По мнению современных психологов, не редкий малыш в стремительном нынешнем мире страдает от двух вещей — дефицита внимания и чрезмерной опеки. И как бы парадоксально это ни звучало, это может быть один и тот же ребёнок. Уделяя внимание питанию и внешнему виду своего чада, родители стали меньше с детьми разговаривать, и подчас подменяют человеческое общение телевизором, компьютером, игрушками, с которыми маленький человечек должен общаться единолично. Одна из основных проблем детей — они позже начали разговаривать, и плохо умеют социализироваться среди сверстников.
Влияние мультфильмов на ребёнка
Проблема поздней речи в детском возрасте возникла не на отдельно взятой территории, и даже не только в самых развитых странах. Этому вопросу посвящаются конференции психологов, монографии, научные исследования. Однозначного мнения профессионалов о природе феномена позднего старта разговорной речи нет, но суть проблемы кроется в отсутствии или недостатке полноценного человеческого общения. Если раньше мамочка везла коляску и ворковала с малышом, то сейчас иная коляска напоминает новогоднюю елку с интересными вертушками и подвесками, чтобы грудничок развлекался самостоятельно, в то время как она разговаривает по мобильному телефону.
Примерно такая же картина наблюдается и дома. Занимаясь с компьютером или планшетом, родители усаживают ребёнка за мультфильмы или компьютерные игры. Но и характер мультфильмов поменялся не в лучшую из сторон. Раньше это была аналогия с человеческим обществом, с добрыми и милыми зверюшками или сказочными персонажами, которые вели осмысленные диалоги. Сейчас это длинная и нескончаемая череда сменяющих друг друга монстров, которые редко и странно разговаривают друг с другом. Современные дети с младенчества привыкают к тому, что каждый человек занят своим окошком во внешний мир, и не должен отвлекать другого.
Отсюда и появляется дефицит внимания. Параллельно с этим, учитывая опасности окружающего мира, на улице малыш ни на секунду не остается без присмотра, чтобы побегать со сверстниками или элементарно пошалить, как это было у предыдущих поколений. Но и дома, в окружении часто дорогих и престижных вещей, он под неусыпным надзором, за ним смотрят, чтобы он их не повредил. Так появляется синдром чрезмерной опеки, который ведет к нежеланию общаться, и стремлению замкнуться в себе. Просмотр неправильных мультфильмов способствует развитию неуверенности в себе, и часто приводит к задержке речи. Этот яркий калейдоскоп картинок, не несущий в себе воспитательного момента, но подменяющий окружающий мир и родительское внимание, отвлекает малыша от внешнего мира и реального общения.
Почему малыш не хочет идти в детский сад?
Некоторые родители заводят детей потому, что так принято, и наличие детей свидетельствует о социальном статусе почти так же, как дорогая машина или элитное жилье. Малыш становится предметом гордости, которого одевают в дорогие вещи и дарят впечатляющие подарки. Но это не проявление родительской любви, а стремление показать материальный достаток и продемонстрировать собственную широту души. Как у всех, и лучше, чем у остальных — два подхода, которые применяют к чаду родители, уже в ясельном возрасте старающиеся нанять ему няню, или поскорее отдать в детский сад.
Ребёнок, извлеченный из уютной комнаты с игрушками и цветными картинками, мелькающими на экране, из своего мирка, оказывается лицом к лицу со сверстниками. Они тоже привыкли капризничать, чтобы добиваться внимания, и настаивать на своем, но не научены разговаривать и слушать собеседника, и зачастую не умеют ни самостоятельно одеваться, ни обходиться без памперсов, ни пользоваться ложкой. Но каждый из них уже знает, что он — предмет родительской гордости, неповторимый и уникальный.
Стоит ли удивляться, что еще не сформировавшийся человечек, попадающий в детский сад, где он оказывается частью социума (группы, в которой надо делиться и решать возникающие конфликты), и при этом лишенным возможности уединиться или смотреть мультики без ограничений, не хочет туда ходить?
Психологи заметили и еще одну интересную закономерность: социальная адаптированность не зависит от количества детей в семье, потому что принцип «своего цветного окошка» чаще приводит к соперничеству за родительское внимание и место у компьютерного монитора, а не к возникновению родственных и семейных отношений. Примерно так же складываются отношения в группе детского сада. Чем больше детей, тем острее каждый из них ощущает тот же дефицит внимания, что и дома. Только возможностей настоять на своем здесь практически нет, и отвлечься особенно не на что.
Стоит ли детям делать дорогие подарки?
Детям можно делать дорогие подарки. Но лучше, если это будет не мяукающая кукла с нарядами, а развивающая игра или симулятор музыкального инструмента. Не завывающая машина, а конструктор или настольная игра на несколько игроков. Не диски с мультфильмами в немереном количестве, а ракетки для бадминтона или велосипед. Планшет, компьютер или ноутбук лучше дарить функциональные, и с хорошими техническими параметрами. Чем раньше в сознании отложится, что главное не цена вещи, а ее возможности, тем быстрее ребёнок научится ценить собственные способности и умения.
Просто дорогая игрушка, которая тут же будет сломана, в качестве подарка абсолютно бесполезна. Нынешним детям нужны развивающие игрушки, вовлекающие в процесс общения или в социальные контакты. И при этом стоит посмотреть, чем играют те дети, с которыми контактирует мальчик или девочка, чтобы он не чувствовал себя обделенным, но и не особенно превалировал над остальными. Есть родители, которые пытаются компенсировать подарками свою занятость или нежелание участвовать в жизни ребёнка, но откупиться от своего малыша не получится. В будущем это чревато, подростки очень быстро схватывают принцип получения нужной им вещи, и начинают манипулировать родителями, напоминая, как мало последние уделяют ему времени, и неплохо было бы свою вину загладить новеньким айфоном. Подарки, похвалы, наказания и нарекания — все должно быть в меру.