Перинатальная психология: влияние зачатия, беременности и родов на психику ребёнка

Пренатальная и перинатальная соматическая психология охватывают период до рождения во время беременности, а также период сразу после рождения.

Если во время зачатия, беременности (а в некоторых течениях — и задолго до зачатия), родов и первого года жизни остаются нерешённые проблемы или возникают неоптимальные условия и переживания, то они проявляются в причинах проблем со здоровьем, стрессового поведения, трудностей с саморегуляцией, привязанностью, обучением и других расстройств.

Вот как пренатальные психологи объясняют эти процессы, и что подтверждают научные исследования.

Развитие пре- и перинатальной психологии

Область пренатальной психологии специфична: она является одновременно исторической и в то же время развивающейся.

Термин «перинатальная» охватывает период внутриутробного развития плода с 22-й недели беременности и первые семь дней жизни новорожденного. Например, перинатальная психология, перинатальный центр — где ведут беременность и роды, и мама с ребёнком находятся в первые дни после рождения малыша.

Термин «пренатальная» охватывает всю беременность («пренатальный скрининг»), а иногда относится и к периоду до зачатия, например, «пренатальные витамины для подготовки к беременности».

  • В конце ХХ-го века современная психология переключилась с фокусировки исключительно на «детстве» как на причине дезадаптивного поведения, затрагивающего детей и взрослых, на период «младенчества» (от нуля до трёх лет), как более релевантный для понимания жизненных моделей и поведения.
  • К концу 80-х годов фокус снова сместился на новый набор теорий и наблюдений: было высказано предположение, что сознание существует на ранней стадии и формируется событиями, записанными в клеточной памяти до начала познания.

К тому времени основной фокус исследований снова сместился на самый ранний период развития ребёнка: время между предзачатием и первым годом после рождения.

Эта идея постепенно проникла в мир соматической психологии травм развития, утверждая, что у младенцев есть своя история, сформированная задолго до рождения и задолго до того, как у них сформировался мыслительный процесс.  

Клеточная память в психологии младенцев

Вопреки распространённому мнению о том, что ещё не рождённые дети не имеют собственного опыта и не нуждаются в родительской заботе, пока не они не отделятся от тела матери, соматическая пре- и перинатальная психология учит, что ещё до зачатия мы закладываем фундаментальный импринтинг на всю жизнь.

Младенцы ещё до рождения ощущают мир, задолго до того, как мир увидит их, и это научно доказанный факт. Например, плод во время беременности впитывает основы родной речи — её интонационный рисунок и другие особенности.

И после рождения на свет дети ярче реагируют на родной язык, узнавая его по памяти. И, конечно, знают материнский голос и её запах, предпочитая их всем остальным. Это — достоверные научные факты. Подробнее об этом — в статье «Что там делает малыш: 12 важных занятий ребенка в мамином животе».

Психика новорожденного — не белый лист бумаги. Она заполнена ощущениями, звуками, запахами из внутриутробной жизни.

Это — ещё одна из множества причин, почему учёные сомневаются, что мы в обозримом будущем сможет использовать искусственную матку для вынашивания детей.

Плод в перинатальной психологии переживает то же, что переживает мать и вся семья, и формирует своё тело с момента зачатия на генетическом и эпигенетическом уровне — разум, тело, эмоции, дух — в соответствии с этой средой. Это закладывает основу для здоровья на десятилетия вперёд.

Энни Брук, автор книги Birth’s Hidden Legacy, утверждает, что импринты — это имплицитные воспоминания или предкогнитивные события жизни, и эти записанные события хранятся в сознании клеток и тканей, а также в нервной системе нелинейно. Эти события связаны с безопасностью и выживанием ребёнка. Они образуют слои закодированных сообщений, которые мы сохраняем в раннем возрасте.

В более широком смысле, эти младенцы также резонируют с наследием как минимум трёх поколений, мудростью предков и историей социальной, культурной, религиозной и политической среды, в которой жили эти поколения.

«В третьем триместре внутриутробного развития дети кодируют как минимум три поколения желаний своих предков, их страхов и фантазий», — говорит Берт Хеллингер, эксперт по семейным расстановкам. — «Дети впитывают влияние своих предыдущих поколений и родословных в любящей попытке исцелить прошлое своих родителей».

Младенец накапливает энергию из прошлых событий в виде клеточных впечатлений (памяти тканей матки). Память существует в клетках задолго до развития познавательных способностей в мозге.

Эти отпечатки имплицитны (воспоминания, приобретённые и используемые бессознательно) и доступны при наличии распознавания и поддержки со стороны окружающей среды (например, в безопасной семейной обстановке или во время терапии). Дети проявляют их через игру. Взрослые проявляют их через симптомы, устоявшееся поведение и защитные механизмы.

