Выполнение домашних заданий требует времени, но они не должны занимать оставшуюся после школы часть дня. Ребёнку нужно время, чтобы поиграть, расслабиться и заняться другими делами. Помогать или не помогать с уроками — выбор самого родителя, но есть то, что надо сделать с каждым школьником. Не надо давать ему рыбу вместо удочки, вместе корпеть над учебниками и решать задачки. Если вы научите ребёнка организовываться и концентрироваться, он будет выполнять домашние задания за гораздо меньшее время и с гораздо меньшим стрессом. И в конечном итоге — полностью самостоятельно, при этом с высокой эффективностью. Не этого ли всего мы хотим до уроков, правда?
Вы можете прочитать эти советы вместе с ребёнком или сами. Затем выберите один совет, который вы решите попробовать в первую очередь. После того, как вы достигнете успеха, переходите к следующему. Так в вашем доме вырастет профессионал в выполнении уроков, и у всех будет больше свободного времени и меньше потраченных нервов. Вот что надо делать.
Организуйте процесс
Быть организованным — значит иметь всё необходимое и знать, где его найти. Когда человек организован, ему не нужно тратить время на поиск вещей и отвлекаться.
- Организуйте пространство для выполнения домашних заданий. Лучше всего использовать письменный стол, и уж точно не пол или кровать.
- Промаркируйте тетради или папки и храните школьные бумаги в нужных местах.
- Заведите одну папку для бумаг, необходимых для домашнего задания (выберите яркий цвет, который легко заметить).
- Сохраните еще одну папку для выполненных домашних заданий (выберите другой яркий цвет). Сразу же кладите все учебники и тетради на место.
- Заведите 2 пенала с одинаковым содержимым — для школы и для дома. Так не придётся переживать, что что-то останется на столе.
- Научите ребёнка проверять школьный рюкзак каждый день, чтобы в нём было только то, что ему нужно. Положите в рюкзак прозрачный пакет из плотного пластика с застёжкой, в который поместятся все необходимые для школы мелочи. Таким образом, вещи не потеряются на дне рюкзака. Помогайте ребёнку собирать и упорядочивать вещи в рюкзаке, пока он не научится делать это самостоятельно.
- Помогите ему научиться держать всё, что он берёт в школу, в одном и том же месте каждый день, чтобы всегда было легко найти рюкзак, форму, сменку, обувь и куртку.
Когда придет время делать домашнее задание, подскажите ребёнку следующий алгоритм: сначала собери всё, что понадобится в процессе и разложи на столе или под рукой. Если вы используете планшет или ноутбук, убедитесь, что он заряжен. Держите зарядное устройство в одном и том же месте, чтобы не приходилось его искать.
Организуйте время. В какое время лучше всего делать домашнее задание? Все дети разные, и расписания разные. Некоторым нравится начинать сразу после школы. Они могут закончить уроки раньше, а потом уже отдыхать. Некоторым нужно немного свободного времени, прежде чем приступить к выполнению домашнего задания. Но ребёнку может быть трудно перестать играть и заняться домашним заданием. Кроме того, откладывать всё на вечер — совсем неразумно, тогда и тело, и мозг устают и работают хуже. Помогите школьнику подобрать правильное расписание для дома.
Лучшее время для выполнения домашнего задания — когда ребёнок не слишком устал. Выясните, что подходит именно ему. Предлагайте ему делать домашнее задание каждый день в одном и том же месте и в одно и то же время.
Некоторым детям быть организованными и сосредоточенными даётся очень легко, кажется, они родились с этим навыком. Но другим, например ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, уроки даются непросто. Однако каждый может практиковаться и развивать свои навыки. Не сдавайтесь: иногда нужно просто немного больше усилий и немного помощи со стороны взрослых.
О том, что помогает детям с СДВГ делать уроки дома, читайте в отдельной статье. Эти советы помогут не только людям с диагнозом, но и тем, кому просто сложновато сосредотачиваться.
Концентрация и фокус
Когда приходит время делать домашнее задание, надо постараться сосредоточиться и сконцентрировать внимание на своей работе. Что поможет?
- Убрать гаджеты. Некоторые пытаются делать домашнее задание, пока разговаривают с другом. У других фоном играет музыка или видео. Но это отвлекает: всё это забирает часть внимания, из-за чего появляются ошибки, а сами уроки затягиваются.
- Напомните, что пора делать домашнее задание. Пообещайте свободное время после того, как всё будет сделано. Стремление перейти к следующему этапу даст мотивацию сделать уроки быстрее. Со взрослыми это тоже работает!
