«Мам, ну купи, купи, ну купииии» — знакомая мелодия? Как часто ребёнок ноет, если хочет получить что-то от родителей? И как часто он это получает? Дети нередко используют эти противные интонации, чтобы добиться чего-то от взрослых, но почему они это делают и как отучить малышей от этой неприятной привычки, рассказывает сегодня MedAboutMe.
Почему дети ноют: психология младшего дошкольного возраста
Если рассматривать конкретного ребёнка младшего дошкольного возраста, можно найти сотню причин и неудовлетворенных желаний, лежащих в основе нытья. Но при этом одни дети сводят родителей с ума, хныкая и поднывая, а другие добиваются исполнения своих желаний иным образом. Почему?
- Причина нытья номер один: закрепление дурного поведения
Скорее всего, все было так: однажды ваш малыш устал или проголодался, почувствовал себя плохо или захотел спать (никто уже не помнит, что это было), и — поныл. А так как дети не всегда способны понимать причину своего дискомфорта, то поныл он на отвлеченную тему: дать сок, взять на ручки, угостить конфеткой, и конфетку он получил.
Особо сообразительные дети быстро находят связь «поныл-получил». При этом они не слышат себя со стороны, не осознают, насколько этот способ неприятен и как еще можно эффективно добиваться исполнения желаний. И ноют каждый раз, когда хотят что-то попросить.
- Причина номер два: нехватка внимания
На самом деле это все та же причина номер один, только потребность у детей в этом случае не материальная. Довольно быстро дети осознают, что в ответ на нытье они получат хоть какое-то внимание. И даже отрицательная его форма («Да прекрати ты ныть, ну сколько ж можно!») тоже является вниманием. А там, возможно, ребёнку достанется и обещанное чтение книжки на ночь, надо только поныть подольше.
- Причина номер три: физиология
Не всегда младший дошкольный возраст у детей означает умение манипулировать родителями. Иногда малыши действительно ноют и хныкают, потому что устали, заболевают или проголодались. И только.
Реакция родителей — ключ к прекращению нытья
Младший дошкольный возраст, 3-4 года, характеризуется большим объёмом импульсивных желаний и недостаточно еще развитыми возможностями удовлетворять их или сообщать о них. Поэтому в арсенале детей порой масса способов упросить или вынудить взрослого выполнить «хотелку». И нередко родители поддаются на подобный «шантаж» и выполняют просьбу, лишь бы перестать слышать эти утомительные звуки. В то время, как задача старших — обучить ребёнка просить в социально приемлемой манере, без капризов, скандалов и нытья. Как?
Вырабатываем иммунитет к нытью детей и учим их просить правильно
- Шаг первый. Реагируем на нытье
Вытаскиваем из ушей беруши, перестаем пытаться отвлечься и прямо сообщаем ребёнку на каждую попытку нытья: «Я не понимаю тебя, когда ты так разговариваешь. Мне неприятно слышать такой голос. Если ты хочешь что-то сообщить или попросить, скажи обычным тоном».
При этом не стоит переоценивать малыша. Часто дети и правда не понимают, чем нытье отличается от нормального тона. Поэтому не стоит стесняться и раздражаться, а надо продемонстрировать разницу между нытьем и обычным голосом. Да, поныть самим в ответ. И больше не терпеть нытье и не ждать, когда оно закончится само. И уж тем более не выполнять просьбы, высказанные с неверными интонациями.
- Шаг второй. Отслеживаем связи
Постарайтесь добраться до истинной причины нытья. Может быть, ребёнок недоволен отсутствием контроля над ситуацией или чувствует себя обделенным вниманием, пока вы ходите по магазину. Предложите ему заняться делом: выбрать яблоки и сложить их в пакет, положить печенье на весы, напомнить, что нужно купить курицу и йогурт.
Нытье также может быть способом выражения разочарования. Так же, как мама может жаловаться папе на тяжелый день в поисках поддержки, малыш может пытаться рассказать вот таким неприятным способом, как ему хотелось получить два шарика, а не один. Сообщите ему, что вы знаете о его желании, разочаровании и причине отказа во втором шаре. «Я понимаю, ты очень хотела два шарика и расстроилась, когда получила один, ведь так? Но каждому ребёнку давали только по одному шарику». Вы подтвердите, что знаете о его чувствах, объясните причину и попутно дадите урок выражения своих эмоций в правильной форме.
Для закрепления урока выражения эмоций вам, конечно, не раз еще придется рассказать, как малыш хотел шарик, машинку, на горку, и что он чувствовал, когда вышло по-другому. Но это лучше, чем слушать нытье.
- Шаг третий. «Скажи по-другому»
Спокойствие и умение настаивать на своем, вот что должны освоить родители на этом этапе. Учитесь у ребёнка: как он настаивает на покупке шоколадного батончика рядом с кассой, не обращая внимания на реакцию окружающих и мимику кассира, так и вы спокойно и уверенно сообщайте, какими словами, каким тоном надо выражать свою просьбу и как добавлять «пожалуйста». Фактически взрослым придется выработать психологический иммунитет к постоянным нападкам «вирусов нытья». После выполнения требуемого шоколадку можно купить, а можно и не купить — это уже зависит от установок в семье и ситуации. Только надо обосновать свое решение.
Имейте в виду, что специалисты по детской психологии не советуют использовать наказания для прекращения хныканья и нытья. Не включайте шантаж, обещая отобрать любимую игрушку или привилегию посмотреть мультики вечером. Это только увеличит фрустрацию и не создаст позитивного подкрепления. Добивайтесь закрепления понимания ребёнком, что просьба будет услышана только тогда, когда тон и слова соответствуют требованиям мамы и папы.
- Шаг четвертый. Эмоциональное вознаграждение
Похвала — тоже важный инструмент воспитания, и не только в младшем дошкольном возрасте. Не бойтесь преувеличить свою радость от просьбы, внезапно высказанной нормальным голосом милого ребёнка. Если вдруг вместо нытья прозвучала фраза «А можно я возьму печенье?», восхититесь в ответ («Ого, какой отличный способ попросить. Мне так приятно это слышать!»). И даже если для сладостей сейчас не время («Мы обычно едим печенье после обеда, чтобы не перебивать аппетит»), то, что родители отметили приятный голос и правильную форму просьбы, снизит вероятность услышать нытье в следующий раз. Потому что ребёнок понял, что его сразу же услышали, и получил похвалу, ответ и объяснение без длительного ожидания.