Существует много специфических черт и навыков, которые приводят к успеху, но один из самых важных — способность сосредоточиться. Умение концентрировать мозг на определенной цели помогает достигать результата эффективнее и быстрее. Но не многие могут этим похвастаться. В большинстве случаев сосредоточиться мешают ненужные привычки и отвлекающие факторы, которые необходимо минимизировать. Среди общих причин, которые ухудшают концентрацию мозга выделяют: плохой сон, постоянный стресс, зависимость от социальных сетей, отсутствие навыков организации и самодисциплины. Какие еще привычки и подходы к работе мешают сосредоточиться?
Многозадачность — нагрузка для мозга
Многие полагают, что умение решать несколько задач одновременно — полезная способность, которую обязательно нужно развивать. Это позволяет экономить время и достигать сразу несколько намеченных целей. Но психологи утверждают обратное. Исследования показали, что работа сразу над несколькими задачами ставит мозг в тупик, из-за чего эффективность деятельности и качество результата падает. Только около 2% людей способны хорошо справляться с многозадачностью. Еще в старину было замечено, что попытка угнаться за двумя зайцами ни к чему не приводит. Современные эксперты тоже рекомендуют отказаться от привычки делать несколько дел одновременно. Это мешает сосредоточиться и увеличивает число ошибок и неточностей. Среди всех намеченных задач лучше выбрать три самых приоритетных и решать их последовательно.
Привычка проверять почту
От этой привычки страдают многие офисные сотрудники. Они незаметно теряют уйму времени на просмотр почты и сообщений из разных мессенджеров. С одной стороны, люди стараются быть в курсе событий и оперативно реагировать на все обращения к ним. Но с другой, они постоянно отвлекаются от основных дел, что ухудшает концентрацию и качество работы. Регулярная проверка почты почти также вредна, как и увлечение социальными сетями. Еще хуже, если на компьютере или электронном устройстве подключена функция уведомлений. Они отвлекают внимание, и качество работы снижается. Чтобы избежать такого сценария, нужно отключить уведомления электронной почты и соцсетей. По крайней мере, на срок выполнения важной задачи. Либо посвящать просмотру сообщений строго определенный промежуток времени в начале работы и в конце.
Приоритет простых задач
Возможно, еще в школе многим детям учителя советовали выполнять сначала простые упражнения и только после этого переходить к сложным. В этом есть своя логика, особенно в процессе учебы: справившись с простыми задачами, можно сэкономить время на более трудные. Однако во взрослой жизни такой подход может навредить. Исследования показали, что после выполнения нескольких незначительных дел мозг может серьезно устать и хуже работать при решении основной, более сложной задачи. При этом общая мотивация и концентрация снижаются. Вот почему психологи советуют начинать с самых сложных и важных дел, постепенно переходя к менее значимым.
Обширный график рабочих встреч
Предполагается, что собрания, деловые переговоры и встречи должны поддерживать мотивацию сотрудников и улучшать результативность их работы. Но в любом случае, чтобы посетить то или иное деловое мероприятие, необходимо на время отложить основную деятельность. При слишком частых подобных перерывах концентрация внимания ухудшается, и человеку все сложнее вернуться к его изначальной задаче. Поэтому без крайней на то необходимости от встречи можно отказаться или перенести ее на более поздний срок. Для этого перед началом недели важно грамотно распределить свое время, чтобы не отвлекаться на слишком частые деловые собрания и переговоры.
Негативные эмоции
Когда человека переполняют негативные эмоции, то ему очень сложно сосредоточиться на деле. Это получится только, если он хорошенько успокоится. Гнев, разочарование и связанные с ними жалобы отнимают массу важной энергии у мозга, которая могла бы пойти на решение задач. Желательно поскорее избавиться от привычки постоянно жаловаться и ворчать. Если человека что-то не устраивает и на это никак нельзя повлиять, то нужно просто изменить к проблеме отношение. Нельзя, чтобы плохие эмоции отвлекали от важных дел и мешали сосредоточиться.
Минимум физических упражнений
Казалось бы, что физические упражнения и умственная работа далеки друг от друга. Но функции мозга, в том числе способность концентрироваться значительно ухудшаются, если человеку не хватает двигательной активности. Поэтому следует регулярно выполнять упражнения фитнеса или совершать пробежки на свежем воздухе. Это поддержит здоровье мозга и ясность ума, повысит продуктивность и целеустремленность. Согласно исследованиям, после трех месяцев регулярных аэробных тренировок в мозге человека появляются новые нейроны, способные усилить уровень концентрации.
Плохое освещение
На качество работы и даже эмоциональное состояние серьезно влияют окружающие человека условия. Если вокруг слишком душно, накурено, шумно или темно, то концентрироваться бывает довольно сложно. На один из перечисленных вредных факторов менее всего обращают внимание — это недостаточное или неправильное освещение. Оно может не только навредить здоровью глаз, но и усилить сонливость, а значит, уменьшить внимательность. Эксперты советуют по возможности выбирать рабочее место рядом с окном, чтобы помимо искусственного света был доступ к естественному освещению. К тому же солнечные лучи способны заряжать энергией. Если в офисе нет окон, то желательно периодически выбираться на улицу и наслаждаться природным светом.
Работа в одиночестве
Для кого-то работа в одиночестве — только в радость. Но если человек, привыкший трудиться в коллективе, для выполнения определенного проекта вдруг решается изолировать себя от общества, это может быть не лучшей идеей. И вместо того, чтобы сосредоточиться, такой работник, наоборот, будет постоянно думать о коллегах и общении с ними. Особенно это навредит тем, кто занимает позиции лидера или начальника, поскольку длительная изоляция мешает отслеживать рабочий процесс, и риски развития серьезных проблем повышаются.
Затянувшийся отдых
Каждому известно, что для лучшей работы мозга и концентрации внимания необходимо периодически делать перерывы на отдых. Это правда. Но иногда такая пауза может затянуться, особенно когда проект не срочный. Слишком длительный перерыв усложняет возвращение к рабочему процессу, плохо влияет на внимательность и мотивацию. Чтобы не терять свежесть ума и интерес к деятельности, эксперты советуют делать интеллектуальные перерывы: к примеру, сыграть в игру на развитие мозга, почитать книгу или посмотреть полезную передачу.
Избыток кофе
Его можно назвать самым любимым офисным напитком. Кофе регулярно и по несколько раз в день пьют и рядовые служащие, и топ-менеджеры. Одно дело, что постоянные кофе-брейки могут отвлекать от работы и отнимать время. Другое — вред чрезмерного употребления кофеина. Это вызывает беспокойство, нервозность, бессонницу, нарушения в пищеварительной системе и стресс, которые в свою очередь мешают концентрировать внимание на работе. Но одна-две чашки бодрящего напитка не повредят и даже помогут эффективнее трудиться.