Волнение, тревога, растерянность не так уж редко сопровождают родителей первоклассника. Кажется, что совсем недавно малыш не умел ни ходить, ни говорить, и вот, спустя всего 7 лет, его ждет новая ступень социализации — начало обучения в школе. Школа — это не только обучение, но и необходимость общаться с новыми людьми. Как правило, родители продолжают беспокоиться, даже когда школа подобрана удачно. Больше всего их волнуют взаимоотношения первоклассника со сверстниками и его успеваемость.
Первый класс: что чувствуют родители?
Почему же родители часто волнуются не меньше, чем сам первоклассник? Разумеется, они потрясены тем, как быстро он растет, и тревожатся по поводу новой обстановки, новых правил, в том числе и для себя самих. Позитивному восприятию школы может мешать их собственный опыт.
Школьные годы ребёнка сегодня — это серьезное испытание. Это связано и с усложнением школьной программы, и с повышением требований к уровню развития первоклассника, и с бюрократическими процедурами, от которых страдают ученики и педагоги. Нередко раздражение родителей вызывает и необходимость общения в чатах систем мгновенного обмена сообщениями, такими, как Whatsapp или Viber. Помимо обсуждения важных вопросов, данные дискуссии могут содержать много ненужной информации, отнимающей время.
Тем не менее, несмотря на все сложности школьной жизни, родителям следует постараться убедить будущего первоклассника в том, что у нее есть и позитивные стороны. Запугивание приведет к тому, что дети будут бояться еще больше, и отрицательно отразится на их настрое.
Ощущения ребёнка в первом классе
Первый класс — это время, когда ребёнок определяется со своим отношением к школе и учебе. В первые дни школьного обучения он сталкивается с новыми правилами и новыми требованиями. Вначале ему тяжело сидеть в неподвижной позе в течение 45 минут, учиться красиво писать буквы, устанавливать дистанцию в отношениях с учителем.
Каждый ребёнок имеет свои особенности развития и свой уровень выносливости. В зависимости от них адаптация к школе может проходить тяжелее или легче. В среднем на приспособление к новым условиям уходит от 2 до 6 месяцев. Нередко в первые 2-3 недели дети даже болеют. Труднее всего адаптироваться тем, у кого существуют проблемы со здоровьем или хронические заболевания.
В первые недели обучения в школе задания могут показаться слишком сложными. Поскольку первоклассник испытывает существенный стресс, он может быстро утомляться и капризничать. Взрослым необходимо отнестись к данной ситуации с пониманием и не упрекать маленького ученика в лени и нежелании учиться.
Еще один стресс, ожидающий детей в школе, — это общение с одноклассниками, которое не всегда может быть приятным. Труднее всего переносят адаптацию дети, не посещавшие детский сад или единственные в семье. Сложность ситуации в том, что они могут ожидать особого отношения со стороны учителя и одноклассников. Если такие дети сталкиваются с негативом, то постепенно у них может возникнуть неприязнь к школе, ощущение одиночества и постоянных обид.
В ситуации адаптационного стресса, возникшего вследствие увеличившейся нагрузки, важно понять чувства первоклассника. Взрослым необходимо с пониманием относиться к физиологическим и социальным изменениям, которые происходят с ребёнком, и верить в его успех.
Как родителям и ребёнку избежать стресса в первый год обучения в школе?
В возрасте 7 лет дети переживают определенный кризисный период в развитии, овладевают новыми умениями, навыками, развиваются и совершенствуются психические процессы. Совпадая с началом школьного образования, кризисный период дополняется сменой социальной роли: теперь ребёнок не дошколенок, а ученик.
Подготовка к школе пройдет более гладко, если отец или мать проведут для будущего первоклассника подобие инструктажа в игровой форме. В ходе небольших уроков они могут рассказать ему, как правильно обращаться к учителю, как озвучивать свою просьбу и как реагировать на различное поведение одноклассников.
Некоторые рекомендации помогут родительской семье и самому первокласснику лучше адаптироваться к школе. Например:
- оптимистичный рассказ о школе, новых друзьях и веселых уроках;
- разъяснение правил школьного этикета в игровой форме;
- построение правильного режима дня, в котором есть время для сна, приготовления домашних заданий, физической активности и игр;
- разъяснение правил общения с учителем и другими взрослыми людьми;
- интерес к жизни первоклассника, который не должен ограничиваться только учебой. Важно интересоваться, как он контактирует со сверстниками, сумел ли с кем-то подружиться, не обижают ли его;
- решение возникающих сложностей при помощи учителя.
Среди самых грубых ошибок, которые допускают многие российские семьи, — сравнение собственных детей в пользу других. Часто это делается неосознанно, тем не менее, такое поведение может развить в первокласснике комплекс неполноценности, который создаст ему большое количество проблем в будущем и от которого будет не так просто избавиться.
И первоклассник, и его семья переживут период адаптации к новым условиям гораздо легче, если мать и отец будут верить в то, что их дети успешные и талантливые, и способны справляться с любыми трудностями. Первоклассник не будет бояться возникающих трудностей, если будет уверен, что его всегда поддержат и помогут.
Чтобы перегрузки не казались мучительными, а новые задачи слишком сложными, и чтобы снизить риск заболеваний в непростой период начала учебной жизни, первокласснику следует также соблюдать режим дня. Для 7-летнего человека он не менее важен, чем для дошкольника.
Например, первокласснику необходимо спать не менее 10 часов, чтобы высыпаться и быть собранным на уроке. После школы нужно погулять примерно 40 минут, затем пообедать и отдохнуть. Только после дневного отдыха можно приступать к выполнению домашнего задания. Крайне нежелательно для детского организма делать уроки поздним вечером. Если первоклассник посещает кружки, то лучше всего приходить на дополнительные занятия после выполнения домашних зданий и исключить из графика занятия в некоторых кружках.
Для первоклассника успешная учеба ни в коем случае не должна стать средством удовлетворения родительских амбиций. Он является отдельной личностью и должен иметь свободное время, интересы и друзей. Только так его развитие станет более гармоничным, а отношение к учебе — более позитивным.