Когда детям исполняется два года, они уже могут многое делать сами. Не удивительно, что малыши становятся строптивыми — им кажется, что они готовы покорять мир и быть независимыми от взрослых. Помогайте им осваивать новые навыки и сталкиваться с новыми задачами: это создает основу для дальнейшего развития.
А когда дело доходит до этапов развития, родители хотят знать, чем их двухлетний ребёнок похож и чем отличается от сверстников, и всё ли идет хорошо. Уверенность, что все в порядке, не только приносит чувство облегчения, но и помогает оглянуться и понять, как многому научился малыш за такое короткое время. И это действительно удивительно, учитывая, насколько беспомощными были эти предприимчивые и энергичные двухлетние дети всего несколько лет назад, когда они родились.
Вот что ваш двухлетний ребёнок может делать самостоятельно.
Сортировать предметы по формам и цветам
К двум годам малыши уже несколько месяцев работают над категоризацией предметов по форме и цвету. К тому времени, когда им исполняется два года, они фактически трудятся сверхурочно, чтобы распределить что только возможно по своим собственным категориям.
Поэтому, хотя может показаться странным, что любые предметы выстраиваются в ряд или систематизируются по признакам, не всегда понятным взрослым, это нормально. Именно это малыши должны делать без посторонней помощи в возрасте около двух лет.
Как проверить?
Предложите игру сами: красные кубики положить к красным формочкам, синие — на синюю подушку. И наоборот, все кубики в одну сторону, мячики — в другую. Отличные помощники в развитии таких навыков — сортеры, пирамидки, конструкторы, а также ложки, вилки и прочие предметы (не забывайте проверять их на безопасность!).
Вставать на цыпочки
Благодаря силе корпуса и балансу, которые дети приобретают к двум годам, они способны вставать и даже ходить на носочках. Помимо работы над координацией и равновесием, стояние на цыпочках имеет и другие преимущества. Эти преимущества включают в себя:
- Развитие силы икроножных мышц.
- Улучшает осанку.
- Способность тела чувствовать, где оно находится и как оно движется (проприоцепция).
Малыши могут вставать на всю стопу в обуви, но нередко можно увидеть, как они ходят по дому на цыпочках босиком — как балетные танцоры.
Порой ходьба на цыпочках может быть признаком неврологических отклонений — но не всегда. Чтобы понять, надо ли насторожиться, читайте статью «Ребёнок ходит на носочках — это само пройдёт?».
Ходить вверх и вниз по лестнице без посторонней помощи
Те лестницы, которые раньше доставляли столько дискомфорта родителям, когда малышу требовалась помощь при подъеме и спуске, в двухлетнем возрасте становятся лёгким развлечением. К тому времени, когда наступает этот возраст, дети могут шагать вверх и вниз по лестнице, держась за перила без помощи родителей. Хотя порой сложно перестать страховать ребёнка, но, тем не менее, это новый навык.
Отдельный навык — когда малыш обучается наступать на каждую ступеньку только одной ногой, чередуя правую и левую. Для него нужны не только навыки координации и баланса, но и ножки соответствующей длины.
Залезать и слезать с мебели без посторонней помощи
Активность и подвижность малышей растет с каждым днем, и к двум годам ребёнку пора легко залезать и слезать с большинства предметов мебели, доступных ему по росту. Впрочем, некоторые вундеркинды могут также использовать стулья и табуретки, чтобы залезть повыше (родители, будьте внимательны!).
Поэтому не пытайтесь помочь, когда дети пытаются залезать или слезать с небольшой высоты, если только они не попросят об этом. И не делайте все за ребёнка, можно только подстраховывать и учить, как лучше двигаться.
Бросать мячик сверху
Готовы выйти на улицу и поиграть в мяч? Такая игра подходит для любой погоды, а вашему двухлетке понравится не только времяпрепровождение на свежем воздухе, но и возможность продемонстрировать свое новое умение бросать мяч сверху.
Малыши тренируют свои навыки ловить мячик и кидать его снизу вверх с годовалого возраста, а вот бросить его из положения, когда кисти рук не внизу, а направлены вверх, требуют больше умений. Если ребёнок такое еще не освоил, играйте в мячик чаще. Немного практики, и вскоре малыш освоит чемпионские броски!
