Новый формат образования: кочевая школа и виртуальный детсад

Вы знаете, что такое «кочевое образование»? Это когда школа кочует вместе с учениками. На Ямале такой способ организации обучения уже стал брендом.

Развитие информационных технологий помогает обучать детей в привычных для них условиях, не создавая стрессовых ситуаций, когда ребенок во время учебного года живет в школе-интернате вдали от родителей. Телефонами, планшетами и скайпом маленькие тундровики умеют пользоваться так же, как их городские сверстники.

Даже виртуально встретиться с друзьями в Международный день дружбы можно, если выйти «погулять» в скайпе, где бы ты ни был: в пустыне или в тундре.

Как отправиться в детский сад, не выходя из дома, и как школе успеть за кочующими учениками, рассказываем на MedAboutMe.

Образование и традиции кочевой жизни

Образование и традиции кочевой жизни

Забота международного сообщества о соблюдении права детей на образование в условиях кочевой жизни способствовала запуску международной программы «Education and the Millennium Development Goals». Ее цель — помочь и взрослым, и детям получить образование.

Обратите внимание!

Цели образовательных программ отличаются в разных государствах.

В Африке, арабских странах, Индии с помощью образовательных программ ЮНЕСКО предполагает ликвидировать безграмотность кочевого населения в принципе.

В России всеобуч не требуется. Речь идет о предоставлении полноценного образования, включая дошкольное, для детей малых коренных народов Сибири и Крайнего Севера.

У кочевников в любой части мира нет проблем с которыми сталкиваются родители в мегаполисе. Их не заботят очереди в детский сад и выбор школы для детей.

В пустыне и в тундре нет ни садиков для малышей, ни школ. Вернее, нет тех, которые мы привыкли видеть в городах. Детские сады школы там кочевые.

А вы знали?

Впервые указ об открытии кочевых школ для обучения детей из семей оленеводов был издан в 1910 году по инициативе губернатора Якутии Ивана Крафта.

Комментарий эксперта
Ирина Сидорова, директор департамента образования ЯНАО

(из выступления на научно-практической конференции «Тенденции развития образования»)

Формула «Школа идет вслед за учеником» универсальна, потому что используется и для семей коренных малочисленных народов в арктической зоне, и для тех, кто кочует по жаркой пустыне.

Трудность состоит в том, что сложившуюся в России систему образования сложнее приспособить к непредвиденным условиям жизни кочевников-оленеводов, чем это происходит в обычных условиях.

В первые годы советской власти появились «красные чумы», где были организованы занятия по ликвидации безграмотности взрослых, а для детей организовывались передвижные школы.

Затем появились интернаты, где дети кочевников получали образование и жили всю зиму.

Эта система действует и ныне, но мы внедряем инновационные методы обучения детей дошкольного и школьного возраста с учетом особенностей жизни кочующих народов.

Когда мы создали форму образования, то нашли в действующем федеральном законодательстве основание закрепляющее статус кочевых образовательных учреждений.

В законе допускаются очно-заочная, дистанционная и семейная формы обучения. Мы смогли приблизить образовательные услуги к семьям, ведущим кочевой образ жизни.

2008 год стал переломным моментом: издан республиканский закон о кочевых школах, закрепивший право детей на бесплатное образование. Он гарантирует детям кочевников на доступ к достижениям мировой цивилизации, изучение собственной истории и национальной культуры.

По форме обучение детей в кочевой школы другое, отличающееся от обычной школы, но это не влияет на качество образовательной услуги.

Учебники переработаны с учетом всех современных стандартов. Образовательные учреждения даже в условиях кочевья обеспечены оргтехникой и учебными пособиями по общеобразовательным предметам.

Главное, что дети получают государственный документ об образовании, а кочевые школы стали образовательным брендом Ямала.

У нас есть положительный опыт работы национальной ямальской кочевой школы Анны Неркаги, который мы рекомендуем для ознакомления и применения в условиях по всей стране. Первыми его стали перенимать соседи из Югры.

Успешный опыт работы в кочевых школах Ямала обсуждался на 15-й сессии постоянного форума малых народов мира в Нью-Йорке.

Азбука для маленьких тундровичков

Справка:

Федеральная служба государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу (Ямалстат) сообщает, что среди кочующего населения страны, 60% живут в Ямало-Ненецком автономном округе. Детей из них — 4000.

