В последние годы по всему миру поступают тревожные сообщения о случаях заболевания обезьяньей оспой. А в начале 2000-х массовая вспышка оспы обезьян была отмечена в США. При этом выясняется, что против этой болезни прекрасно работает противооспенная вакцина. Что вызывает беспокойство у ученых и почему всего несколько случаев обезьяньей оспы в Европе выходят на первые страницы СМИ, разбирался MedAboutMe.
Победа над оспой и отказ от вакцины
Когда-то натуральная оспа убивала людей миллионами. По оценкам экспертов, только за прошлый век болезнь унесла жизни более чем полмиллиарда человек. Человечество смогло объединить свои усилия и уничтожить оспу на всей планете путем массовой обязательной вакцинации. Последний случай инфицирования человека натуральной оспой естественным путем был отмечен в 1977 году в Сомали. Еще один случай заражения — в лабораторных условиях — произошел в 1978 году. А в 1979 году эксперты Всемирной организации здравоохранения объявили о полной и окончательной ликвидации натуральной оспы на всей планете. Уже в следующем, 1980 году было принято решение о прекращении вакцинации людей от этого заболевания.
Вирус оспы: свято место пусто не бывает
Итак, в последние 38 лет население Земли прививку от оспы не получает. Но у вируса натуральной оспы есть родственники, входящие в семейство Poxviridae — поксвирусы. Среди них есть вирусы оспы птиц, овец, коз, свиней и даже насекомых. В это же семейство входят известный многим родителям вирус контагиозного моллюска и «популярный» среди животноводов вирус миксомы кроликов.
Отдельно следует сказать о роде Orthopoxvirus — ортопоксвирусов, объединяющем в себе вирус натуральной оспы (той самой, от которой избавился мир), вирус коровьей оспы, вирусы оспы скунсов, енотов, голопопых песчанок, полевок и др., и вирус обезьяньей оспы, в том числе.
Всем известен вирус коровьей оспы, поражающей коров и лошадей. Именно им когда-то Эдвард Энтони Дженнер предложил прививать людей, чтобы защитить от человеческой разновидности смертельно опасной инфекции. До сих часть этой истории хранится в самом названии принципиально новой категории лекарств — «вакцина», от vacca — корова (франц.).
Многие из ортопоксвирусов могут заражать разных животных: многие из них, например, опасны для грызунов, а вирус коровьей оспы вызывает болезнь также у человека. Равно как и вирус оспы обезьян.
Вакцина против натуральной оспы обеспечивала местное население перекрестным иммунитетом, попутно защищая его и от других родственных вирусов. Прекращение вакцинации против натуральной оспы ослабило контроль и над другими оспенными вирусами. Исследования показывают, что за 30 лет, прошедшие с момента объявления о прекращении вакцинации во всем мире, заболеваемость оспой обезьян в Африке значительно выросла.
Оспа обезьян у человека
Специфика здравоохранения многих африканских стран заключается в отсутствии внятной статистики по заболеваемости различными инфекциями. Поэтому об оспе обезьян мир вспомнил только в 2003 году, когда в США разразилась самая настоящая эпидемия — всего заразилось 93 человека. Правда, никто не умер. Источником инфекции стали грызуны (луговые собачки), продаваемые через сеть зоомагазинов. Именно там они подхватили вирус от зараженной гамбийской крысы из Африки.
И тогда ученые заинтересовались оспой обезьян. Исследования в Демократической республике Конго показали, что заболеваемость среди людей с момента прекращения вакцинации выросла в стране в 20 раз. Смертность от вируса среди населения этой страны сегодня составляет 10%, что приближается к показателям смертности для натуральной оспы.
Хотя мы говорим об оспе обезьян, вирус распространяется, скорее, мелкими африканскими грызунами. Передача вируса происходит через слизистую и кровь. При заболевании обезьяньей оспой у человека отмечаются высыпания на коже — даже более обильные, чем при натуральной оспе, увеличиваются лимфоузлы, может развиться слепота, нередко присоединяется вторичная бактериальная инфекция. Смертность составляет от 4 до 22%. Специфического лекарства от оспы обезьян нет.
В 2016 году врачи из Центральноафриканской республики объявили о вспышке оспы обезьян, в результате которой из 19 зараженных людей умерли 10 человек. Источниками инфекции стали африканские белки и обезьяны, а основными территориями, где распространялась болезнь — удаленные сельские поселения в тропических лесах. В 2017 году о вспышке заболевания сообщила Нигерия. 31 случай обезьяньей оспы был зарегистрирован в 7 штатах на юге страны. В 2018 году вирус из Нигерии с двумя зараженными туристами добрался до Великобритании, где поразил еще одного человека — медсестру, ухаживающую за одним из пациентов.
Возникает вопрос: почему бы сейчас не привить людей в регионах, эндемичных по оспе обезьян, уже имеющейся вакциной? Проблема в том, что речь идет о живой вакцине, то есть она содержит живой, хоть и ослабленный вирус. А на самых опасных в инфекционном плане территориях в Африке идет война, население «иммунокомпрометировано» из-за недоедания, дефицита белка и стрессов, то есть люди могут просто не перенести прививку. По оценкам экспертов, риски развития тяжелых побочных эффектов от вакцинации выше, чем угроза заразиться оспой обезьян и умереть от нее.
Что нас ждет: преодоление барьеров
Можно говорить о том, что межвидовой барьер для вируса оспы обезьян уже пройден — человек с легкостью заражается от больного грызуна или обезьяны. Внутривидовое распространение тоже уже встречается, но пока еще редко. Сегодня известно о 6 случаях передачи инфекции между людьми. Ученые уверены, что со временем вирус научится переходить от человека к человеку лучше и эффективнее — это только вопрос времени.
Пока у человечества есть вакцина, которая защищает нас и от натуральной, и от обезьяньей оспы. Но количество людей, восприимчивых к последней, за 38 лет значительно увеличилось — это те, кто уже не получал вакцину после 1980 года. А каждый новый случай увеличивает риск изменения вируса, что в итоге может привести к появлению штамма, устойчивого к имеющейся вакцине.
Вирус оспы — один из самых древних патогенных вирусов, способных вызвать болезнь у человека. Большинство видов птиц и животных имеют свою специфическую разновидность поксвирусов, вызывающую у них тяжелое заболевание. Человек смог уничтожить свое «видовое проклятие». Возбудитель ветряной оспы, как известно, относится к герпесвирусам, так что можно сказать, что у нас больше нет собственного поксвируса.
Однако распространение вируса оспы обезьян наводит на мысль о том, что на место натуральной может прийти обезьянья оспа. Пока вирус распространяется от зараженного животного к человеку, а случаи передачи инфекции между людьми — единичны. Но все может измениться. Вопрос только в том, когда это произойдет? И сможет ли нас защитить вакцина, от которой человечество когда-то отказалось?