Свойственна ли вам психология скопидомства? Периодически перед каждым из нас возникает проблема избавления от ненужных вещей: платьев, обуви, сумок, не говоря уже о домашнем скарбе, отслужившем свое. Легко ли вы выбрасываете такие вещи?
Эмоции, связанные с имуществом
Поводы расстаться с вещью
В какой момент вы расстаетесь с одеждой, висящей в шкафу или занимающей место на полках? Когда это происходит? У каждого для этого есть свой повод. Расстаться с вещью нас заставляют отрицательные эмоции, которые мы испытываем, глядя на нее: например, она потеряла внешний вид, на ней появились пятна, катышки и пр. Открывая шкаф, мы каждый раз задвигаем ее куда подальше, потому что давно ее не носим, она только занимает место и мешает. Или она просто вышла из моды, нам уже не нравится, как она на нас смотрится, ее не с чем сочетать. Или мы прибавили несколько килограммов, и теперь она на нас не налезает. Главное, вещь больше не радует нас своей красотой, а наоборот, вызывает негативные эмоции. Тогда мы принимаем решение с ней расстаться.
Благотворительность: плюсы и минусы
Есть люди, которые стремятся делать добрые дела, это черта их психологии. Они упаковывают ненужные вещи в пакеты, и относят их в храм. Но сейчас с этим появились сложности. Некоторые храмы их не берут, потому что к ним приносят много ненужной одежды, обуви и пр. Их согласны принимать только в таком виде, чтобы вещи можно было сразу надеть и пойти. То есть, они должны быть в отличном состоянии: выстираны, выглажены, с пришитыми пуговицами, работающими молниями и т. д.
Помимо храмов, в любом городе есть учреждения социальной защиты малоимущих. Туда тоже можно привозить вещи, находящиеся в хорошем состоянии и сразу пригодные к применению. Но их туда надо доставлять самостоятельно. На это необходимо потратить время и силы, поэтому не все к этому готовы. А кто-то отправляет вещи нуждающимся родственникам. Но отправка посылки тоже требует времени и денег.
Учитывая сопутствующие сложности, многие предпочитают собрать ненужное имущество в пакеты, отнести их к мусорному контейнеру и поставить там. Люди, которые в нем нуждаются, сами его найдут и выберут то, что им нужно.
Обидное отношение
Есть еще один момент, который побуждает людей отказаться от попыток благотворительности. В связи с нею у некоторых есть неприятный опыт, который доставил им минуты негативных эмоций. В пример можно привести такую историю. Одна женщина знала, что в соседнем доме живет многодетная малоимущая семья. Мать хронически безработная, одна растит четверых детей, семья не шикует. Так эта женщина собрала хорошие вещи, которые уже не имели у нее применения. Это была качественная одежда, платья, юбки, кофты, их которых ее дочка выросла. Также там были три практически ненадеванных пуховика, оставшиеся от ее покойной свекрови и т. д. Некоторые из этих вещей были даже с этикетками.
Она все это собрала, привела в идеальный порядок и отнесла неимущей женщине с четырьмя детьми. Та стала с недовольным видом рыться-копаться в этих вещах, мол, все это немодное, такое уже никто не носит. В итоге она выбрала пару платьев, а остальное вернула, мол, ей такое не нужно (хотя ее дети ходят в штопаной одежде). Неудавшаяся благотворительница вынуждена была тащить все это обратно домой. Она пережила неприятные минуты. С тех пор, не желая иметь негативных эмоций, она просто выносит пакеты с ненужными вещами к мусорному контейнеру. Ее можно понять: человеческая психология такова, что мы стараемся не повторять негативного опыта.
Еще одна женщина пыталась продать ненужные вещи через сайты бесплатных объявлений. Она готова была отдать их практически даром, за смешные деньги, лишь бы люди приехали и забрали. Так что вы думаете? Желающие требовали от нее, чтобы она сфотографировала ярлыки, швы и то, как вещь сидит на человеке. А одна дама даже попросила привезти ей вещи домой на примерку (!). Можно лишь удивляться, до чего дошла потребительская психология.
Подобное отношение полностью отбивает охоту заниматься благотворительностью, так как подобные инциденты отнимают время и силы. Вместо чувства удовлетворения оно приносит лишь отрицательные эмоции.
Психология зависимости от вещей
Привязанность к имуществу
Есть люди, которые привязываются к старым вещам. Например, они хранят их не потому, что их используют, а потому, что они дороги им, как память. Они берегут свадебное платье мамы или первое школьное платьице повзрослевшей дочери. Эти вещи греют им душу, рождают приятные воспоминания. В них есть красота души, глядя на них, они испытывают теплые чувства и приятные эмоции.
Вещи также могут быть связаны с интересными и счастливыми событиями, случившимися в жизни, поэтому их хочется сохранить. Например, этот шелковый платок вы купили в Париже, он до сих пор пахнет тонкими духами, хотя вы давно его не носите. А в этих туфлях на высоких каблуках вы пришли на первое свидание с будущим мужем. Они вам немилосердно жали, поэтому больше вы их не надевали, но храните как свидетельство того счастливого, судьбоносного дня. Такую психологию можно понять. Эти вещи не являются хламом, для вас это раритеты, которые много значат.
Психология скопидомства: хранить негде, а бросить жалко
Существуют люди, которые органически не могут расставаться со старой одеждой, обувью, сумками, бижутерией. У них рука не поднимается их выкинуть. Порой их шкафы ломятся, одежду уже некуда вешать, а выбросить ненужное жаль. Они думают: «Я еще буду носить это на даче, сделаю из этого коврик, пущу на хозяйственные тряпки…» и пр. Или, если уж они решаются выбросить старую одежду, то срезают с нее пуговицы, крючки, молнии. Зачем? Все равно они никогда не пригодятся и будут лежать мертвым грузом. Бывает, они думают: «Вот я похудею, тогда смогу влезть в эту юбку и буду ее носить». Или они складывают ненужную одежду в пакеты и отправляют их в кладовку, где они лежат, пока не начнут издавать неприятный запах…
От психологии скопидомства надо избавляться. Она тормозит жизненную энергию и не позволяет новому войти в жизнь, так как там место занято старым, отжившим скарбом.
Страх перед будущим
Нежелание расставаться со старыми вещами — это страх перед будущим: «А вдруг они когда-нибудь понадобятся?» «А вдруг у меня не будет денег, чтобы купить новую одежду?». Человек не верит в себя, свои силы и возможности. Его терзают сомнения в том, что он сможет обеспечить себя. Беспокойство, тревожность и мнительность рождают психологию накопительства (вспомним Плюшкина из «Мертвых душ»).
Не стоит бояться избавляться от старого. Главный критерий — освобождайтесь от имущества, если оно вас раздражает, портит настроение, вызывает негативные эмоции. Многие берут себе за правило: если они купили новую вещь, сразу избавляются от аналогичной старой.
Красота — это воздух и гармония
Человеку, по сути, немного надо. Поэтому лучше окружать себя небольшим количеством новых красивых вещей, чем цепляться за старое и накапливать его. Новые вещи дают импульс к новой жизни, они вселяют энергию, силу.
Расчистка пространства вызывает положительные эмоции. Когда вы сделаете это, вам станет легче дышать, у вас поднимется настроение — проверено!
Красота — это не значит, что вокруг должно быть много-много ненужных вещей. Это ложное изобилие, ведь большинство этого скарба нельзя применить. И даже если его еще можно как-то использовать, это не доставит удовольствия.
Красота — это гармония пространства, которую можно охарактеризовать по формуле «необходимо и достаточно». Это то, что дает вам ощущение свободы!