- Право на жизнь
- Почему здоровые дети часто не готовы принять ребёнка с особенностями?
- Не надо стесняться своих чувств
- Подкрепляем свои слова примерами из жизни
- Не надо осуждать
- Необычный ребёнок в коллективе
- Детские проблемы ─ это тоже проблемы
- Сделаем мир добрее с нашими детьми
Недавно мы играли с дочкой маленькими фиксиками из киндер-сюрпризов. Ей 5 лет, она здоровый и жизнерадостный ребёнок. Она построила для них дом из конструктора и всех расселила. Смотрю, один фиксик валяется в стороне. Я спрашиваю: «Женя, а этого ты почему не взяла в дом?» На что дочь ответила: «А у него руки отломаны». Я могла бы спокойно выбросить этого несчастного фиксика (у нее их куча). Но меня эти слова ее так «резанули». Я говорю: «Женя, на свете есть дети, которые не могут ходить, у кого-то нет рук или ног. Но они все хотят жить и играть вместе со всеми!» Женя сказала: «Ладно, давай дадим ему имя. Нолик у нас есть. Этот пусть будет Ролик!» С тех пор Ролик «живет и играет» вместе со всеми, а дочка не обращает никакого внимания на отломанные руки. Кроме Ролика у нас живет лошадка без хвоста, керамический пингвин с пластилиновой спиной (упал неудачно) и даже перемотанная скотчем машинка.
За пять лет мы встретили только однажды на улице десятилетнего мальчика в инвалидной коляске. Дочка спросила: «Мама, а почему такой большой мальчик все еще в коляске ездит?» А я ответила, что у него болят ножки, и он не может ходить.
Мое дорогое дитя! Как мне объяснить тебе, что в жизни ты встретишься с самыми разными людьми? Как научить тебя уважать человеческое достоинство и помогать ближнему?
Право на жизнь
В России ежегодно увеличивается количество детей-инвалидов. За последние пять лет их стало на 9% больше. Отчасти это можно связать с прогрессом в нашей медицине. Да-да, именно так. Сейчас стали выхаживать глубоко недоношенных детей, которых рождается все больше. А исходы у таких детей не всегда благоприятные, многие из них имеют несколько инвалидизирующих заболеваний. И это только одна из причин. А что прячется за этими сухими цифрами страшной статистики? За ними прячутся боль и слезы матерей, страдания детей и зачастую беспомощность медицины. Но все люди на Земле имеют право на полноценную жизнь!
Жизнь ребёнка-инвалида не должна ограничиваться инвалидным креслом и детской комнатой, если это позволяет состояние его здоровья. Ему нужно общаться с другими детьми, ходить по возможности в школу и детский сад, посещать кружки и студии, путешествовать, заводить друзей и просто жить, наслаждаясь своим детством. Ребёнку с особенностями очень сложно научится жить в мире среди здоровых людей. Но и здоровым детям порой не просто найти общий язык с такими детьми.
Почему здоровые дети часто не готовы принять ребёнка с особенностями?
Общество много говорит красивых и правильных слов о гуманном отношении к людям с ограниченными возможностями, но очень часто все заканчивается на этапе разговоров.
А делает ли общество что-нибудь полезное для детей с ограниченными возможностями? Конечно, делает. Существуют школы для детей-инвалидов. Организуются праздники и мероприятия для детей-инвалидов. Популярные певцы организуют благотворительные концерты для детей-инвалидов. Вроде бы все хорошо? Но на деле, все эти мероприятия разделяют детей на две группы (ты ─ нормальный, а ты ─ инвалид). И вроде бы особый ребёнок оказался среди «своих», но в общество он не влился. И до тех пор, пока дети-инвалиды живут в своем мире, они будут казаться инопланетянами для здоровых детей.