Кочевая жизнь в тундре отличается от городской, когда сверстники маленьких оленеводов с раннего возраста знакомятся с реалиями современной жизни.

Малышам-тундровичкам неведомы такие понятия как режим дня, общение в группе с другими детьми, работа на результат.

Детство в тундре довольно беззаботное. Ребятишек не обременяют какими-то графиками «отбой-подъем» или обязанностями по хозяйству.

Реалии кочевой жизни таковы, что дети кочуют вместе с семьей и весь распорядок подчинен кочевью, которое происходит в любое время суток.

Посещение детского сада при таком образе жизни весьма проблематично. Никто не будет ежедневно возить ребенка за многие сотни километров в поселковый детский сад. Особенно трудно делать это из-за климатических условий северных регионов.

Поэтому дошкольники в тундре много лет вообще не получали образования. В семь лет детей отправляли в школу-интернат в ближайший поселок.

Только представьте, какой стресс испытывает малыш, которого вдруг «оторвали» от семьи и поместили в совершенно непривычные для него условия, где он должен:

  • подчиняться правилам одинаковым для всех;
  • выполнять в срок задания;
  • читать и писать на русском языке, который дошколята не знают к началу учебы.

К тому же с родителями дети встречаются только во время каникул.

Взрослые кочуют по тундре. Работа оленевода не позволяет бросить все в отдаленном стойбище и «быстренько смотаться» проведать ребенка в поселке.

Как же совместить кочевую жизнь и подготовку малышей к школе? Оригинально выход предлагают в г. Муравленко (Ямало-Ненецкий автономный округ).

В роли помощников воспитателей выступают старшеклассники.

Комментарий эксперта
Елена Перминова, педагог школы-интерната, психолог

В нашем интернате для обучающихся из семей кочевников организован учебно-консультационный пункт «Тундровичок». Это вызвано необходимостью подготовки дошкольников началу обучения в условиях стойбищ.

Для этой работы мы привлекаем девочек-старшеклассниц. Они знакомятся с национальным творчеством малочисленных северных народов, изучают пословицы и сказки, осваивают навыки работы с пальчиковым кукольным театром.

Во время каникул юные тьюторы пробуют учить младших братьев и сестер: читают сказки, учат с малышами алфавит, разговорный русский язык.

Результат такой работы виден, когда дошкольники приезжают учиться. Дети легче адаптируются в новых условиях, знают, как вести себя и владеют элементарными навыками поведения в социуме.

Кочевая школа VS интернат

Кочевая школа VS интернат

Сложившаяся с первых лет советской власти система обучения детей кочевников прочно закрепилась в жизни северных и сибирских кочевых народов.

Логично, что дети съезжаются к учителю, чтобы учиться, а не наоборот.

Однако вместе с тем развивается другой формат получения образования, когда учитель кочует вместе с семьями.

Насколько это целесообразно? Как может образование успеть за оленеводами? Ведь кочевники не будут подстраиваться под школьное расписание.

Комментарий эксперта
Александра Терехина, антрополог

Мы с коллегами участвовали в очень интересном этнографическом проекте «Настоящие люди».

В рамках этого проекта мы жили в семье ненцев-оленеводов полный годовой цикл кочевания.

Наша цель заключалась в исследовании культуры коренных жителей тундры. Помимо этого, я решила организовать кочевой детский сад.

Вернее, только группу из нескольких детей, параллельно проводя работу по подготовке малышей к школе.

Нам интересно было изучить вопрос о том, как встраивается процесс обучения в жизнь семей оленеводов.

Самая активная работа по обучению ребятишек пришлась на летний период, когда в некотором отдалении друг от друга собираются несколько семей и мы могли проводить занятия для всех.

Мне было интересно определить, в какое время дня и как удобнее проводить занятия: разово или разбивать занятие на несколько частей.

Это важно для дальнейшей работы, потому что ни одна классическая схема не работает в условиях кочевой жизни. Нужно обязательно учитывать расписание дня взрослых.

И, естественно, нам не хотелось быть обузой для семьи. Мы старались посильно участвовать в хозяйственной жизни и помогать хозяевам.

Почему так остро обсуждается вопрос о кочевой школе?

Потому что сложившаяся система образования не в полной мере учитывает этнокультурные особенности детей из числа малочисленных народов.

Самая главная проблема — поздний старт. Ребенок не прошел курс дошкольного обучения и сразу поступает в школу-интернат.

