26.01.2017 11564

Слушать, слышать и лечить: метод Альфреда Томатиса

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Все мы что-то слышали о пользе музыкотерапии, влиянии различных мелодий на настроение и даже порой на самочувствие. Музыкальные ритмы и тембры действительно оказывают воздействие на нервную систему. Однако теория Альфреда Томатиса, применяемая в мире на практике уже более 50 лет, базируется на развитии мышц уха, ответственных за умение слышать звуки различной частоты, и их влиянии на высшие нервные функции. Эта методика не только помогает изучать иностранные языки и виртуозно владеть собственным голосом, занятия по курсу Альфреда Томатиса способствуют коррекции некоторых патологий и излечению отклонений в развитии детей. Как это работает и в каких случаях метод Томатиса наиболее эффективен, рассказывает MedAboutMe.

Открытие Альфреда Томатиса

Открытие Альфреда Томатиса

Изначально Альфред Томатис, французский врач-отоларинголог, работал над исследованиями о связи голоса и слуха, занимаясь с вокалистами, «потерявшими» голос в процессе пения. Однако в процессе изучения проблемы были выявлены и другие аспекты с более широкими возможностями.

Первое, что установил Томатис на научном уровне: слышать и услышать — не одно и тоже. То, что интуитивно знают все, доктор подтвердил при помощи экспериментов. Слуховое восприятие — это пассивная способность рецепторов улавливать волны различной частоты. А чтобы услышать, необходимо активно обрабатывать информацию, поставляемую рецепторами.

Если в процессе передачи информация теряется или мозг в силу тех или иных причин не способен ее обработать, то возникает парадокс: человек имеет отличный слух, но, например, не воспринимает речь. Также особенности процесса обработки информации могут быть настолько трудоемкими для организма, что это вызывает утомляемость, нарушения внимания, нестабильное эмоциональное состояние, нарушения в общении, социальных связях. Более того, поскольку ухо — довольно сложный орган, отвечающий и за работу вестибулярного аппарата, то нарушения восприятия информации могут сопровождаться искажением передачи сенсорной информации, перенапряжением других органов восприятия.

Вторым аспектом открытия стала возможность тренировать процесс восприятия и совершенствовать процесс обработки достаточно несложным образом: заставляя мелкие мышцы внутри уха тренироваться посредством передачи им звуков различной частоты. Таким же образом различные отделы мозга совершенствуют навыки обработки входящих сигналов.

Что это за звуки? Томатис сконцентрировался на двух направлениях: музыке и звуке голоса.

Не просто музыка: разница вызванных потенциалов

Не просто музыка: разница вызванных потенциалов

Однако недостаточно просто слушать музыку. Хотя направление музыкотерапии — значительная часть альтернативных методов медицины, и доказано влияние музыки на процесс обезболивания, улучшение состояния больных Альцгеймером, гипертонией, применение различных тембров и ритмов при нарушении психоэмоционального состояния, для тренировки умения слушать этого недостаточно.

Альфред Томатис создал аппарат, передающий звуки необходимой частоты не только в слуховой проход, но и способствующий вибрационному типу трансляции звуков через костную ткань. Музыка, используемая при терапии, регулируется по частоте в зависимости от результатов диагностики, добавляются и убираются именно те частоты, слышать которые ухо необходимо «научить».

Помимо этого, учитывается влияние различных частот на головной мозг: высокочастостные потоки способны «заряжать» мозг энергией, помогая концентрации внимания, восприимчивости к обучению, стимулируя воображение и творческие способности.

Низкие звуки, наоборот, вызывают чрезмерную вибрацию и способны утомлять как мозг, так и тело.

Еще один вариант звуков, используемых в методике Томатиса, направлен на обучение детей с речевыми отклонениями. Учеными доказано, что при внутриутробном развитии дети не только слышат, но и воспринимают окружающие звуки, и это откладывается в памяти и влияет на речевые и эмоциональные процессы.

Наиболее частый звук, доносящийся до плода, это голос матери. Однако, проникая сквозь ткани тела и амниотический барьер, голос искажается. Осваивая структуру, интонационные особенности и произношение слов родного языка, ребенок слышит звуки с частотой более 8 000 герц. При терапии по методике Томатиса записанную материнскую речь подвергают обработке, приближая ее в звучании к тому, что слышит ребенок в процессе вынашивания. Это позволяет улучшить усвоение языковых особенностей и восполнить недостатки в процессе восприятия информации, влияющие на речевые функции и некоторые особенности поведения.

Доктор Томатис и ряд специалистов, исследовавших эту область науки, доказали, что голосом мы способны воспроизводить только те звуки, которые слышим, и слышим активно. Этот эффект, влияющий на произношение, знаком каждому, кто пытался петь в шумном помещении: даже управлять своим голосовым аппаратом, не слыша себя, непросто. А если «внутренние помехи» при передаче звуков мешают ребенку действительно слышать, то и речевая функция не сможет быть сформирована в соответствии с нормами.

Еще один аспект методики базируется на нейрофизиологии: за полноценное восприятие звуковой информации отвечает правое ухо человека. Это наиболее эффективный и энергосохраняющий путь, так как правое ухо передает информацию в левое полушарие, где расположен речевой центр. Если же информация в силу индивидуальных особенностей в большем объеме поступает через левое ухо (и это не связано с проблемами слуха), то, прежде чем быть «услышанными», данные проходят через правое полушарие, после чего поступают в левое. Такой путь передачи задействует больше связей, чем необходимо, затрачивается энергия, снижается концентрация внимания на других процессах. И это также можно исправить.

Кому это нужно?