26.01.2017 11143

Слушать, слышать и лечить: метод Альфреда Томатиса

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Все мы что-то слышали о пользе музыкотерапии, влиянии различных мелодий на настроение и даже порой на самочувствие. Музыкальные ритмы и тембры действительно оказывают воздействие на нервную систему. Однако теория Альфреда Томатиса, применяемая в мире на практике уже более 50 лет, базируется на развитии мышц уха, ответственных за умение слышать звуки различной частоты, и их влиянии на высшие нервные функции. Эта методика не только помогает изучать иностранные языки и виртуозно владеть собственным голосом, занятия по курсу Альфреда Томатиса способствуют коррекции некоторых патологий и излечению отклонений в развитии детей. Как это работает и в каких случаях метод Томатиса наиболее эффективен, рассказывает MedAboutMe.

Открытие Альфреда Томатиса

Открытие Альфреда Томатиса

Изначально Альфред Томатис, французский врач-отоларинголог, работал над исследованиями о связи голоса и слуха, занимаясь с вокалистами, «потерявшими» голос в процессе пения. Однако в процессе изучения проблемы были выявлены и другие аспекты с более широкими возможностями.

Первое, что установил Томатис на научном уровне: слышать и услышать — не одно и тоже. То, что интуитивно знают все, доктор подтвердил при помощи экспериментов. Слуховое восприятие — это пассивная способность рецепторов улавливать волны различной частоты. А чтобы услышать, необходимо активно обрабатывать информацию, поставляемую рецепторами.

Если в процессе передачи информация теряется или мозг в силу тех или иных причин не способен ее обработать, то возникает парадокс: человек имеет отличный слух, но, например, не воспринимает речь. Также особенности процесса обработки информации могут быть настолько трудоемкими для организма, что это вызывает утомляемость, нарушения внимания, нестабильное эмоциональное состояние, нарушения в общении, социальных связях. Более того, поскольку ухо — довольно сложный орган, отвечающий и за работу вестибулярного аппарата, то нарушения восприятия информации могут сопровождаться искажением передачи сенсорной информации, перенапряжением других органов восприятия.

Вторым аспектом открытия стала возможность тренировать процесс восприятия и совершенствовать процесс обработки достаточно несложным образом: заставляя мелкие мышцы внутри уха тренироваться посредством передачи им звуков различной частоты. Таким же образом различные отделы мозга совершенствуют навыки обработки входящих сигналов.

Что это за звуки? Томатис сконцентрировался на двух направлениях: музыке и звуке голоса.

Не просто музыка: разница вызванных потенциалов

Не просто музыка: разница вызванных потенциалов

Однако недостаточно просто слушать музыку. Хотя направление музыкотерапии — значительная часть альтернативных методов медицины, и доказано влияние музыки на процесс обезболивания, улучшение состояния больных Альцгеймером, гипертонией, применение различных тембров и ритмов при нарушении психоэмоционального состояния, для тренировки умения слушать этого недостаточно.

Альфред Томатис создал аппарат, передающий звуки необходимой частоты не только в слуховой проход, но и способствующий вибрационному типу трансляции звуков через костную ткань. Музыка, используемая при терапии, регулируется по частоте в зависимости от результатов диагностики, добавляются и убираются именно те частоты, слышать которые ухо необходимо «научить».

Помимо этого, учитывается влияние различных частот на головной мозг: высокочастостные потоки способны «заряжать» мозг энергией, помогая концентрации внимания, восприимчивости к обучению, стимулируя воображение и творческие способности.

Низкие звуки, наоборот, вызывают чрезмерную вибрацию и способны утомлять как мозг, так и тело.

Еще один вариант звуков, используемых в методике Томатиса, направлен на обучение детей с речевыми отклонениями. Учеными доказано, что при внутриутробном развитии дети не только слышат, но и воспринимают окружающие звуки, и это откладывается в памяти и влияет на речевые и эмоциональные процессы.

Наиболее частый звук, доносящийся до плода, это голос матери. Однако, проникая сквозь ткани тела и амниотический барьер, голос искажается. Осваивая структуру, интонационные особенности и произношение слов родного языка, ребенок слышит звуки с частотой более 8 000 герц. При терапии по методике Томатиса записанную материнскую речь подвергают обработке, приближая ее в звучании к тому, что слышит ребенок в процессе вынашивания. Это позволяет улучшить усвоение языковых особенностей и восполнить недостатки в процессе восприятия информации, влияющие на речевые функции и некоторые особенности поведения.