Вот как вспоминает события тринадцатилетней давности Людмила, мама девочки Риты с расщелиной губы и неба: Девочка лет пяти, показывая пальцем на «развороченную мордаху» моей Ритки, спросила у мамы о том, что это с моей девочкой. Мама закрыла глаза девочки рукой и увела ее, приговаривая: «Не смотри, не смотри на такое!» Реакция ребёнка не тронула меня тогда ни капли. Но мама…ах, уберегла ребёнка от травмы! А как по мне, именно в этот момент она приложила руку к тому, чтобы сделать из своей дочери душевного инвалида.
Во всех проблемах поведения наших детей виноваты только мы сами. Прежде, чем требовать от своего ребёнка сострадания и участия, нужно самим стать чуточку добрее и отзывчивее. Посмотрите на себя со стороны. Совсем не обязательно каждый день встречаться с инвалидами, чтобы научиться общению с ними.
Уставшая мама-учительница жалуется папе за ужином, как же ей надоели «эти дебилы». Папа, в свою очередь, раздраженно говорит маме, что «начальник-идиот задержал зарплату». Между делом обсудили, как «сосед-старый шизофреник полночи стучал по батарее», а «олигофрены из пятой квартиры опять накидали окурков в подъезде». Между прочим, все эти обзывательства являются официальными медицинскими терминами. И пока мы используем слова, относящиеся к людям с ограниченным возможностями в качестве обидных слов, чтобы унизить и оскорбить другого человека, не стоит ждать гуманности от наших детей. Бесполезно после таких разговоров в семье, говорить своему ребёнку, что тот мальчик с синдромом Дауна ничем не хуже тебя.
Следите за речью. Дети копируют наше поведение. Найдите слова и фразы, которые не будут так сильно ранить особенных детей и их родителей. Уберите слова: «паралитик», «слепой», «глухой», «ненормальный», «неполноценный», «прикованный к постели». Вместо них используйте: «человек с особенностями здоровья», «человек с ограниченными возможностями», «незрячий или слабовидящий», «слабослышащий» и другие.
Не надо стесняться своих чувств
Мы все испытываем разные чувства к разным людям. Мы не обязаны всем нравиться и не обязаны всех любить. Это тоже нужно донести до ребёнка. Стыдиться своих чувств человек может, но это его чувства, а сердцу, как говорится, не прикажешь.
Люди с ограниченными возможностями тоже разные, у каждого своя история, свои мечты и своя жизненная позиция. Кто-то говорит: «Не надо меня жалеть! Да, у меня нет руки. Но я прекрасно учусь в школе и стану учителем». Хочется поддержать такого ребёнка, дать ценный совет и пожелать больших успехов. А если ребёнок-инвалид стоит в подземке и просит милостыню, то какие чувства, кроме жалости он вызовет?
Исповедь Татьяны: 15 лет назад я работала в магазине детской ортопедической обуви. Однажды к нам пришла женщина с трехлетней дочкой. Ее дочка могла с трудом ходить. У нее были деформированы конечности, очень неуверенные движения, плохая координация, сильное косоглазие. Она не говорила, только невнятно мычала. Изо рта струйкой текла слюна, которую мать все время вытирала салфеткой, текло из носа... Одним словом, зрелище не самое вдохновляющее. И вот эта несчастная девчушка почему-то сразу ко мне потянулись. Она буквально повисла на мне, крепко обнимая, прижимаясь всем телом, утыкая лицо в шею и замирая так. Она старалась взять мое лицо в ладошки свои неловкие и что-то передать мне своим мычанием-стоном. Она отталкивала мою напарницу, громким криком выражая свое недовольство, и соглашалась примерять обувь только со мной. Мне действительно удалось подобрать ей удобную обувь, не знаю как. Я чувствовала, когда ей удобно или неудобно, какая пара нравится, а какая ─ нет.
