Многие взрослые знакомы с понятием «постотпускная депрессия», состоянием, когда концентрироваться на привычных занятиях сложно, работоспособность падает и откуда-то наступает усталость, хотя отпуск был только что. Дети, несмотря на отсутствие необходимости работать, подвержены точно такому же воздействию периодов отдыха. Заканчиваются летние каникулы, впереди — детский сад или школа и постканикулярный синдром. Как помочь ребёнку безболезненно перейти к ежедневному режиму, подчиняющемуся не бабушке и купанию в речке, а звонкам, расписанию и выполнению домашних заданий? Рассказываем о мерах профилактики постканикулярного синдрома.
Трудности адаптации детей к школе после каникул
Казалось бы, чем больше ребёнок на каникулах отдохнет и расслабится, тем больше сил он накопит для перехода на новую ступеньку образования и, конечно, меньше будет болеть и в школе, и в садике. Верно?
Верно, но не совсем. Отдых нужен всем, и большим, и маленьким. Однако при резком переходе от расслабленного течения дня, поздних подъемов и развлечений по желанию к режиму и требованиям, которые предъявляют дошкольные и школьные образовательные учреждения дети внезапно начинают уставать, болеть и капризничать. Как будто и не было этих длинных каникул с витаминами, солнцем и свежим воздухом. Почему так?
Внезапный переход от одного режима дня к другому, более строгому, изменение ритма влекут за собой резкое возрастающее потребление психических и физических ресурсов организма. Чем выше нагрузки и более отчетлив переход — тем сильнее воздействие на ребёнка. В результате вместо концентрации внимания на занятиях возникает рассеянность, несобранность, «оперативная», кратковременная память ребёнка не справляется с вдруг возросшим количеством информации и требований, возникает ощущение гонки, попыток успеть сделать все необходимое, повышенная загруженность. В результате дети испытывают стресс из-за переутомления, причем в основном — психического. А от стресса до снижения устойчивости иммунной системы — один шаг.
Хотя постканикулярный синдром может возникать после всех более-менее продолжительных каникул, летние три месяца отдыха способствуют его формированию в наибольшей степени. У специалистов для летнего постканикулярного синдрома есть отдельный термин — синдром 7 сентября, повышение заболеваемости среди школьников после первой недели учебы. Таким образом, постканикулярный синдром — это не незначительная «усталость» из-за необходимости раньше вставать и включаться в школьную жизнь, а подтвержденный врачами факт: неподготовленные заранее дети заболевают в самом начале учебы.
О какой подготовке и профилактике идет речь?
Режим — основа здоровья ребёнка
Взрослый человек, умеющий восстанавливать свои ресурсы, может волевым усилием заставить себя войти в рабочий режим. Да и мир карьер и достижений не часто предоставляет возможность выделить для себя время на адаптацию к офисному миру в дополнение к отпуску.
Дети, в силу возрастных особенностей организма, на такие волевые усилия не способны, а если какой-то ребёнок-уникум и сможет заставить себя вернуться после летнего расслабления к школьному режиму самостоятельно, то, скорее всего, можно ожидать соматических заболеваний или нервных срывов в ближайшем будущем. Что делать?
В первую очередь — не перекладывать подготовку к возвращению в школу на детские плечи. Основа успешной адаптации после каникул без всевозможных симптомов — это режим дня.
Нет необходимости вводить дома «время для уроков», выполнения домашних заданий и копировать образовательный процесс. Но заблаговременно начинать будить ребёнка примерно в то же время, которое необходимо для посещения школы, помогать совершать утренние процедуры не за два часа, а в течение нескольких минут, вспоминать навыки быстрого поглощения завтрака — надо.
Режим дня для детей включает в себя и приемы пищи, соответствующие школьному расписанию: желудочно-кишечный тракт и выделительная система тоже должны адаптироваться и не нарушать процесс учебы внезапным голодом или неурочными позывами на дефекацию.
Ранние подъемы не обязательно сразу же повлекут за собой отход ко сну сразу после «Спокойной ночи, малыши». Для выработки ритма сна и детям, и взрослым необходимо время, и это тоже одна из задач предшкольного периода каникул: приучиться ложиться спать вовремя, даже если поначалу сон не будет спешить наступать.
Профилактика постканикулярного синдрома: советы психологов
Разумный режим дня с чередованием труда и отдыха помогает стабилизации работы нервной системы. Но одним режимом профилактика трудностей адаптации к школе не ограничивается. Необходимо уделять внимание активизации эмоционально-волевых и познавательных психических процессов.
Если «вывести из летней спячки» познавательные процессы — внимание, мышление, способность к концентрации — можно при помощи настольных игр, разговоров и развлечений в процессе прогулок («кто первый увидит красную машину? На какую букву начинается название улицы? Может ли ворона упасть с дерева и кто быстрее посчитает сумму цифр в рекламном номере телефона»), то с эмоционально-волевой сферой придется поработать.
Во-первых, успешная учебная деятельность практически невозможна, если школьник опасается неудач, трудностей и, в особенности, реакции родителей на его неуспеваемость. Даже в тех случаях, когда интеллектуальных сложностей нет и предпосылок к появлению низких отметок не предвидится, неуверенные в реакции родителей дети испытывают значительно большую тревогу при тестах, контрольных и ответах на вопросы учителя. Поэтому первая задача взрослого перед наступлением школьного года: качественно, в благоприятной обстановке пообщаться с ребёнком, аккуратно выяснить, что его тревожит, в чем он не уверен перед наступлением нового образовательного периода.
Даже если от каникул осталось три дня, а источник тревог — строгие требования преподавателя по алгебре, рецептом, который поможет ребёнку, станет не судорожное перечитывание пройденного материала, а уверенность, что родители не перестанут его любить за плохие отметки в тетради и что трудности с обучением преодолимы, это всего лишь этап.
Во-вторых, необходимо создавать установку на учебную деятельность. Да, ребёнок будет любим вне зависимости от наличия двойки в дневнике, но это не повод не обращать внимания на отметки. Мотивация на учебу создается при помощи моделирования ситуаций успеха: напоминаний, как еще год (месяц, день назад) ребёнок не мог самостоятельно читать (покормить младшую сестру, почистить зубы без напоминания), а сегодня все делает сам! Маленькие преодоления трудностей, умение их создавать, помогать превозмочь и обязательно замечать, если дети совершают новый шаг к успеху сами — лучшая профилактика не только школьных сложностей, но и отклонений в формировании характера.
Можно пересмотреть первые прописи и вспомнить, как в прошлом году школьник опасался, что с ним никто не захочет дружить. Расспросить, какие у него интересы в этом новом учебном году, желания, цели, чего хочется видеть в школе на музыке, географии и в футбольной секции после учебы. Такие шаги помогают настраиваться на учебу стратегически, видеть глобальные цели и формировать маленькие тактические шаги для их достижения. И это также профилактика отсутствия взаимопонимания между родителем и ребёнком.
И еще один важный совет: не забыть поинтересоваться у ребёнка, как бы он хотел провести следующие каникулы. Это помогает обрести надежду на лучшее будущее и добавляет оптимизма, который будет необходим, чтобы успешно и без потерь закончить предстоящий учебный год.