Начало посещения детского сада является важным событием, как для детей, так и для родителей. Одни дети посещают детский сад с удовольствием, для других же пребывание в нем, начиная с младшей группы детского сада, становится настоящим испытанием. Могут ли родители повлиять на отношение ребёнка к детскому саду?
Причины нежелания детей посещать детский сад
- Ребёнок получил отрицательное впечатление от первого посещения детского сада
Такая ситуация возможна, когда ребёнка приводят в сад, и он наблюдает ссоры работников детского учреждения. Воспитатель игнорирует индивидуальные особенности ребёнка, проявляет излишнюю напористость в день знакомства.
- Новые требования и режим дня
Детям, у которых дома отсутствовал режим дня, будет сложнее адаптироваться к режиму дня детского сада. Но даже тем детям, родители которых соблюдали режим дня, нужно время для того, чтобы принять другой режим. В ответ на требование соблюдать дисциплину и режим дня дети могут сопротивляться и капризничать.
- Отсутствие у ребёнка самостоятельности и навыков самообслуживания
В младшей группе детского сада детей уже приучают одеваться самостоятельно. Как правило, воспитатель поможет ребёнку сделать какие-то трудные для него действия, но в целом будет стимулировать детей к их самостоятельному выполнению. Первое время у ребёнка возникнут трудности, особенно если он привык, что дома все делали за него. У одних детей негативные эмоции проявляются сразу же в ответ на препятствие и неудачу — они могут плакать, кидать вещи, просить о помощи воспитателя. Другие дети могут стесняться выплеснуть свои эмоции или попросить о помощи — они накапливают отрицательную энергию. В результате могут заболеть или наотрез отказаться посещать детский сад.
- Личность воспитателя и его воспитательные меры
Так бывает, что отношения у ребёнка и воспитателя могут не сложиться. Первое время ребёнку, безусловно, нужно привыкнуть к воспитателю. Случается и так, что даже со временем ребёнок не находит контакта с ним, а потому отказывается идти в детский сад. Некоторые действия воспитателя могут вызывать у детей отрицательное отношение к детскому саду: например, принуждение кушать, запрет ходить в туалет во время тихого часа.
- Психологические особенности детей
Тип темперамента и характера ребёнка может повлиять на его желание посещать детский сад. В определенном возрасте некоторые дети не нуждаются в коллективном общении. Нежелание посещать детский сад может быть взаимосвязано с сильной привязанностью между мамой и ребёнком. В первую очередь, мать сама не может отпустить от себя малыша.
Адаптация детей в детском саду
Воспитатели рекомендуют в первые дни не оставлять детей до закрытия детского сада, а забирать их после дневного сна. Особенно это важно, если ребёнок ранее не посещал занятия без мамы. Хорошо, если до посещения детского сада родители водили ребёнка в группу короткого пребывания или на развивающие занятия. Срок адаптации у детей разный, зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. В среднем период адаптации длится 2-3 недели. Самый тяжелый период — первая неделя. У некоторых детей адаптация может длиться месяц и более.
Дети с разным типом темперамента по-разному реагируют на новые обстоятельства. Меланхолики проявляют ярко выраженный протест в ответ на намерения родителей отвести его в детский сад. В группе они могут не реагировать на воспитателей в знак несогласия с решением родителей.
Действия родителей должны быть направлены на мирное урегулирование вопроса. Нельзя приказывать и вести силой ребёнка в детский сад. Необходимо попытаться договориться, заинтересовать ребёнка, описать ему предстоящее событие, выделяя положительные моменты.
Флегматики стараются всячески избежать коллективного общения, предпочитая в одиночестве сидеть на стульчике или играть в те игрушки, которые не заняты другими детьми. Таким детям нужно разрешать брать с собой какие-то значимые вещи, которые напоминали бы привычную для него домашнюю обстановку. Эту возможность необходимо заранее обсудить с воспитателем. Сложности в адаптации детей с таким типом темперамента состоит в том, что они воспринимают детский сад как незнакомую ему территорию, а воспитателей — как чужих людей.