Носить несколько предметов одновременно
Если раньше ребёнок носил по одной игрушке, и перемещение нескольких предметов требовало нескольких проходов, к тому времени, когда малышам исполнилось два года, они уверенно переносят сразу несколько вещей за один раз.
Это происходит в результате развития мелкой и крупной моторики. Кроме того, два года — время особой любви к различным сумочкам, коляскам, ведрам, игрушечным грузовикам и тележкам, ведь так намного легче и интереснее переносить сразу много всего нужного!
Бегать
Когда тело становится более стабильными при ходьбе, ребёнок начинает осваивать скоростное передвижение. И бег становится следующей естественной ступенью в развитии для двухлеток.
Таким образом, бег добавляется к списку навыков, которые малыши осваивают в этом возрасте. Поначалу неустойчивый и с частыми спотыканиями, бег станет более уверенным по мере практики. Хотя до четырёх лет ребёнок все еще не сможет освоить фазу, при которой в процессе бега обе ноги находятся в воздухе благодаря силе толчка, скорости и балансу. Но это уже серьёзное начало!
Чтобы стимулировать малыша бегать, попробуйте двигаться чуть быстрее, когда вы идете с ним за ручку.
Не тяните при этом руку малыша вверх или вперед: это опасно распространённой травмой — синдромом локтя няни. Учёные Северного государственного медицинского университета выяснили, что в 4 случаях такой детской травмы из пяти случаев виноваты взрослые.
Рисовать
До «портретов мамочки» еще далеко, но каракули — это первые шаги к рисункам и письму. Двухлетним детям нравится видеть, какие цвета и линии оставляют каждый фломастер, мелок или цветной карандаш, так что они будут стремиться рисовать каждый раз, когда у них есть лист бумаги или подходящая на их взгляд поверхность, включая стены и двери, и письменные принадлежности.
Чтобы уберечь дом от ненужного декора, дайте ребёнку больше возможностей рисовать, показывая, где это можно делать. Так как малышам удобнее наносить каракули на неподвижные вертикальные поверхности, а не на лист бумаги, который смещается при неравномерном нажиме, хорошим выбором станут мольберты и специальные безопасные маркеры для рисования на кафельной плитке в ванной комнате.
Показывать картинки, когда их называют взрослые
Хотя малыши могут явно указывать на интересующие их предметы в течение уже как минимум нескольких месяцев, к тому времени, когда им исполняется два года, наступает пора указывать на картинки с множественными изображениями, когда их просят найти определенный предмет.
Умение соотносить название и схематичное изображение предмета или объекта на рисунке — очень важный этап. Старайтесь давать ребёнку больше возможностей находить один и тот же предмет в разных изображениях вне зависимости от того, каким он нарисован цветом или в какой позе эта коровка.
Повесьте на стенку или холодильник плакат с азбукой и предметами к каждой букве и просите малыша найти в этой массе изображений нужное. Выделяйте голосом первую букву в слове — так развивается фонематический слух.
Учёные выяснили, что «специальный детский голос», более тонкий и с растягиванием гласных, который используют взрослые при разговоре с детьми, это наш важный инструмент, помогающий ребёнку усваивать основы речи.
Эксперты из Гарварда считают, что такое сюсюканье неосознанно применяют родители всего мира — и в отдельных племенах, и в развитых странах!
А вот когда мы говорим более высоким тоном голоса с мелкими животными, мы не растягиваем гласные — потому что учить их речи бессмысленно. Проверьте этот научный факт на себе!
Строить башню как минимум из четырех блоков
Кубики очень нравятся маленьким детям. И по мере того, как они становятся старше, кубики также становятся инструментом для созидания.
Со всей практикой, которую уже наработали двухлетние дети, играя с кубиками и складывая предметы, они должны уметь строить башни как минимум из четырех блоков, если не больше. Они могут любить только строить, или строить и разрушать. В любом случае так развиваются навыки крупной моторики.
Чтобы дать малышу возможность играть в игрушки долго и не покупать всё время новые, читайте нашу статью «На долгие годы: обзор игрушек, которые будут расти вместе с ребёнком». Она поможет выбирать то, что не наскучит и не будет валяться по углам через пару недель активных игр.