Психология как наука имеет много направлений, и каждая из них занимает весомую нишу в подготовке специалистов или в педагогике. Психология развития, или возрастная психология, затрагивает широкий спектр возрастов. Она изучает то, как индивид меняется, как проходит взросление с учётом биологических, антропологических, социологических и психологических факторов.
Что изучает психология развития?
Так как в этом разделе изучают серьезные проблемы, существуют и подразделы. Это геронтопсихология, детский подраздел и перинатальная психология.
Высшими считают процессы, связанные с психофизиологией, которые являются сложно организованными. Натуральные функции формируются за счёт наследственных данных, культурные — под влиянием социокультурной среды. Это происходит в результате взаимодействия между поколениями. Берут при этом за основу натуральные психические функции. И, наконец, высшие психические функции — способность человека мыслить, наличие воображения, хорошей памяти.
Есть понятия в психологии: мышление, воображение, память, речь. Все они являются неотъемлемой частью познавательных процессов, и важно понимать значение каждого из них.
Основные понятия возрастной психологии
Мышление. Человек познаёт мир, и без мышления сделать это невозможно. В результате размышлений появляется мысль, понятие, смыслы и идеи.
Воображение. Если развито воображение, то человек способен спонтанно выбросить ту или иную идею, пришедшую ему в виде образа. Некоторым это не под силу, и они не могут представить себе объект, если он нематериален и не может быть воспринят органами чувств.
Память. Без этой психологической особенности человек не способен развиваться, так как это понятие подразумевает сохранение, воспроизведение человеком своего опыта.
Речь. Средством, с помощью которого психические функции становятся опосредованными, является речь. Именно она — то связующее звено между людьми, без которого общение было бы невозможно. В понятие речи включен и процесс того, что человек говорит, и результат этого разговора. А на основании опыта других людей, личного опыта, появляется возможность личностного роста.
Интеллект, эмоции и другие модели психических процессов
Интеллект. Является устойчивой структурой способностей человека. Наличие интеллекта позволяет решать задачи различной сложности, адаптироваться в сложившихся обстоятельствах, в обществе в целом. Существует несколько видов интеллекта, и каждый из них обладает способностью решать свою задачу.
Эмоции. Этот психический процесс является особым, и выражается в переживании определённых событий в жизни. Любое действие человека вызывает эмоции в той или иной степени, они должны выполнять функцию оценочную, коммуникативную и сигнальную и некоторые другие. Можно выделить базовые эмоции, которые присущи всем без исключения индивидам, какова бы ни была их расовая принадлежность или культурный уровень. Это страх, удивление или радость. Не стоит путать чувства и эмоции, у чувств иная, более сложная природа. Чувства — это любовь, ревность, сострадание или ненависть. Человек при этом может одномоментно испытывать несколько эмоций, например, грусть и радость.
Привязанность. Это своеобразное доверие к окружающим и миру в целом, и существует два вида привязанности: безопасная и небезопасная.
Использованы фотоматериалы Unsplash