Пренатальная психология: какие исследования подтверждают её тезисы

В идеальном мире лучшим предиктором спокойного и уравновешенного характера ребёнка является спокойная и размеренная беременность и роды.

Влияние до рождения

Важным показателем здоровья считается качество отношений между мамой и папой. Нерождённым детям необходимо, чтобы родители убрали напряжение в отношениях и взяли на себя обязательство поддерживать друг друга, заботясь о ребёнке.

Хотели ли мама и папа детей? Планировали ли они сознательно создание или расширение семьи? Соединились ли они в любви, чтобы зачать ребёнка?

Это лишь некоторые из многих вопросов, которые возникают при изучении фундаментальной архитектуры психики ребёнка.

Стрессы во время беременности и психика новорожденного

Всё больше исследований показывают, что пренатальный стресс может оказывать существенное влияние на беременность, здоровье матери и развитие человека на протяжении всей жизни.

Это влияние может проявляться напрямую, через воздействие физиологических изменений, связанных с пренатальным стрессом, на развивающийся плод, или косвенно, через воздействие пренатального стресса на здоровье матери и исход беременности, что, в свою очередь, влияет на здоровье и развитие младенца.

  • Например, исследование в журнале Endocrinology показало, что стресс в первом триместре может изменять состав бактериального микробиома во влагалище матери. Эти бактерии передаются ребёнку во время естественных родов и способны изменять в микробиом кишечника и даже развитие мозга малыша. 
  • Исследования учёных из Университета Колорадо на животных и людях показывают, что активация реакции матери на стресс и последующие изменения эндокринной и воспалительной активности играют определённую роль в этиологии этих эффектов
  • Исследования Калифорнийского университета показывают, что воздействие глюкокортикоидов внутриутробно, либо через материнский стресс, либо экзогенное введение, может влиять на развитие стрессовой реакции у плода, что может иметь долгосрочные последствия для поведения и физиологических реакций ребёнка

Сильный стресс, по-видимому, оказывает наибольшее влияние на исход родов, когда он возникает на ранних сроках беременности.

  • Например, Кармайкл и Шоу в публикации в Epidemiology отметили, что сильный стресс, связанный с зачатием (например, смерть близкого человека, развод), приводит к увеличению риска того, что женщина родит ребёнка с пороками сердца, дефектами нервной трубки или изолированной расщелиной верхней губы.
  • Глинн и соавторы (American Journal of Obstetrics and Gynecology) обнаружили, что травма от пережитого землетрясения оказывает более сильное негативное влияние на сокращение срока беременности, если она получена на ранних сроках вынашивания.
  • Аналогичным образом, смерть близкого человека или террористический акт увеличивают частоту неблагоприятных исходов, включая потерю беременности, на ранних сроках (BMC Public Health).

Влияние беременности и родов на психику ребёнка

Примеры тем, связанных с закодированными импринтами, можно найти в том, что переживают мать и ребёнок в период до зачатия и до рождения.

В пре- и перинатальной психологии оцениваются вопросы безопасности, потерь, шока и болезней, домашнего насилия, бедности, травм, употребления наркотиков или алкоголя во время беременности («токсичная матка»), использования химикатов при родах (анестезия), хирургических отпечатков при родах (кесарево сечение или щипцы), предыдущих выкидышей или абортов («призрачная матка») и т. д.

Всё это считается важным для формирования детской психики как в процессе вынашивания (и даже до зачатия), так и во время самого стрессового для ребёнка события — родов.

Считается, что дети и взрослые могут сохранять эти неосознанные воспоминания и физические отпечатки памяти десятилетиями. Такие слои отпечатков формируют основу для стрессовых реакций, которые могут сохраняться долгое время и становятся паттернами поведения, влияя на способность регулировать и устанавливать связь с «первичной жизненной силой» и с другими людьми.

В пренатальной психологии воспоминания о зачатии, рождении, послеродовом опыте и детстве могут продолжать оказывать глубокое влияние на человека, на близкие отношения, здоровье и чувство безопасности и благополучия.

Когда во взрослом возрасте срабатывает триггер, ассоциативная имплицитная память (импринт) из прошлого захватывает настоящее. Эта память проявляется в форме физиологической реакции (обычно физической и эмоциональной), которая вызывает повторение выученного поведения, направленного на выживание и безопасность.

Такое поведение могло быть успешным в прошлом как позитивный ответ на раннюю угрозу. Эти реакции сохраняются в клетках для повторного использования в будущем при возникновении стресса, но в старшем возрасте часто становятся непродуктивными и не адекватными новым ситуациям.

Примеры из перинатальной психологии

  • Считается, что наложение щипцов в родах, спасающее жизни, может нарушить естественный процесс взаимодействия матери и ребёнка в родах и оставить отпечаток: «Я чувствую чужое вторжение, меня нужно спасать, я не доверяю своему выбору, мне нужно давление, чтобы чувствовать себя собой, меня нужно спасать, моя сила нарушена, и теперь я в ярости».