- Однако не делайте другую ошибку — не торопитесь. Спешка не только мешает сделать всё правильно, она убивает саму суть домашнего задания: узнать что-то новое или закрепить изученное. Всё потому, что разум на самом деле не сосредоточен на том, что человек делает. Удивительно, но если не торопиться, домашнее задание может занять меньше времени даже сейчас. Ну а качественное закрепление знаний поможет ускорить выполнение заданий в будущем. Чтобы помочь ребёнку замедлиться, подскажите ему сделать несколько медленных вдохов и выдохов, вдох через рот, выдох через нос. Это может помочь почувствовать сосредоточенность на моменте и не спешить.
- Просмотрите список домашних заданий. Если ребёнок записывает домашнее задание в дневник, пусть он его перечитает. Если учитель публикует домашнее задание онлайн, его надо проверить там. Затем надо составить список всех заданий, чтобы видеть всё, что нужно сделать. Одним детям проще это записывать, другие могут держать список в уме. В начальной школе хорошо помогает магнитная доска с пометками, к каким предметам надо подготовиться сегодня.
Вот теперь подготовка завершена, и пора начинать учиться.
- Сначала надо выбрать первое задание. Хорошо научить ребёнка проговаривать план вслух или про себя, например: «Так, я решу задачи по математике. Надо написать в тетради «Домашнее задание» и дату, и прочитать первую задачу». Прочитав задание, спросить себя: «Какой следующий шаг?» Например: «Теперь мне нужно записать все числа, которые нужно сложить», и так далее. Дальше надо проверить работу, чтобы убедиться, что всё правильно. Выполнение задания поэтапно помогает научиться сосредотачиваться и выполнять всё самостоятельно и структурированно — очень полезный навык как в школе, так и в жизни.
- Продолжать дальше. Когда ребёнок закончит одну часть домашнего задания, надо вычеркнуть её из списка. Это приятно: так можно видеть прогресс и достижения. Затем надо выбрать следующее задание из списка. Некоторые дети и взрослые любят сначала делать самое сложное, другие предпочитают сначала делать самые простые вещи. Или можно просто делать уроки в том порядке, в котором они указаны в списке домашних заданий.
- Обратите внимание ребёнка, когда он начинает отвлекаться. Это естественно и нормально для всех. Но когда приходит время делать задания, наша задача — замечать, когда разум от него отвлекается. Когда вы заметите, что ребёнок думает о чем-то другом, не злитесь, а направьте его внимание обратно на работу. Спросите: «Что надо делать именно сейчас?».
- Делайте перерывы. Подскажите, что можно поработать над уроками 10 или 15 минут (чем старше ребёнок, тем дольше). Затем сделайте 5-минутный перерыв. Вы можете установить для школьника таймер, чтобы помочь отслеживать время. Это называют «методом помидора», и, как доказали учёные Кэмбриджа, он работает для всех возрастов!
Чтобы помочь себе оставаться сосредоточенным, можно встать, размяться и подвигаться, но не начинать играть или делать что-то ещё, а просто пройтись пару раз по комнате, или как следует потянуться, попить воды. Движение и дыхание помогают разуму быть внимательным и готовым к концентрации.
Детям, которым сложно усидеть на месте, можно предложить выполнять часть работы стоя, например, читать вслух или ходить в процессе заучивания стихов.
Наконец, счастливый финал
Не сдавайтесь на полпути и не завершайте домашнее задание в скомканном режиме — нужно доделать всё до конца. Подскажите ребёнку, что нужно выполнить заключительные шаги:
- Проверить работу, найти ошибки и исправить, посмотреть, насколько аккуратно всё сделано. Нанести последние штрихи. Есть ли что-нибудь, что осталось забытым? Проверьте список.
- Дальше расскажите ребёнку про следующий алгоритм: положить выполненные задания в рюкзак, разложить карандаши и ручки на места. Если домашнее задание было онлайн — надо убедиться, что оно отправлено педагогу. Собрать портфель на завтра, проверив расписание. Навести порядок на столе. Положите портфель на место. Теперь все готово, и это замечательно!
Почувствуйте гордость за ваши совместные усилия. Найдите минутку и обратите внимание на некоторые вещи, которые ребёнок сделали хорошо. Например, возможно, он старался изо всех сил или исправил обнаруженную ошибку. Возможно, продолжал работать, хотя очень не хотелось. Это веские причины гордиться своей работой и хорошо относиться к себе. О том, как именно надо хвалить детей и почему это всё же нужно делать, читайте в статье «Не захвалить: как правильно хвалить ребенка и надо ли это делать?».
Использованы фотоматериалы Unsplash