Доктор Томатис и ряд специалистов, исследовавших эту область науки, доказали, что голосом мы способны воспроизводить только те звуки, которые слышим, и слышим активно. Этот эффект, влияющий на произношение, знаком каждому, кто пытался петь в шумном помещении: даже управлять своим голосовым аппаратом, не слыша себя, непросто. А если «внутренние помехи» при передаче звуков мешают ребенку действительно слышать, то и речевая функция не сможет быть сформирована в соответствии с нормами.

Еще один аспект методики базируется на нейрофизиологии: за полноценное восприятие звуковой информации отвечает правое ухо человека. Это наиболее эффективный и энергосохраняющий путь, так как правое ухо передает информацию в левое полушарие, где расположен речевой центр. Если же информация в силу индивидуальных особенностей в большем объеме поступает через левое ухо (и это не связано с проблемами слуха), то, прежде чем быть «услышанными», данные проходят через правое полушарие, после чего поступают в левое. Такой путь передачи задействует больше связей, чем необходимо, затрачивается энергия, снижается концентрация внимания на других процессах. И это также можно исправить.

Кому это нужно?

Кому это нужно?

Изначально Томатис создавал методику для певцов. Впоследствии, видя влияние терапии на здоровых людей, ее адаптировали для тех, кто испытывал какие-либо проблемы со слухом и речью. Наконец, многочисленные исследования и коррекции программы подтвердили ее эффективность для детей с такими диагнозами, как алалия, дислексия, синдром гиперактивности с нарушением внимания, нарушениями сенсорики различной этиологии, логоневрозами. Томатис-терапию также используют как часть общего курса коррекции при аутизме.

Методика Томатиса помогает формировать аналитические навыки при слушании, понимание речи, улучшать концентрацию внимания и повышать способности к обучению, восприятию информации. Ее успешно используют при повышенной чувствительности к различным звукам и изучению иностранных языков, а также для снижения общей утомляемости и для повышения эмоционального фона у детей и взрослых.

Как это работает?

Как это работает?

Тренировки мышц уха и системы обработки звуков производятся посредством подачи контрастных сигналов высокой и низкой частоты. При подаче низких частот мышцы расслабляются, возбуждение коры головного мозга снижается, при воздействии высоких звуков — наоборот. Благодаря эффекту костной проводимости специальное вибрирующее устройство, встроенное в аппарат в виде наушников, звук в перерывах между разночастностными сигналами воспринимается также через кости черепа.

Различные интервалы, выставляемые индивидуально в зависимости от потребностей пациента, позволяют обучать систему обработки слуховой информации гибко реагировать на сигналы, улучшать внимание и восприятие.

Личный опыт

Екатерина Собжак

Курсы по методике Томатис нам посоветовал нейропсихолог. К этому моменту в качестве диагноза в карте у ребенка было «последствия перинатальной энцефалопатии», говорили об алалии, синдроме дефицита внимания без гиперактивности, но по факту было видно: девочка легко возбуждается, устает, раздражительна, имеет трудности с произношением звуков и характерные вокализации в голосе, да и заговорила поздно…

Курс методики начали после обследования у специалиста, и, в целом, обследование и сами занятия проходили по одной схеме: ребенок надевал наушники с дополнительной «штучкой» сзади и слушал музыку. Сначала просто как сопровождение рисованию или играм с конструктором, потом – вместе с логопедическими занятиями. Выглядело все довольно «обычно», и, если бы я не читала про научные обоснования, вряд ли решилась бы на подобные курсы.

Однако после первых же занятий стала видна разница, сначала в поведении: несколько сеансов повлияли на дочь так, как на меня, наверное, пара недель в СПА-отеле в разгар рабочих стрессов. Ребенок стал значительно спокойнее, собраннее, не реагировал на мелкие провокации младшего брата. Умиротворенное радостное дитя, у которого все хорошо. Ушли дневные и ночные истерики, явления энуреза, энкопреза. Подтянулась речь.

После первого курса был вполне ожидаемый «откат», часть симптомов вернулась, однако Томатис дал нам уверенность, что все неврологические проявления – всего лишь признаки заболевания, а никак не вредности характера или кризисов, на что часто надеются родители. И что все преодолимо, надо только заниматься и верить в ребенка.

<