Неврозы у детей составляют большой раздел детской психологии. Распространенность неврозов в детском возрасте обусловлена повышенной ранимостью, нестабильностью психики ребёнка, отсутствием выработанных защитных реакций, адекватных травмирующим ситуациям. Немаловажным фактором в появлении и закреплении невротических проявлений считается поведение и стили воспитания родителей, близких родственников, педагогов: неверные стратегии поведения не только способствуют появлению неврозов у детей, но и закрепляют их при отсутствии внимания к симптомам нарушения и своевременной терапии. MedAboutMe рассказывает о видах невротических состояний, их причинах и проявлениях у детей.
Причины возникновения неврозов у детей
Неврозы у детей и взрослых не относятся к опасным психическим заболеваниям. В большинстве случаев это временное нарушение психического состояния под влиянием травмирующей ситуации. Пластичность психики позволяет говорить о самостоятельном восстановлении баланса, однако нередко невроз, оставшийся без внимания и коррекции, способен приводить к закреплению негативных черт личности, влиять на поведение, самочувствие в течение длительного периода вплоть до десятилетий. Существует также и хроническое состояние невротизации, комплексные неврозы у детей, и истоки нарушений могут находиться в самом раннем возрастном периоде младенчества.
Среди причин неврозов у детей выделяют две основные группы:
- физиологические факторы невротизации, способствующие повышенной сенситивности (чувствительности) психики к травмирующему воздействию: наследственная склонность, тяжелое течение беременности (токсикозы, особенно третьего триместра, отслойка плаценты, болезни матери, влияющие на полноценное кровоснабжение плода, гормональные нарушения и т. п.), гипоксия, травмы родового периода у ребёнка (при неправильном положении плода, узком тазе, необходимости инструментальной помощи в потужном периоде и т. д.), болезней раннего возраста, как протекающие с выраженной интоксикацией организма, так и хронические заболевания, травмы, особенно головного мозга, неполноценное питание, физическое переутомление, отсутствие режима дня и т. д.;
- психологические факторы. Наиболее распространенной причиной являются неадекватные стили воспитания: гиперопека, сочетание гипер- и гипоопеки у одного члена семьи (непоследовательное воспитание) или у нескольких, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, стрессы, значительные (для ребёнка) эмоциональные потрясения, повышенные нагрузки (интеллектуальные, психологические).
Часто встречается сочетанное влияние на детей, провоцирующее возникновение невроза: слабое физическое здоровье ребёнка и обилие травмирующих воздействий на нервную систему и эмоциональное состояние.
Неврозы у детей нередко остаются без внимания взрослых по двум причинам: их проявления не считаются (за исключением выраженных случаев) признаком нарушения, а приписываются недостаткам характера или воспитания; или же считаются общей детской нормой — какой ребёнок не боялся монстра под кроватью?
Влияние эмоциональной травмы на детей может значительно варьироваться: часть детей не будет испытывать выраженного стресса от присутствия, например, на похоронах; часть испытает сильное эмоциональное потрясение; некоторым детям значительно больше повредит попытка умолчать о феномене смерти и скрыть причину отсутствия значимого лица.
Задача родителей — отслеживать вероятные проявления неврозов у детей, особенно в периоды возрастных кризисов и во время или после травмирующих событий.
Невротические проявления у ребёнка
Симптоматика неврозов многообразна, особенно в запущенных случаях. Однако среди всех вариаций выделяют наиболее распространенные проявления, характерные для детского возрастного периода.
Физиологические проявления:
- нарушения сна, чаще всего — неровный, прерывистый, беспокойный сон, сложности с засыпанием; изредка — гиперсомния, сонливость, постоянное желание спать;
- нарушения аппетита: как правило, снижение аппетита, отказ от привычной пищи, возможны как появление потребности в повышенном количестве сладостей, так и искажения вкуса, желание есть не вполне съедобные вещи (при крайних формах невротического состояния);
- головные боли, головокружения — яркий симптом неврозов у детей, возникающий чаще всего как следствие недостаточности кровоснабжения из-за мышечных зажимов в области шеи, плечевого пояса;
- боли в животе;
- боли в области сердца;
- слабость, утомляемость, особенно при физических нагрузках в пределах нормы, мышечные судороги и т. п.
К психологическим проявлениям неврозов относят:
- частые беспричинные колебания настроения;
- повышенную реакцию раздражения;
- обидчивость, чувствительность, ранимость ребёнка, не характерные для него ранее;
- страхи в различной форме;
- истерические проявления.
Неврозы у детей редко бывают моносимптоматичны (то есть, не проявляются лишь одним признаком). Так, чаще всего ночной энурез (недержание мочи во сне) без дополнительных проявлений не является признаком невроза. Ребёнок в силу особенностей возрастного периода чаще всего реагирует на травмирующее событие и физиологическими, и психологическими проявлениями. Например, сочетанием головной боли и/или мышечных спазмов, повышенной раздражительности и страхами.
Формы и лечение неврозов детского возраста
Невроз может проявляться многообразно, но среди многообразия выделяют формы невротических состояний. Часть их них наиболее характерна для детского возрастного периода.
- Истерическая форма невроза проявляется частыми истериками, криком, слезами, избыточным эмоциональным реагированием. Ребёнок не понимает, почему ему плохо, и таким образом неосознанно пытается привлечь внимание к своим проблемам.
- Астенический невроз выражается в ухудшении самочувствия без видимых причин, слабости, повышенной утомляемости, сонливости, раздражительности или плаксивости вследствие истощения нервной системы.
- Неврозы навязчивых состояний выражаются в потребности совершать одни и те же действия, ритуалы, навязчивых мыслях, желании грызть ногти, ручки, волосы, выдергивать ресницы, перешагивать через трещины в асфальте, причем желании неконтролируемом, неосознаваемом. При запрете родителей повышается тревожность, усиливаются явления невротизации, так как именно таким образом психика ребёнка пытается защитить его от возможных негативных последствий или переживаний.
- Неврастенический невроз проявляется мышечным напряжением, головными болями, тремором, повышенной потливостью, явлениями тахикардии, учащенным дыханием и т. д.
- Депрессивная форма невроза у детей выражается в подавленном настроении, замкнутости, пониженной скорости реакции на оклики, разговоры, события и т. д.
Следует помнить, что невроз — состояние, не поддающееся лечению медикаментами. При наличии травмирующего фактора нарушение не способно корректироваться только лекарственными препаратами. При выборе терапии необходим индивидуальный подход, установление причин возникновения состояния, их устранение, чаще всего требуется работа как с ребёнком, так и с родителями. В терапию для детей также включают такие вспомогательные методы, как арт-терапия (или творческие игры), физические упражнения, плавание, массаж и т. д.