Что лучше — рассказать подростку самому о том, как предохраняться от беременности и различных заболеваний, и опасаться, не решит ли он сразу же броситься проверять все на практике, или молчать и отправлять читать учебники в надежде, что подрастет и сам все поймет? Что знают наши тинейджеры про контрацепцию, как они предохраняются или планируют предохраняться и почему от противозачаточных таблеток растет нос, разбирается сегодня MedAboutMe.
Традиции информационного вакуума
Екатерина Валова, психолог
В начале 90-х я заканчивала продвинутую гуманитарную гимназию в Москве. 4 языка, умение отличать штампы на фарфоре, правила этикета и фигуры менуэта, мировые шедевры и визиты иностранных школьников… И я отлично помню урок биологии, на котором мы должны были изучать строение половых органов и репродуктивной системы человека — наша биологичка заболела, и ее замещал завуч по внеклассной работе. Урок он начал так: «Несмотря на то, что у меня уже двое детей, я по-прежнему ничего про это не знаю. Читайте учебник».
Как выяснилось позднее, биологичка «заболевала» на этой теме из года в год. Так проходило наше знакомство с репродуктивной функцией. Учитывая, что в моей предыдущей школе одна девочка к 10 классу уже была беременна, а вторая сдавала анализы на ЗППП, с биологией там все обстояло примерно также.
Позже, преподавая психологию у старшеклассников, я по запросу детей включала тематическое занятие «как общаться с противоположным полом: что нормально, что стоит обдумать». Без биологических подробностей, только эмоции и чувства, как выразить симпатию, что такое любовь и у кого есть право сказать «нет» — но это были самые тихие и долгие уроки во всем курсе, мы «отъедали» перемены, никто не слышал звонка. И вопросы, вопросы один-на-один после уроков, невозможно уйти домой. Информационный вакуум требовал заполнения.
Ничто не изменилось и сейчас — шквал нефильтрованной информации о половых отношениях не сопровождается нормальными объяснениями. Все дети, имеющие доступ в интернет, отлично знают, что и куда. Не знают, зачем. Набивают себе ненужные шишки, обучаясь на собственных ошибках. Портят государству статистику. И не понимают, почему взрослые об этом молчат.
Мифы о методах предохранения: что рассказывают тинейджеры
На самом деле, помимо того, что рассказали подростки нашим корреспондентам о контрацепции, еще очень интересно, откуда берутся эти мифы. Вообще уровень половой грамотности населения у нас довольно низок, у людей постарше преподаватели биологии «болели», да и не принято было о таком разговаривать. Более молодые, нынешние родители подростков, как показывает статистика, разговаривают с детьми в лучшем случае в 15% семей (это в Москве, в других городах цифра в 2 раза меньше или вообще стремится к нулю).
В деревнях до сих пор бытует мнение, что аборт — средство контрацепции, ну не в аптеку же каждый раз идти. Проведенный нами опрос в сельской местности под Тулой выявил, что подростки знают о презервативах (за ними в город надо ездить), прерванном половом акте, а также считают, что, если женщина не испытала оргазм — беременность не наступит. Вот такое шовинистическое предохранение.
Среди городских подростков все знают о презервативах, это правда. Все их видели в магазинах, не все знают, как правильно и в какой момент их надевать, но «один мой друг пользуется резинками». Про возможность беременности из-за глубокого петтинга при этом не слышали. Зато прерванный половой акт знаком и привычен, хотя некоторые девушки в курсе о ненадежности такого способа, а юноши уточняют, не приводит ли он к импотенции.
Календарный метод, наиболее плохо срабатывающий в молодом возрасте, когда цикл еще не вполне установился, находится на третьем месте по популярности. Зато его порой совмещают с прерванным половым актом, «двойная эффективность».
От противозачаточных таблеток, которые надо принимать ежедневно, а коитуса в этом месяце может и не случиться (это один из наиболее веских доводов против) бывают страшные побочные эффекты. В городах от них толстеют и покрываются волосами на лице. Ну а в деревнях и селах «от гормонов» растут носы и деформируются суставы пальцев рук, и уродство налицо, и вся деревня в курсе, кто начал заниматься любовью на сеновале.
Поза стоя — в противоположность «березке» после полового контакта — рекомендуется в среде тинейджеров в качестве еще одного средства предохранения.
Ну и, наконец, про «волшебные таблетки», которые нужно пить каждый раз после полового акта, и беременность не наступит, в таком контексте знает, к счастью, небольшое количество опрошенных подростков. К несчастью, они применяют этот медикамент экстренной контрацепции на регулярной основе.