Одним словом, они сразу стали моими постоянными клиентами и старались попадать именно в мою смену. А я старалась всеми силами этого избежать. И не только потому, что после их визита мне приходилось срочно идти и покупать себе новую одежду — я не могла работать до конца 12-часовой смены в измазанной соплями и слюной блузке или платье. И не только потому, что брезговала сама ─ непозволительно было встречать других покупателей в таком виде. В результате я пряталась в соседнем кафе, менялась сменами, если знала, что завтра они придут снова. Мама даже ни разу не извинилась за мою испорченную одежду. С ее точки зрения, я должна была радоваться, что ее особенная дочь награждает меня своей привязанностью и тянется ко мне.
А у меня их визиты стали вызывать не только нестерпимую жалость, но и стыд за то, что я не в силах справиться с собственной брезгливостью к этим соплям на моей шее и одежде. Чувствую, что нет во мне этой безусловной любви к детям, к которым и так жизнь была немилосердна. Я не хочу помнить об этом случае, но забыть никогда не смогу.
Можно ли осуждать Татьяну за ее чувства? Прошло 15 лет, а этот тяжкий груз вины и стыда она не сбросила до сих пор. Но ведь главное не то, полюбила она эту девочку или нет, а главное ─ как она с ней общалась. Она четко выполняла свою работу, не показывала пренебрежения и стала любимым продавцом для их семьи. Наверняка, эта семья тоже помнит Татьяну, думая о ней с теплом и благодарностью.
Разговаривайте со своими детьми. Они способны понять и усвоить гораздо больше, чем порой мы думаем. Вы встретили в парке ребёнка с детским церебральным параличом (ДЦП)? Вернувшись домой, поговорите об этом. Спросите, что испытал ваш ребёнок при встрече: жалость, страх, растерянность, пренебрежение, уважение? Расскажите ему, что этот мальчик очень любит гулять. К сожалению, он не может забраться на горку и играть в догонялки, но возможно он очень любит читать и рисовать. И уж точно любит мороженое, как все дети.
Никто не застрахован от несчастья. Тысячи людей ежегодно остаются инвалидами после дорожно-транспортных происшествий, спортивных травм и других событий. Никогда не говорите ребёнку: «Хватит гонять на своем мопеде! Разобьешься, останешься прикованным к постели. Кому ты такой потом нужен будешь?» Гонять на мопеде он не перестанет, но уяснит для себя, что в этом мире есть места только для здоровых людей.
Подкрепляем свои слова примерами из жизни
Смотрите передачи по телевизору о людях с ограниченными возможностями, читайте книги. Можно прочитать прекрасную повесть Сергея Михалкова «Фантик». Детям в возрасте от 5 лет уже будет все понятно. Это повесть о маленькой Оле, которая не может ходить. Но она нашла себе друзей, открыла в себе талант и стала радоваться жизни.
Рассказывайте детям, в какой сфере может достичь успеха человек с теми или иными проблемами здоровья. Приводите примеры из жизни. Советский летчик Алексей Маресьев был пилотом самолета с ампутированными ногами. Знаменитый австралийский писатель, певец и актер Ник Вуйчич не имеет ни рук, ни ног. Но у него есть любимая жена, дети, работа и мировое признание. Посмотрите с подростком фильм «Я тоже» с испанским актером Пабло Пинеда в главной роли. Этот фильм рассказывает непростую историю молодого человека с синдромом Дауна. Расскажите ребёнку, что такое паралимпийские игры.
Не надо осуждать
Обязательно ли человеку с ограниченными возможностями добиваться успеха в какой-то сфере, чтобы не быть отвергнутым обществом? Безусловно, нет. Бывают очень тяжелые больные, особенно с серьезными органическими поражениями нервной системы. К сожалению, такие дети нужны порой только матери. Даже отцы зачастую не могут их принять.
