30.07.2019 Обновлено: 17.04.2020 1612

Новый формат образования: кочевая школа и виртуальный детсад

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Вы знаете, что такое «кочевое образование»? Это когда школа кочует вместе с учениками. На Ямале такой способ организации обучения уже стал брендом.

Развитие информационных технологий помогает обучать детей в привычных для них условиях, не создавая стрессовых ситуаций, когда ребенок во время учебного года живет в школе-интернате вдали от родителей. Телефонами, планшетами и скайпом маленькие тундровики умеют пользоваться так же, как их городские сверстники.

Даже виртуально встретиться с друзьями в Международный день дружбы можно, если выйти «погулять» в скайпе, где бы ты ни был: в пустыне или в тундре.

Как отправиться в детский сад, не выходя из дома, и как школе успеть за кочующими учениками, рассказываем на MedAboutMe.

Образование и традиции кочевой жизни

Образование и традиции кочевой жизни

Забота международного сообщества о соблюдении права детей на образование в условиях кочевой жизни способствовала запуску международной программы «Education and the Millennium Development Goals». Ее цель — помочь и взрослым, и детям получить образование.

Обратите внимание!
Обратите внимание!

Цели образовательных программ отличаются в разных государствах.

В Африке, арабских странах, Индии с помощью образовательных программ ЮНЕСКО предполагает ликвидировать безграмотность кочевого населения в принципе.

В России всеобуч не требуется. Речь идет о предоставлении полноценного образования, включая дошкольное, для детей малых коренных народов Сибири и Крайнего Севера.

У кочевников в любой части мира нет проблем с которыми сталкиваются родители в мегаполисе. Их не заботят очереди в детский сад и выбор школы для детей.

В пустыне и в тундре нет ни садиков для малышей, ни школ. Вернее, нет тех, которые мы привыкли видеть в городах. Детские сады школы там кочевые.

А вы знали?
А вы знали?

Впервые указ об открытии кочевых школ для обучения детей из семей оленеводов был издан в 1910 году по инициативе губернатора Якутии Ивана Крафта.

Комментарий эксперта
Ирина Сидорова, директор департамента образования ЯНАО
Ирина Сидорова, директор департамента образования ЯНАО

(из выступления на научно-практической конференции «Тенденции развития образования»)

Формула «Школа идет вслед за учеником» универсальна, потому что используется и для семей коренных малочисленных народов в арктической зоне, и для тех, кто кочует по жаркой пустыне.

Трудность состоит в том, что сложившуюся в России систему образования сложнее приспособить к непредвиденным условиям жизни кочевников-оленеводов, чем это происходит в обычных условиях.

В первые годы советской власти появились «красные чумы», где были организованы занятия по ликвидации безграмотности взрослых, а для детей организовывались передвижные школы.

Затем появились интернаты, где дети кочевников получали образование и жили всю зиму.

Эта система действует и ныне, но мы внедряем инновационные методы обучения детей дошкольного и школьного возраста с учетом особенностей жизни кочующих народов.

Когда мы создали форму образования, то нашли в действующем федеральном законодательстве основание закрепляющее статус кочевых образовательных учреждений.

В законе допускаются очно-заочная, дистанционная и семейная формы обучения. Мы смогли приблизить образовательные услуги к семьям, ведущим кочевой образ жизни.

2008 год стал переломным моментом: издан республиканский закон о кочевых школах, закрепивший право детей на бесплатное образование. Он гарантирует детям кочевников на доступ к достижениям мировой цивилизации, изучение собственной истории и национальной культуры.

По форме обучение детей в кочевой школы другое, отличающееся от обычной школы, но это не влияет на качество образовательной услуги.

Учебники переработаны с учетом всех современных стандартов. Образовательные учреждения даже в условиях кочевья обеспечены оргтехникой и учебными пособиями по общеобразовательным предметам.

Главное, что дети получают государственный документ об образовании, а кочевые школы стали образовательным брендом Ямала.

У нас есть положительный опыт работы национальной ямальской кочевой школы Анны Неркаги, который мы рекомендуем для ознакомления и применения в условиях по всей стране. Первыми его стали перенимать соседи из Югры.

Успешный опыт работы в кочевых школах Ямала обсуждался на 15-й сессии постоянного форума малых народов мира в Нью-Йорке.

Азбука для маленьких тундровичков

Справка:
Справка: