Ребёнок терпеть не может шерстяную одежду или громкие звуки? Замирает и долго наблюдает за лучами света сквозь заборчик? Не хочет, чтобы к нему прикасались, или наоборот, очень нуждается в постоянных объятиях без видимых причин? Это – особенности обработки информации от органов чувств, из-за которых обычные, скажем, касания могут ощущаться слишком ярко или недостаточно. Что это – симптом нарушений, новое расстройство или норма? Рассказываем, что известно на сегодняшний день и как проводят терапию НОСИ.
Сенсорная обработка: что это?
У нас есть рецепторы – клетки, которые получают информацию. Слуховые, зрительные, вкусовые, обонятельные, осязательные, вестибулярные, моторные и интероцептивные, отвечающие за внутреннее восприятие процессов в собственном организме. Для этих восьми видов чувств (а у нас всех восемь) клетки собирают информацию. Именно благодаря им мы понимаем, что вокруг – звук, свет, объекты, во рту – кислая или сладкая еда, на теле – одежда, а само тело сидит и дышит.
Чтобы все это определить, от рецепторов информация поступает в головной мозг и там анализируется. И на всех этапах – от сбора до передачи и анализа – процесс может нарушаться. Так, например, развиваются нарушения зрения, слуха или агевзия, при которой отсутствует вкус пищи.
Если в проблеме «виноваты» не рецепторы и нервы, по которым информация доходит до мозга, а процесс ее анализа, говорят о НОСИ.
Нарушения обработки сенсорной информации (НОСИ) или сенсорная дезинтеграция считаются частым состоянием при аутизме и синдроме дефицита внимания, неважно, с гиперактивностью или без нее.
При этом НОСИ – не официальный диагноз. Хотя нарушения зрения, слуха и т. д. – официальные. Разница в реакции мозга и в том, что он заставляет нас делать в ответ – избегать раздражителей или стремиться получить их побольше.
При этом многие дети (да и взрослые) без синдромов и расстройств развития тоже могут слишком ярко реагировать на звуки, ярлычки одежды, свет и прочие раздражители. Или отличаться пониженной чувствительностью – что замечают реже.
Трудности с мелкой и крупной моторикой тоже могут указывать на наличие сенсорной дезинтеграции – информация от рецепторов в мышцах анализируется неправильно, и в ответ поступают неверные сигналы.
Как могут проявляться нарушения сенсорной обработки?
НОСИ может вызывать симптомы, сходные с СДВГ. Эти нарушения характеризуются недостаточной или чрезмерной чувствительностью к:
- прикосновениям – людей, объектов, одежды и т. д.;
- движениям, так могут появляться стереотипии у детей;
- положению тела;
- звукам;
- вкусам;
- свету и теням;
- запахам и т. д.
Есть два способа, которыми дети с проблемами сенсорной обработки реагируют на сенсорный ввод.
Когда мозг недостаточно реагирует на сенсорную информацию, ребёнок стремится получать больше соответствующих раздражителей.
Если реакция слишком острая, мозг «перегружается» и заставляет избегать ввода новой информации. Например, закрывать руками уши или что-то бормотать, чтобы сгладить шумовой фон.
Хотя никто не спорит, что проблемы сенсорной обработки могут существовать наряду с рядом других состояний – например, СДВГ и РАС, расстройством аутического спектра, основной вопрос на сегодня – может ли НОСИ быть отдельным диагнозом и когда это нарушение, а когда вариант нормы.
Биологические доказательства НОСИ
Кто-то может считать, что ребёнок просто капризничает, избалован или боится – как с громкими звуками. Это может быть правдой, но далеко не всегда.
Исследования показывают, что НОСИ встречается у 5-16% детей школьного возраста без диагностированных расстройств. И это только те дети, чьи родители обращались с проблемой к специалистам.
Проблема с диагностикой и определением заключается в отсутствии доказательств. Но это не значит, что никаких доказательств не существует.
Недавно исследователи заявили, что обнаружили различия в белом веществе головного мозга у детей с НОСИ. Это выявление качественных отличий в структурах мозга – действительно революционное открытие. Теперь появляется метод диагностики НОСИ не по рассказам родителей и реакции ребёнка, а такой, который позволяет все измерить инструментально.
Несмотря на то, что выборка была небольшой, удалось обнаружить различия в головном мозге у мальчиков от 8 до 12 лет без РАС и недоношенности в анамнезе, у которых предполагалось наличие НОСИ, в сравнении с контрольной группой.
Так что стойкая гипер- или гипореакция ребёнка на различные раздражители – не признак капризов, а физиологически обоснованный процесс.
А в чем различия с нормой: что говорят эксперты о НОСИ
Пока методы диагностики есть только в лаборатории Калифорнийского университета США. И, несмотря на выявление биологической основы НОСИ, у экспертов все еще есть различные мнения о нарушениях, их степени влияния на детей и распространенности.
В течение двух лет я и мой муж были приемными родителями ребёнка, у которого был диагноз НОСИ.
Основываясь на личном и профессиональном опыте, я считаю, что НОСИ – это существующее нарушение, которому нужен официальный диагноз и лечение (в первую очередь трудотерапия).
Однако диагностика может быть затруднена, поскольку, возможно, порой сенсорная дезинтеграция определяется слишком часто или неправильно. Проблемам диагностики способствуют и другие факторы, в том числе травмы, навыки саморегуляции, обучение, проблемы с поведением и вниманием, а также задержки в развитии.
Расстройство сенсорной обработки – сложная штука. Вам было бы трудно найти на этой планете человека, у кого не было бы чего-то, что вызывает сенсорную перегрузку. Подумайте о вилке, скрежещущей по тарелке, или о шве вашего носка на нижней части пальца ноги. Это реально может быть что угодно, что вас раздражает.
Хотя я действительно считаю, что расстройство сенсорной обработки реально, и я действительно думаю, что оно может быть весьма изнурительным, я не думаю, что необходимость отрезать бирки от рубашки вашего ребёнка требует срочного приема у ближайшего врача.
В мире Google мы все являемся медицинскими экспертами, и я думаю, что многие родители ищут диагноз, потому что им нужна причина для объяснения небольших неприятностей в поведении ребёнка. Правда заключается в том, что большинство симптомов НОСИ в какой-то момент являются обычной частью развития большинства детей.
Что делать с такой проблемой?
Есть два основных мифа о НОСИ: ребёнку просто нужна «закалка», чтобы перестать так реагировать, или самоконтроль, чтобы не проявлять яркие реакции.
На самом деле оба эти способа не работают. Многие дети перерастают период чувствительности – это факт, но нарочно заставлять привыкнуть к раздражителям – бессмысленный вариант, который ухудшит состояние ребёнка. Его мозг работает иначе.
Основное правило – создавать условия, которые соответствуют уровню восприятия ребёнка. При гиперреакции на звуки уменьшать громкость всего, при гипореакции – заниматься развитием сенсорной чувствительности. Сегодня в России есть центры для детей с сенсорной дезинтеграцией, специалисты и ряд доступных программ, которые можно после консультации выполнять дома.
Для работы с выраженными нарушениями специалисты рекомендуют трудотерапию и методики, которые используют в нейропсихологии – для «обучения» мозга адекватным реакциям на раздражители, и в психотерапии – неплохие результаты у старших детей показывают когнитивно-поведенческие методики. При серьезных нарушениях может потребоваться медикаментозная поддержка.