Воспоминания Ольги, врача-педиатра: Обучаясь в ординатуре, мне пришлось поработать в отделении реанимации новорожденных. Там лежала девочка Варя с тяжелейшим пороком развития головного мозга (черепно-мозговой грыжей). Ей сделали несколько операций после рождения, но надежды не было никакой. С ней мучились врачи и медсестры и у всех был один вопрос: «А по ультразвуковому исследованию (УЗИ) разве не видно было?» Видно, видно было еще в 12 недель. «А что, аборт не могла сделать?» Этот вопрос был обращен не к матери, а просто в никуда. Однажды я пришла на работу и увидела пустой кувез. Варя умерла, ей был 1 месяц. Никогда не забуду ее глаза, такие умные и не по-детски печальные. Только став матерью, я поняла, почему та женщина не могла сделать аборт. Любовь матери безгранична, она не имеет срока давности или силы. Она просто есть. И мать любит своего ребёнка задолго до его рождения, а иногда еще и до зачатия. Неважно, уже родился этот малыш или нет, но он живет! Поэтому она не взяла грех на душу, она надеялась, верила в чудо.
Мать любит и принимает своего ребёнка таким, какой он есть. Ей не нужны его заслуги и успех. Но она постоянно сталкивается с равнодушием окружающего мира, с осуждающими взглядами и нескончаемой жалостью. Не можешь кого-то понять ─ не надо, но и не осуждай, не показывай пальцем.
Если человек ест только морковь и гречку, можно ли его пищу назвать богатой полезными элементами? Чтобы внутренний мир был полон, его надо обогащать. А в случае с психоневрологическими нарушениями это может быть очень непросто. У ребёнка могут быть серьезно нарушены каналы восприятия и обработки информации, выстраивания связей, удержания приобретенных знаний и навыков. Что-то можно компенсировать, что-то ─ нет. Обычного здорового ребёнка мы ведь любим и принимаем не за то, что у него богатый внутренний мир, или он лучше всех решает задачи по математике и дальше всех кидает мяч. Мы его просто любим и принимаем таким, какой он есть. «Особый» ребёнок ─ это ребёнок, прежде всего. И сначала его принимаешь, а уже потом учитываешь его особенности.
Для себя нужно принять, что вот этот человек перед тобой ─ высокий, рыжеволосый и в очках, а этот ─ на коляске, а тот ─ при разговоре с тобой смотрит в сторону или через тебя. Но это все неважно, потому что вы сейчас обсуждаете какой-то рабочий вопрос или сидите в песочнице и играете в машинки. Ваши точки пересечения в данный момент ─ общий проект или совместная игра. Потом вы разойдетесь по домам, и он будет пить свои таблетки, а ты свои ─ для улучшения пищеварения или от аллергии. И тот человек точно так же принял тебя, с твоей привычкой чесать коленку, задумавшись, и свежим прыщиком на носу.
Необычный ребёнок в коллективе
Вот так вспоминает события из школьных лет Елена: У нас в классе числилась девочка с ДЦП. Она была на домашнем обучении, но в 10 классе настояла на том, чтобы ходить в школу вместе со всеми. Долго это не продлилось. Нас предупредили, чтобы мы помогали по необходимости, но ни в коем случае не носились как с писаной торбой, не демонстрировали жалости. Вот что из этого получилось. Пацаны решили, что раз она хочет быть как все, то «сама напросилась». И довольно жестко начали «стебаться» над ее смешной фамилией. Как делали бы это с любой другой девочкой с такой фамилией. Юля пыталась смеяться и воспринимать все в шутку, но было видно, что ей это дается с трудом. Но когда мы пытались приструнить мальчишек, она нас обрывала: «Пусть!» Если Юля падала (иногда ее движения становились особенно неловкими), она не разрешала нам помогать ей, говорила с ожесточением: «Я сама! Я не калека!» В результате мы все просто перестали контактировать с ней, кроме как по необходимости. Мы просто не знали, КАК с ней взаимодействовать, чтобы не обидеть. Думаю, что моя растерянность при встрече с особенными людьми началась тогда, и я до сих пор не знаю, как правильно с ними общаться.
