Сегодня многие психологи и педагоги отмечают, что дети развиваются не так, как поколение их родителей. Для этого есть множество причин — большое количество информации, окружающее ребёнка с рождения, повышенное потребление визуального контента в виде мультфильмов и рекламных роликов. Но самое главное — современные родители уделяют развитию детей гораздо больше внимания, чем 20-30 лет назад. Поэтому у них появляется больше вопросов, которые вызывают беспокойство. Один из таких вопросов — позднее речевое развитие ребёнка.
Проблемы речевого развития детей
Специалисты все чаще отмечают, что современные дети начинают говорить предложениями позже, чем поколение их родителей. Многие связывают это с неврологическими нарушениями у новорожденных, особенно у недоношенных младенцев, которые получают шанс на жизнь, благодаря современной медицине. По мнению других специалистов, позднее речевое развитие ребёнка связано со слишком большим количеством информации и визуального контента.
Другая причина того, что ребёнок начинает говорить позже, заключается в отсутствии речевого контакта с родителями. В силу разных причин они разговаривают с ребёнком гораздо меньше. Многие отмечают, что достаточно большой процент детей в 2-3 года по-прежнему говорит неправильно и непонятно. Также участились случаи возникновения дефектов речи, самые распространенные из которых — невозможность выговаривать звуки «р» и «ш». Поэтому услуги врачей-логопедов сегодня востребованы больше, чем когда-либо.
Раньше было принято считать, что мальчики могут начать говорить позже, чем девочки. Сегодня более позднее развитие речи и ухудшение ее качества характерно для детей обоих полов. Существует определенное количество «молчунов» и тех, чья речь слишком невнятна. Для улучшения качества речевого развития ребёнка необходима консультация невролога и занятия с логопедом.
В каком возрасте ребёнок начинает говорить?
Процесс развития речи у маленьких детей делится на несколько этапов. На первом этапе младенец подает матери сигнал при помощи крика, затем постепенно начинает воспроизводить отдельные звуки, вроде «ау» или «эу». В возрасте нескольких месяцев возникает гуление — результат произвольных позиций артикуляционного аппарата. К 6 месяцам речь младенца начинает делиться на слоги. Если этого не происходит, то, возможно, у него есть проблемы со слухом.
К концу первого года жизни ребёнок уже понимает обращенную к нему речь, способен называть маму и других близких взрослых, отвечать на обращенные к нему вопросы. Если мать говорит с ребёнком правильно, не искажая слова, то он может начать говорить в 14-18 месяцев.
Считалось, что 2 года — это возраст, в котором маленький ребёнок знает около 300 слов, умеет разговаривать предложениями, активно использует все части речи — существительные, прилагательные и глаголы. Раньше процесс формирования речи завершался в 4-5 лет, и наступал период активного познания окружающего мира при помощи вопросов «почему?» и «зачем?»
Сегодня возраст завершения формирования речи у многих малышей существенно сдвинулся. Если дошкольник не использует предложения — это является поводом для беспокойства родителей. При отсутствии неврологических нарушений позднее развитие речи может быть следствием того, что взрослые разговаривают с ним мало или недостаточно внятно.
Но сегодня многие специалисты по развитию речи отмечают неактуальность установленных норм, которые действовали еще совсем недавно. У многих дошкольников примерно в 3,5 года отмечается не только непонятная речь, но и слабо развитая мелкая моторика. Мнения детских психологов и логопедов по поводу более позднего развития речи разделяются — среди возможных причин называют даже раннюю вакцинацию, нежелание родителей отдавать ребёнка в детский сад или ответную реакцию на раннее и интенсивное развитие. Но большинство специалистов сходится в одном — у современных дошкольников гораздо больше серьезных неврологических нарушений, чем у предыдущих поколений.
Услуги логопедов сегодня пользуются гораздо большим спросом, чем 20-30 лет назад. В своей работе они используют современные игровые методики, позволяющие «разговорить» молчащих дошкольников или научить их правильно произносить звуки.
Что необходимо для правильного речевого развития ребёнка?
Если родители обеспокоены тем, что ребёнок в 3 года не использует в речи предложения, то, в первую очередь, следует обратиться к неврологу. К сожалению, сегодня задержка развития речи — довольно распространенное явление. Неврологические нарушения могут быть связаны и с состоянием матери во время беременности, и с экологической обстановкой, и с качеством продуктов питания.
Но даже родители здоровых малышей могут не уделять должного внимания развитию речи, считая, что ребёнок заговорит, «когда придет время». Они предпочитают проводить свободное время в социальных сетях и мало общаются с ним. Но разговор матери с ребёнком — это важнейшее условие его правильного развития. Некоторые родители отвлекают дошкольников при помощи мультфильмов и компьютерных игр. Так малыши становятся потребителями визуального контента и начинают говорить в более позднем возрасте.
Для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, прежде всего, родители должны говорить с ним. Если этап гуления не переходит в общение при помощи слогов, то необходимо проверить, нет ли у ребёнка нарушений в развитии слуха. Развитие ребёнка не в соответствии с таблицами не всегда является поводом для беспокойства. Все малыши разные, и участки мозга, отвечающие за развитие речи, также развиваются по-разному.
Некоторые родители, в особенности, матери, испытывают серьезное беспокойство по поводу отличий своего ребёнка от других. Это происходит при серьезном вмешательстве «доброжелателей», для которых развитие ребёнка, по большому счету, не представляет интереса. Самое главное в детско-родительских отношениях — не сравнивать своего ребёнка с другими и принимать его таким, какой он есть.
Развитию речи способствует, прежде всего, общение родителей и ребёнка. Чтение сказок, стихов, прослушивание аудиозаписей — все это благотворно влияет на психику малыша. Если он здоров, то и речь будет развиваться своевременно. При любых обстоятельствах для ребёнка важна эмоциональная близость со значимыми взрослыми, которая позволит семье справиться с любыми проблемами.