17.06.2021 Обновлено: 17.06.2021 534

Не захвалить: как правильно хвалить ребенка и надо ли это делать?

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Ваше мнение

Оставить отзыв

Надо ли хвалить детей? Чаще всего те, кто задумывается об этом, принимают крайние позиции — хвалить нужно, чтобы человек вырос уверенным в себе, или хвалить нельзя — ребенок будет расти избалованным, немотивированным и некритичным к себе. Ученые при этом поддерживают теорию, что «доброе слово и кошке приятно». Вот только дело в том, зачем и как мы хвалим детей. MedAboutMe разбирается, что же говорить, чтобы действительно добиться желаемой цели.

Экспертное мнение: что выявили исследования

Экспертное мнение: что выявили исследования

В науке есть даже целое направление — исследование похвалы. Эксперты изучают, как она влияет не только на детей, но и на взрослых, как помогает в борьбе с депрессией или в ситуации, когда деловые переговоры заходят в тупик.

Факт!
Факт!

Когда нас хвалят, изменяется нейронная активация в различных областях мозга: по данным исследования (Development and Psychopathology), реагируют целых пять областей. Кроме того, похвала способна ослабить симптомы тревоги и депрессии у подростков при наличии расстройств и защитить от возникновения будущих. Так что родительская похвала — особенно материнская — действительно важна!

Но Стивен Гросс, психоаналитик и один из крупнейших исследователей в этой области, выявил удивительный эффект: если хвалить ребенка, это может снизить его уверенность в себе. Еще в 70-х годах прошлого века он, работая в школе, помогал детям из отстающих групп добиваться академических успехов, заверяя их, что причина отставания в недостатке старания, а не ума. Его девиз «Не говорите ребенку, что он умный» действительно работает. 

Как это происходит?

В конце ХХ века психологи Кэролл Двэк и Клаудия Мюллер провели исследование с участием детей 10-11 лет. Они рассматривали возникновение связи между похвалой разных видов и силой мотивации.

  • Первый этап был таков: дети решали несколько достаточно сложных задачек, а затем первую группу хвалили словами «Ты такой умный», а вторую «Ты отлично постарался».
  • Второй этап был связан с новыми задачами. И оказалось, что дети из первой группы справились уже хуже, чем из второй. Почему так?

Признание детей умным вызвало вначале у них удовольствие, а затем повысило уровень напряжения и тревоги — вдруг после второго этапа они окажутся недостойными высокого статуса? Они ощущали повышенный уровень ответственности, что сказывалось на внимании и сосредоточенности.

Дети из второй группы не рисковали самооценкой — ведь в отличие от интеллекта и ума, количество приложенных стараний зависит от нас самих. Если бы решить задачи не удалось, для них это означало бы не потерю звания умного ребенка, а недостаток старательности — что можно легко исправить. Помимо этого у детей этой группы было больше попыток найти новые способы решения.

То есть все действительно зависит от того, как именно хвалить ребенка. Похвалой можно и помочь, и навредить. А зачем мы вообще хвалим детей? Это — отдельный вопрос.

Факт!
Факт!

Правильно надо не только хвалить, но и ругать: о том, как это делать, рассказывает психолог MedAbouMe.

Зачем мы хвалим детей?

Зачем мы хвалим детей?

На первый взгляд причина, по которой мы хвалим детей, вп