Мир подростков ─ особый мир. Любое неосторожно сказанное слово может стать концом света, причем для любого подростка. Подростки отличаются от взрослых людей тем, что они хотят казаться взрослыми. Взрослый человек чего-то достиг и добился. Отличие их в том, что взрослый человек самоутверждается за счет своих дел и поступков, за счет своих личных качеств. А подросток иногда может самоутверждаться, принижая других. В подростковом возрасте наибольшее значение имеет мнение окружающих, нежели свое собственное. И чаще всего мнение бывает не просто чужое, а мнение «стадное». «Против кого сегодня дружить будем?» ─ это можно назвать девизом у подростков.
Как можно было построить отношения с Юлей? «Юля, ты классная девчонка! Жаль, что ты пришла к нам только в 10 классе. Не обижайся на мальчишек, они со всеми так. Вон, над Ленкой смеются ─ у нее уши торчат. И над Настей издеваются ─ у нее мобильника нет. Вот станем взрослыми, не пойдем за них замуж! Пусть знают, кого потеряли! Юля, нам с тобой иногда непросто. Мы никогда не видели раньше людей, которые чем-то отличаются от нас. Мы не можем оставаться в стороне, когда видим, что тебе нужна помощь. Но и обижать тебя мы не хотим. Помоги нам сама».
Могут ли подростки сказать подобные слова? Могут. Но им нужно помогать, помогать разобраться в чувствах, подобрать слова, сформулировать мысли. Заглядывайте своим школьникам не только в дневник. Спрашивайте обо всем. Рассказывайте побольше о своих жизненных случаях, о своих учителях и одноклассниках, и о своих подростковых проблемах и комплексах. Рассказывайте случаи, за которые вам стыдно и неловко. Спрашивайте совета у своих детей: «А как ты считаешь, я тогда правильно поступила? Что мне лучше было сказать тогда, чтобы не обидеть ту девочку?»
Детские проблемы ─ это тоже проблемы
За один день отношения не выстроишь ни с одним человеком. А с особыми детьми все может быть несколько сложнее. Представьте ситуацию: мальчик Костя с синдромом Дауна ходит в обычный детский сад. Вечером девочка Соня жалуется маме: «Мама, а меня Костя сегодня на улице лопатой по голове стукнул!» Что может ответить мама, зная, кто такой Костя? «Доченька, не стоит обижаться на него. Он же дурачок, даун. И вообще держись от него подальше, они и не такое способны!» Конечно, Сонечка послушает, мама же плохого не посоветует, да еще и с подружками поделится. А что стоит сказать маме? Сначала подумать, что бы она сказала, если бы ее дочь стукнул здоровый Вова из соседнего подъезда. Можно сказать примерно следующее: «Лопатой по голове? Тебе, наверное, очень обидно. Больно было? Ну ладно, у всех бывает. Я думаю, он не хотел сделать тебе больно. Постарайтесь все же подружиться!»
Ваш ребёнок имеет полное право обидеться на ребёнка-инвалида, если он действительно не прав. Все маленькие дети ссорятся и мирятся, дерутся, плачут и жалуются маме и воспитателям. Ребёнок с особенностями не должен быть в стороне от этих детских проблем и переживаний. Кстати, только малыши способны показывать свои истинные чувства, искренне дружить и проявлять симпатию или наоборот.
Сделаем мир добрее с нашими детьми
Социальные сети пестрят группами с просьбами собрать денег на операцию или реабилитацию больным детям. На многих каналах по телевидению рассказывают непростые истории и просят помочь. Вот и помогите! Кто-то скажет: «Всем помочь невозможно. Мне бы кто помог! Вчера заплатил за ипотеку, сегодня коммуналку нечем платить. А еще у ребёнка сапоги малы стали. Как бы до зарплаты самому дотянуть?»
