Обычный рисунок, на котором изображены мама, папа и ребёнок, может рассказать, насколько комфортно малыш чувствует себя в семье.
Отношения с родителями: кого малыш нарисует первым?
Здоровье и благополучие ребёнка очень важно для его родителей. Однако бывают случаи, когда в семье не все складывается хорошо. На первый взгляд, казалось бы, все в порядке, а интуиция подсказывает, что что-то не так. Но что именно, и с чьей стороны идет негатив, сразу и не скажешь.
Бывает и наоборот — взрослые закрывают глаза на не совсем здоровые отношения в семье, стараясь не замечать проблемы. Только вот, в отличие от взрослых, дети прекрасно чувствуют неблагоприятную атмосферу. Определить, уютно ли малышу рядом с самыми близкими для него людьми, можно по обычному рисунку. Достаточно попросить кроху изобразить свою семью на листе бумаги. А потом, изучив рисунок, сделать выводы.
Как правило, ребёнок дошкольного возраста рисует сначала себя, а потом уже своих близких. Такие привычки поведения можно объяснить эгоцентричностью его мышления. В этом возрасте малыш ассоциирует мир с собственной персоной. А остальные люди и предметы имеют какое-то значение, только тогда, когда имеют отношение к нему. Но бывает и по-другому. Вот о чем может рассказать детский рисунок:
- человек, которого ребёнок нарисовал первым, является для него более значимым. А если он рисует маму с папой в последнюю очередь (после себя, бабушки с дедушкой и брата или сестры), то это может свидетельствовать об отсутствии эмоционального контакта с родителями;
- если малыш изображает себя в последнюю очередь — он чувствует себя отвергнутым и ненужным;
- бывают случаи, когда ребёнок затягивает процесс рисования людей, заполняя лист бумаги неодушевленными предметами. Это можно расценивать как сигнал о дискомфорте в отношениях, потому как таким образом малыш изображает «подушку безопасности», то есть мир, в котором он пытается спрятаться от враждебной реальности.
Сюжет детского творчества: привычки поведения членов семьи
Как правило, сюжет детского рисунка незатейлив — мама, папа, дети, бабушки и дедушки просто стоят рядом. Иногда ребёнок дополняет рисунок милыми животными, предметами мебели, солнышком, морем. А иногда даже изображает сценки, демонстрирующие привычки поведения взрослых. Так, например:
- когда на рисунке присутствуют птички, солнышко, цветы, радуга и прочие позитивные изображения — отношения между членами семьи счастливые и благополучные;
- дождь и тучи могут говорить о некоторой напряженности в отношениях. При этом, как правило, человек, над которым изображены тучи, является источником дискомфорта;
- сюжет рисунка в котором все заняты каким-то общим делом — признак того, что в этой семье царят любовь и дружба;
- отсутствие сплоченности малыш может изобразить, как занятие каждого члена семьи своим делом;
- сюжет из прошлого говорит о том, что ребёнок сожалеет о прошлом времени и не очень удовлетворен настоящим;
- детское творчество на тему праздника выражает желание малыша побыть в праздничной атмосфере, что, вероятно, случается не так часто;
- сюжет рисунка может быть и вымышленным. Например, ребёнок рисует свою мечту — щенка, котенка, поездку к морю. Присутствие на «картине» сказочных персонажей говорит о несбыточности желаний и о том, что малыш прячется в них от не совсем позитивной реальности.
Кто за кем: семейная иерархия
Расположение членов семьи относительно друг друга характеризует иерархию в этой семье с точки зрения малыша. Если приложить к рисунку воображаемую лестницу, то можно увидеть, с кем ребёнок стоит на одной ступени, кто находится выше него, а кто ниже. Чем внушительнее размер персонажа, тем больше он значит для малыша. И чем выше он расположен, тем большим авторитетом пользуется у ребёнка.
Если малыш нарисовал себя выше всех и больше всех, значит он чувствует себя главной фигурой в доме, вокруг которой вращаются все остальные члены семьи. И наоборот, если он изобразил себя очень маленьким и где-то в уголке — ребёнку не хватает любви, тепла и внимания. Он чувствует себя никому не нужным.
Имеет место и расстояние между персонажами детского шедевра. Это, можно сказать, показатель эмоциональной близости. Чем дальше фигуры друг от друга, тем большую разобщенность в семье чувствует малыш. Так, например:
- если все члены семьи изображены рядом или держат друг друга за руки — в доме царят доброжелательные и дружеские отношения;
- ребёнок нарисовал себя ближе к папе — именно к нему малыш больше привязан, если с мамой — то наоборот;
- семья разделена на несколько групп — наличие разрозненности между домочадцами и отсутствие желания к воссоединению;
- малыш стоит отдельно от других домочадцев — чувствует себя одиноким.
Кроме того, оценивая эмоциональное состояние ребёнка, следует обращать внимание на такие детали рисунка, как прорисовка фигуры — все ли части тела изображены на рисунке у каждого члена семьи? Чем более детально прорисован персонаж, тем более гармоничные отношения складываются с ним у малыша. И наоборот, схематичность и незавершенность рисунка, в частности, недорисованные важные части тела, может указывать на наличие негативных эмоций в адрес этого человека, а иногда и на явную агрессию по отношению к нему.
Ребёнок нарисовал не всех
Как правило, дети часто не рисуют тех, кто живет не рядом с ними. Однако иногда они не хотят рисовать тех родственников, чьи привычки поведения им не очень нравятся:
- иногда малыш исключает из общего рисунка братьев и сестер. Как правило, виновата в этом ревность. Лишая конкурента места на рисунке, малыш таким образом пытается монополизировать любовь родителей;
- не желает ребёнок рисовать и своих обидчиков. Это своеобразная месть, ведь в реальной жизни малыш не может дать отпор взрослому человеку;
- еще вариант — на рисунке изображен только сам ребёнок без других членов семьи, но атмосфера картинки радостная. Скорее всего, малыш уже стал жертвой гипертрофированной любви близких. В его характере присутствует эгоцентричность и стремление получать желаемое по первому требованию. Если ребёнок изображен в одиночестве и грустным, тогда все наоборот — он чувствует себя некомфортно в кругу близких родственников.