Эти убеждения и соматические импринты могут сохраняться десятилетиями и долгое время влиять на жизненный выбор, карьеру и проблемы в отношениях.

  • Считается, что младенец, родившийся в результате кесарева сечения, может стать ребёнком или взрослым, испытывающим огромные трудности с переходом в другой мир, необходимостью изменять планы и разделять контроль и управление событиями.

Резкое извлечение плода под наркозом прерывает размеренный естественный процесс родов. Даже если в тот момент вмешательство спасало жизнь, этот импринт может сохраняться десятилетиями, нарушая способность самостоятельно родиться (впоследствии — способность взрослого человека справляться с жизнью).  

  • Анестезия в родах может вызывать онемение, потерю связи с мамой и чувство заброшенности. «Я не могу найти дорогу» — распространённая тема для взрослых, которые обращаются к перинатальному психологу с проблемой потери ориентации и цели в жизни.

Считается, что они потеряли ориентацию в мире ещё во время родов из-за анестезии.

Как работают пренатальные психологи

Клинические исследования действительно доказали, что период беременности, а также возраст от 0 до 18 месяцев жизни младенца важен для формирования поведенческих реакций. Перенапряжение нервной системы в этот период формирует связи и паттерны, которые управляют эмоциями и поведением в условиях стресса. Знание этого может помочь понять пациента и предложить поддержку на более эффективном уровне.

В теории психолога Брейзелтона к пятому дню после рождения стиль привязанности уже можно предсказать, исходя из социального взаимодействия родителей и младенцев, а также ориентировочной реакции на себя (Здесь) и на внешнее (Там).

А к третьему месяцу после рождения миндалевидное тело (наша собственная «система оповещения» об опасности) уже кодирует информацию о том, находимся ли мы в безопасности и достойны ли любви, считает Брейзелтон. 

В перинатальной психологии выявление этих событий и понимание того, как они влияют на поведение, помогает воздействовать на самые ранние модели восприятия и поведенческих реакций. Выявление корней неверных убеждений в идентичности и конструктов смыслообразования способствует подлинным изменениям и заботе о себе.

В медицине есть и другая область, которая исследует, как события, происходящие с вашими предками — например, бабушкой во время беременности, способны изменить вас на генетическом уровне, и они подтверждаются мета-анализами. А уровень образования вашего дедушки может повлиять на то, сколько вы проживёте.

Об этих интереснейших открытиях последних лет читайте в статье «Семейное проклятие: что говорит наука о передаче эмоциональных травм по наследству?».

Использованы фотоматериалы GigaChat

Читайте также

Короткая шейка матки во втором триместре: причины и новые протоколы ведения
Несостоятельность шейки матки: почему это опасно и как её выявляют? Причины и современные варианты лечения.
Генетический анализ при планировании беременности: кому он нужен и что показывает?
Плюсы и минусы генетических скринингов до зачатия. Вопросы, к которым нужно быть готовыми – и как действовать, если анализ выявил риск для ребёнка.
Холестаз беременных: когда зуд кожи опасен для плода
Как обычный кожный зуд может указывать на риски для ребёнка: всё о внутрипечёночном холестазе беременных.
Неинвазивный пренатальный тест (НИПТ): что это, его точность и стоимость
Какие патологии покажет ДНК-скрининг во время беременности, кому он показан, а когда проводить не стоит. Когда делают НИПТ по ОМС и по желанию.
Психосоматика бесплодия: когда причина не в физиологии
Как психика может мешать зачатию и что с этим делать: психосоматика бесплодия у женщин и мужчин.
Опубликовано 27.11.2025 23:42
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Effects of prenatal stress on pregnancy and human development: mechanisms and pathways / Coussons-Read ME // Obstet Med 2013
Prenatal maternal stress programs infant stress regulation / Davis EP, Glynn LM, Waffarn F, Sandman CA // J Child Psychol Psychiatry 2011
Male fetal loss in the US following the terrorist attacks of September 11, 2001 / Bruckner TA, Catalano R, Ahern J. // BMC Public Health 2010
Stress, adverse pregnancy outcomes, and African-American females / Livingston IL, Otado JA, Warren C. // J Natl Med Assoc 2003
When stress happens matters: effects of earthquake timing on stress responsivity in pregnancy / Glynn LM, Wadhwa PD, Dunkel-Schetter C, et al. // Am J Obstet Gynecol 2001
Maternal life event stress and congenital anomalies / Carmichael SL, Shaw GM. // Epidemiology 2000
Birth’s Hidden Legacy. Volume 1 / Brook, A. // Boulder, CO. Smart Body Books 2014