Как бороться с половой безграмотностью?
Понятно, что среди наших подростков есть умные и ответственные, те, кто может задать верный поисковый запрос в Интернет или даже имеет возможность спросить у родителей, хотя взрослым часто мешает общаться чувство стыда и неловкости. Они предпочитают обходить стороной такие темы, в лучшем случае предлагая книжки из серии «Откуда я взялся». Нередко это называется — беречь целомудрие ребёнка, при этом забывается, что целостность мудрости предполагает знания, усвоенные в нужном объёме и с правильной подачей. На Руси, например, половым воспитанием молодежи занимались старцы и старицы, уважаемые люди из родственников, прообразы современных преподавателей.
Сейчас школы имеют возможность привлекать экспертов из организаций, с утвержденными программами курсов и лекций для подростков. Однако школьный персонал нередко сталкивается с несогласием родителей, не желающих передавать право просвещения чужим людям или отрицающих необходимость просвещения подростков. Создается замкнутый круг. И тогда детям остается ориентироваться только на подростковый половой фольклор и различные интернет-сайты с далеко не всегда утвержденными и не проверенными специалистами программами, картинками и видео.
Адель А., преподаватель биологии и химии в Израиле
Я работаю с израильскими подростками в школе как преподаватель химии и биологии.
Уровень знания подростков о контрацепции — очень болезненная тема. Мне сложно оценить общий по стране уровень информированности, у нас очень разрозненное общество в этом плане (например, религиозная прослойка о донесении до детей любых знаний о контрацепции вообще не заботится).
Для понимания можно взять статистику прерываний беременности: например, у нас при населении 8.3 миллиона человек (на конец 2014 г.) было 18,447 прекращений беременности (они все задокументированы, потому что делаются в государственных больницах с разрешения спецкомиссии). Из них 1837 случая — женщины возраста младше 19 лет. Из общего числа — 11,920 до седьмой недели беременности (то есть, медикаментозные аборты). О подростках такие данные найти невозможно, это все защищенная информация. При этом надо учитывать, что Израиль в целом ориентирован на многодетность, особенно религиозная часть населения.
В нерелигиозных школах обучение проходит так: в восьмом классе у нас учат про размножение, строение половой системы у мужчин и женщин, и с «сильным» классом учителя могут и про контрацепцию начинать обсуждать, обычно в контексте планирования семьи.
Принципиально же вопросы именно контрацепции изучаются на уроках биологии в 11-12 классе, если преподаватель выбирает эту тему. При этом биология не обязательна для обучения на этом уровне, ее учит небольшое количество учеников. Государственного регулирования программы нет.
Я вставляю эти темы, когда преподаю иммунодиагностику, как часть биотехнологии, и говорю о прививках биотехнологического типа, как Гардасил и Севарикс (прививки от папилломавируса), объясняю, почему важно предохраняться барьерными методами и когда они работают/не работают. Либо использую возможности объяснения в теме про HIV (вирус иммунодефицита человека), как часть антигенов, против которых нет прививок.
Кроме этого, у нас в школе раз в год проводят «неделю здоровья», и учителя с соответствующими знаниями (или хобби, или еще каким интересным опытом) читают разные лекции в классах: кто-то про здоровье зубов, кто-то про разную косметику и влияние на кожу, кто-то про акне. А я про контрацепцию.
Родители в целом поддерживают тематику, по крайней мере, ни разу не жаловались за последние 10 лет. Но я преподаю в школе с определенным контингентом, а в классах, в которых много религиозных или около-религиозных детей, я не провожу подобные лекции:, когда я работала в религиозной школе, меня прямо попросили не рассказывать даже о болезнях, передаваемых половым путем, «потому что это сильно сбивает девочек». При этом у меня в программе только HPV (папилломавирус) и HIV (вирус иммунодефицита) были запланированы.
21 век, борьба за снижение количества абортов и оздоровление нации, лозунги «знание — сила». А пока мы смущаемся и ждем, что знания придут сами собой или возникнут, как следствие внедрения новых программ обучения, подростки придумывают или повторяют старые мифы, совершают новые ошибки. Хотя бы основные, базовые навыки должны прививаться в семье — это также естественно, как учить ребёнка ходить, есть, мыться по утрам. Несколько часов, потраченные на выбор хорошей книги, интернет-ресурса, обдумывания нужных слов могут спасти детей от последствий, как физических, так и моральных, повлиять на жизнь и здоровье, да и на всю дальнейшую жизнь.