Зачастую он не знает русского языка, а все обучение проходит на русском.

«Тундровичок» находится не в равной позиции со своими поселковыми сверстниками, начинается отставание, дети замыкаются, навыки общения не развиваются.

Как раз на устранение этих проблем направлена работа кочевых детских садов и школ.

Работа кочующей школы направлена на устранение пробелов в интернатном образовании. Например, в интернат дети часто приезжают в конце сентября, а уезжают в конце апреля. Воспрепятствовать этому невозможно, потому что потом доставить детей родителям, кочующим в тундре, не получится.

Занятия в сезонной кочевой школе помогут пройти всю образовательную программу непосредственно на стойбище, куда приезжают учителя.

Очень важно включить родителей в процесс подготовительного обучения детей к школе. Ни одну кочевую школу нельзя организовать без запроса со стороны родителей.

Как только возникает социальный заказ, сразу же организуется кочевая школа.

Скайп-садик для детей с особыми потребностями

Информационные технологии добрались на арктические просторы. Ученые-антропологи из Санкт-Петербурга отмечали, что как в поселках, так и в отдаленных стойбищах детей трудно отвлечь от планшетов.

Снижение интереса к чтению характерно не только для городских детей. И в чумах, и в городских квартирах дети с большим удовольствием смотрят мультфильмы, нежели читают.

Однако несомненная польза от инновационных технологий есть. Доступность интернета в тундре позволила организовать виртуальный детский сад для детей с особенностями развития.

Трудности жизни в тундре, удаленность семей от райцентров, где есть специалисты по работе с особыми детками, подтолкнули к идее создания виртуальных детских садов и ясель, чтобы помочь мамам особенных детей.

Консультации в скайпе проводят специалисты. Они же анализируют динамику развития малышей с нарушениями речи и слуха, подбирают индивидуальные программы для коррекционных занятий с детьми.

Задачи кочевого образования — не только помочь малышам-северянам получить образование в полном объеме, не отрывая их от привычной жизни.

Важно, чтобы в условиях всеобщей глобализации, дети могли сохранить свою национальную самобытность, не забыть традиционную культуру и родной язык.

Пройдите тест
Готов ли ваш ребенок к школе?
Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению.

Опубликовано 30.07.2019 11:25, обновлено 17.04.2020 18:07
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Education and MDG 2000 – Education and the Millennium Development Goals // UNESCO 2000
Закон ЯНАО от 31. 01 2000г. № 6-ЗАО (ред. от 26.06.2012) «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»
Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Саха (Якутия) // М.: Совет Федерации Федерального собрания РФ 2012
Закон Республики Саха (Якутия) «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» // Ассоциация КМНС ТС(Я). 2008
Кочевые образовательные учреждения Республики Саха (Якутия). Материалы к совещанию по вопросам реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)». // Кочевые образовательные учреждения 2011
Кочевые школы: ограничения или возможности? / А.Н. Терехина. // ЭО 2017 №2
На каком языке говорят настоящие эвенки? Дискуссии вокруг кочевого детского сада / Мамонтова Н.А. // Этнографическое обозрение 2013 №2
Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов Севера Республики Саха (Якутия). Якутск: CMYK-master. / Роббек В.А. // Кочевые школы – синтез двух цивилизаций 2007

Читайте также

Школа приемных родителей
Предварительная подготовка усыновителей чрезвычайно важна. Она имеет решающее значение для создания полноценной семьи, правильного воспитания детей.
Школа: как помочь адаптации
Поступление в школу – очень важное событие в жизни ребенка. Сейчас малышу как никогда нужна поддержка близких, чтобы справится со стрессом и укрепиться в новом статусе.
Школа: что делать, если ребенок не хочет
Что делать, если ребенок не хочет идти в школу или энтузиазм первых дней в школе сменился разочарованием?
Школа: первый раз в первый класс
Вам и вашему ребенку предстоит очень важный шаг в новую жизнь? Тогда пригодятся наши советы о том, как облегчить довольно сложный переход из дошкольного возраста.
Обучение детей в зарубежных языковых школах
В чем преимущество обучения детей и подростков в зарубежных языковых школах?
Малокомплектная школа: плюсы и минусы
Нужно ли сохранять малокомплектные школы? MedAboutMe исследует плюсы и минусы маленьких сельских школ.