Для успешной адаптации детей холериков родителям необходимо задолго до планируемого посещения детского сада устанавливать правила поведения для ребёнка. В то же время, не нужно наказывать холериков за их чрезмерную активность и конфликты со сверстниками. Особенно в первое время после начала посещения младшей группы детского сада дети-холерики становятся агрессивными и непослушными. Так проявляется их реакция на разлуку с родителями, в первую очередь — с мамой.
Легче всего приходится с детьми сангвиниками. Для успешной адаптации детей в детском саду необходимо, чтобы ребёнку было интересно там находиться. Дети в детском саду должны не просто проводить в нем время — важно, чтобы были занятия различной направленности.
Условия успешной адаптации детей в детском саду
- Системность и соблюдение принципов в воспитании
Готовность ребёнка к коллективу формируется еще задолго до его посещения. В первую очередь, важно, чтобы не было вседозволенности, существовали правила поведения. Родителям важно не реагировать на манипуляции со стороны ребёнка, не идти на уступки, когда малыш с помощью слез пытается добиться желаемого. В детском саду жизнь строится по иным правилам, и, если в жизни ребёнка не было разумных ограничений, адаптироваться к новым требованиям будет нелегко. Воспитание не должно базироваться на том, что мир враждебен. Для ребёнка важно понять и ощутить безопасность и научиться доверять миру. Тогда и адаптация к новым условиям и людям будет проходить легче.
- Подготовленность к предстоящему событию
До того, как впервые оставить малыша в детском саду, необходимо подготовиться к этому событию. Родители могут показать ребёнку детский сад, сопровождая посещение рассказом о том, как там интересно, что ожидает малыша. Хорошо помогают ролевые игры в детский сад, чтение книжек на эту тематику. Перед походом в сад можно рассказать ребёнку, что будет происходить с ним в группе, и где будет мама. Также родители могут конкретизировать время, когда ребёнка заберут домой. Важно, чтобы сказанное родителями было понятно детям. Необходимо дать ребёнку возможность выбрать игрушку или другую значимую для него вещь, которую он возьмет в садик. Некоторые из взятых с собой вещей можно оставлять в детском шкафчике. Младшая группа детского сада может быть не первой группой в жизни ребёнка. Некоторых детей лучше отдавать в детские коллективы гораздо раньше. Можно начать знакомство ребёнка с детским садом с группы короткого пребывания.
- Индивидуальный подход к ребёнку
Дети в детском саду легче адаптируются, если взрослые учитывают их индивидуальные особенности. Важно, чтобы родители слушали и слышали своего ребёнка. Если ребёнку требуется больше времени на привыкание к новой обстановке, не стоит торопить его, сравнивать с другими детьми, которые раньше адаптировались к детскому саду.
- Психологическая устойчивость родителей, в первую очередь, мамы
Известно, что дети легко улавливают настроение родителей, а с мамой у них изначально более тесная связь. Посещение детского сада для ребёнка — как своеобразная проверка на прочность связи между ним и мамой. Если отдавая ребёнка в детский сад, мама испытывает тревогу, нервничает, а тем более плачет, то для ребёнка это сигнал — «что-то не так».
- Позитивное восприятие детского сада
Не следует при ребёнке говорить о детском садике в негативном ключе, а тем более пугать его садиком или воспитательницей: «Если не будешь слушаться, мы отдадим тебя в детский сад». Родители могут рассказать о своем опыте посещения садика.
Особенности детей в младшей группе детского сада
Младшая группа детского сада формируется из детей возраста 3-4 лет. В этот период дети стремятся к познанию окружающего мира, многие из них готовы к коллективным играм. Специфика этого возраста в том, что иммунная система еще не полностью сформировалась, а потому дети, оказавшись в новых стрессовых условиях, знакомясь с новым для них микробным окружением, часто болеют. Дети в младшей группе детского сада начинают проявлять самостоятельность. На этом этапе важно поощрять ее, поддерживать детей, если у них что-то не получается. Дети в этом возрасте учатся одеваться и раздеваться самостоятельно, соблюдать гигиену и правила поведения за столом. Особое внимание в младшей группе детского сада уделяется занятиям в игровой форме, развитию мелкой моторики, физическому и музыкальному развитию малышей.