Попадая в школу, ребёнок оказывается перед выбором, касающимся разных сторон жизни. Это и общение с одноклассниками, и отношение с учителями, и сам процесс обучения. И помогают ориентироваться во всем, делать правильный выбор взрослые. Конечно, это родители, а также педагоги и психолог. В чем заключается работа школьного психолога?
Чем занимается специалист?
Основные виды деятельности:
- Психокоррекция.
- Психодиагностика.
- Консультирование.
- Психопрофилактика.
Психологическая диагностика заключается в изучении особенностей учащегося, определении его сильных сторон. Такая диагностика позволяет выявить нарушения или особенности, которые требуют коррекции.
Проводится она в самом начале обучения ребёнка, в этом случае можно выявить тревожность, агрессивность, дисграфию, дислексию. Чуть позже психолог изучает особенности учащихся, чтобы выделить детей, находящихся в социально-опасном положении.
В средней школе психолог проводит мониторинг процесса обучения для того, чтобы создать максимально благоприятные условия для обучения. А с подростками психолог проводит диагностику, чтобы проводить профориентационную работу.
Психокоррекция проводится с теми детьми, у которых были выявлены определенные нарушения или особенности. Такая работа может проводиться в самой школе, или психолог может рекомендовать занятия в специальных учреждениях, которые оказывают необходимые услуги.
Специалист в школе всегда проводит консультации, на которых помогает родителям, учащимся и педагогам решать различные проблемы. Для учащихся могут быть организованы телефоны доверия, групповые консультации. Для родителей проводятся консультации по возникшим проблемам с ребёнком. С педагогами по вопросам, возникшим с адаптацией ученика, проблемам в классе.
Психолог проводит беседы с родителями, детьми и педагогами на различные темы (возрастные кризисы, сложные ситуации, возникшие в школе). Подобные беседы относятся к профилактической деятельности.
Конечно, специалист постоянно работает с литературой, углубляет свои знания и знакомится с новыми методиками.
Цели и задачи школьного специалиста
Главной целью психолога в школе является создание благоприятного климата в коллективе, предупреждение отклонений в развитии или поведении ребёнка, а также помощь в сложных ситуациях.
Что касается задач, то к ним относится изучение личности каждого учащегося, пропаганда ЗОЖ в школе, обучение ребята навыкам управления стрессом, профилактика отклонений в поведении и развитии каждого ребёнка, создание благоприятных условий для учебы.
Этот специалист должен уметь слушать, сопереживать. Он должен быть тактичным, уметь налаживать доверительный контакт, ему важно иметь чувство юмора, любить детей, уметь анализировать и находить компромисс.
Именно психолог в школе должен поддержать, направить, помочь в сложной ситуации. И каждый ребёнок в школе должен знать, что если случится что-то неприятное, если он не может сам разрешить какую-то проблему, он всегда может обратиться не только к родителям, но и к психологу в школе.