Да, всем помочь не реально. А вы попробуйте хотя бы раз, всей семьей. Увидели по телевизору ребёнка с тяжелым заболеванием и просьбу послать SMS-сообщение — сделайте. Ребёнок, конечно, согласится. Родительскими деньгами легко управлять. Поэтому поступите по-другому. «Может поможем той девчонке, отправим денежку? Я понимаю, у нас тоже с деньгами напряженно сейчас. Давайте мы в эти выходные не пойдем в кафе, как всегда это делаем. Испечем пирог или пиццу сами дома. А сэкономленные деньги отправим девочке». Таким образом, ваш ребёнок примет участие, пожертвовав чем-то своим.
Покормите бездомную кошечку на улице. Если есть возможность, приютите у себя кого-нибудь. Не пафосного породистого кота, у которого пачка корма стоит дороже, чем килограмм хорошего мяса. А облезлого Ваську с перебитыми лапами, который еле от собак отбился. Безусловная любовь к животным помогает детям научиться сострадать.
Учите ребёнка простым правилам этикета. Но соблюдайте их сами. Открывайте дверь в магазин старенькой бабушке, уступайте место в автобусе беременной женщине, помогите перейти дорогу незрячему молодому человеку. Учите ребёнка видеть проблемы вокруг себя и замечать тех, кому плохо.
Будьте примером для своего ребёнка, не бойтесь делать ошибки, умейте извиняться перед своим ребёнком. Позволяйте ошибаться себе и ему. И разговаривайте, разговаривайте, разговаривайте…
Комментарии экспертов
Надежда Слепцова, учитель-логопед МБДОУ № 96 г. Архангельск, председатель общественной организации родителей детей с инвалидностью «Благодея» (РООРДИ «Благодея»)
Сегодня почти в каждой школе проходят Уроки Доброты для обычных детей по пониманию инвалидности. Дети разного возраста и национальности слушают истории особенных детей и взрослых, проигрывают сами неловкие моменты их сложной жизни, смотрят фильмы о жизни людей с инвалидностью и пытаются понять, что с ними не так, как научится разговаривать и дружить с особенными детьми. Задача нелегкая. И помогают им в этом учителя, волонтеры, сами дети из «особенных» школ.
Гораздо сложнее научить слушать и слышать о таких «проблемных» детях взрослых. Они все знают, умеют, читали. Но порой, именно, они становятся источником угрозы своим детям в нравственном воспитании, не замечая и отвлекая своего ребёнка от удивления, вопросов и диалога.
Получая образование в магистратуре по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования, начинаешь понимать, что рядом больше становится внимательных людей, заинтересованных педагогов, готовых переосмыслить традиционные подходы к получению образования особенных детей и к проблеме инвалидности.
Термин «инклюзия» все чаще употребляется в обществе, в жизни и в средствах массовой информации, и обозначает включение человека с инвалидностью во все сферы жизнедеятельности, особенно в общую систему образования, несмотря на его физические, интеллектуальные и иные особенности.
Сергей Ланг, психолог
Я считаю, что людям с ограниченными возможностями в любой стране должны быть предоставлены рабочее место (в соответствии с особенностями здоровья), комфортные условия и возможность какой-либо профессиональной реализации. Для меня это — признак прогрессирующего общества. Для того, чтобы этой проблеме уделялось достаточно внимания, необходимо пропагандировать в обществе лояльное и небезразличное отношение к людям с ограниченными возможностями. Я согласен с тем, что говорить о том, что правильно и неправильно в отношении таких людей стоит в первую очередь с детьми. Если на раннем этапе объяснить ребёнку, что особенные дети и взрослые — это такие же люди, как и он, что с ними можно и нужно общаться и взаимодействовать на равных, то с такой установкой ребёнок и пойдет по жизни. Я верю, что если общаться с детьми об актуальных общественных проблемах, то в будущем этих проблем удастся избежать.