Психология отказа — наука нехитрая. Но далеко не у всех получается уверенно говорить «нет». Сколько раз вы ругали себя, что вовремя не смогли отказать? Согласитесь, что существуют особенности психологии человека. Мы боимся говорить «нет», хотя это очень осложняет нашу жизнь. Нам приходится оказывать кому-то услугу в ущерб собственным интересам и желаниям.
Но больше всего человек, который не умеет отказывать, страдает от собственного бессилия. Психология отношений людей знает секреты, которые помогут вам стать увереннее.
Особенности психологии человека: как не стать жертвой манипуляций?
Особенности психологии человека в том, что люди быстро понимают, кому можно «сесть на шею» и с удовольствием этим пользуются. Если умело манипулировать безотказным человеком, можно большую часть работы делать его руками, перекладывать на него основную ответственность.
Чтобы не стать жертвой манипуляторов, нужно осознать, что все «веские» причины, по которым вы не хотите сказать «нет» — это отговорки. В основе психологии отношений людей лежит взаимопольза. Сложно получать удовольствие от общения и контактов с окружающими, которые манипулируют вами. Чтобы решить проблему, необходимо понять, почему же так сложно говорить «нет».
Психология отношений людей: почему мы не умеем отказывать?
Причин может быть много. Зачастую люди боятся, что их сочтут грубыми и перестанут с ними общаться. Страх оказаться ненужными и невостребованными, который заложен на подсознательном уровне, заставляет выполнять просьбу, даже если она не нравится.
Психология другого человека не всегда понятна окружающим. Поэтому мы боимся, что если откажем, то потеряем определенные возможности. Сотрудники боятся отказать руководителю, чтобы не потерять работу, и соглашаются на более низкую зарплату или неудобные условия труда, а студент не хочет говорить «нет» на просьбу преподавателя, чтобы он «не завалил» его на экзамене. Примеров может быть много, но в основе их всех лежит страх.
Психология другого человека сложна, но есть и вторая причина, по которой люди поддаются на манипуляции — доброта. Она заставляет сочувствовать и переживать, поэтому мы соглашаемся выполнить просьбу, чтобы облегчить жизнь просящему. Но даже самый добрый человек должен уметь говорить «нет», иначе его жизнь превратится в бесконечную череду просьб и поручений.
Страх выделиться из толпы заставляет присоединяться к большинству. Зачастую именно он движет нами, когда мы соглашаемся оказать неудобную нам услугу. Многие люди панически боятся конфликтов и избегают их, потому что не знают, как правильно вести себя в стрессовых ситуациях и не понимают психологию отношений людей. Если научиться отстаивать свою точку зрения, вам будет намного проще сказать «нет».
Психология другого человека: почему стоит научиться говорить «Нет»?
Безотказность может привести к плачевным последствиям. Психология другого человека для окружающих остается загадкой, но есть один нюанс, с которым сложно спорить. Безотказные люди, пытающиеся всем угодить и не понимающие своей самоценности, редко вызывают уважение. Таким путем сложно завоевать достойную репутацию и добиться успехов.
После отказа многие чувствуют себя некомфортно — это особенность психологии человека. Поэтому нужно найти баланс в собственной жизни. Тогда не будут страдать ни ваши интересы, ни принципы. Чтобы принять правильное решение, необходимо проанализировать свои чувства в том момент, когда вас о чем-то просят. Мы взвешиваем все плюсы и минусы и нередко поступаем вопреки своим планам. Когда такая ситуация повторяется с завидной регулярностью, в итоге «выигрывает» только собеседник.
Несколько способов научиться говорить «нет»
Психология отношений людей знает секреты, как отказать так, чтобы никого не обидеть и не нажить себе врагов. Если делать это правильно, ваши взаимоотношения с просящим не пострадают.
Сделайте паузу
Когда вас в очередной раз о чем-то просят, перед тем, как радостно кивать головой и соглашаться, сосчитайте до 10. За это время подумайте, как просьба «вписывается» в ваш личный график. Если она не согласуется с вашими планами и желаниями, разумнее ответить отказом.
Держитесь с достоинством
Спокойно объясните собеседнику, что в данный момент вы заняты важным делом и пока не доведете его до конца, не хотите браться за новые поручения. Чтобы сгладить неловкость, можно сказать, что готовы обсудить его просьбу позже, когда у вас будет свободное время.
Будьте дипломатом
Есть «рабочая» фраза, которую можно смело использовать — «Я бы с радостью помог, но сейчас я не могу этого сделать». Психология другого человека такова, что в этом случае собеседник посчитает, что вы отказываете не ему лично, а только его просьбе. Скажите, что с удовольствием поможете ему в следующий раз.
Не давайте себя в обиду — здоровый эгоизм еще никому не мешал. Пока вы безропотно «служите» людям, они не будут вас уважать — это еще одна особенность психологии человека. Перестаньте быть «удобным» человеком. Со временем люди поймут, что больше не смогут на вас «ездить». Только тогда они смогут разглядеть в вас другие достоинства, кроме выгодной для них безотказности.