка и как его правильно проверять.
Как сохранить слух у ребенка: рассказывают эксперты
Чтобы все слышать: 6 советов от экспертов по профилактике потери слуха.
Особенности реабилитации детей с нарушениями слуха
По данным ВОЗ, нарушения слуха различной степени тяжести выявляются сегодня примерно у двух процентов новорожденных и детей раннего возраста.
Фурункул слухового прохода у ребенка
Фурункул слухового прохода у ребенка в процессе развития может характеризоваться не только сильной болью, но и частичным снижением слуха.