К 7 годам познавательная система ребёнка должна быть готова к получению информации. Благодаря этой готовности ученик успешно усваивает все, чему его обучают в школе. Однако, бывает так, что ребёнок не успевает запоминать все, о чем говорит учитель, неправильно выполняет задание, отвлекается, совершает много ошибок. От этого страдает успеваемость, он получает плохие оценки, теряет мотивацию и интерес к обучению. Способность быть внимательным занимает немаловажное место в детской психике. Кроме того, что этот процесс познавательной системы необходим для успешного обучения, также, хорошее внимание нужно ребёнку в повседневной жизни. Какие виды внимания существуют? Каким образом его свойства помогают хорошо учиться? С помощью каких упражнений родители могут помочь школьникам стать более внимательными, усидчивыми, уметь концентрироваться на задании? Ответы в данной статье.
Типы и свойства внимания у детей
Согласно личной психологии, внимание, как процесс познавательной системы, может быть внешним и внутренним. В первом случае оно направлено на окружающих людей и события, которые происходят, во втором относится к собственным переживаниям человека, его чувствам и мыслям. Также, внимание классифицируется согласно следующей типологии: оно может быть непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
В первом случае человек концентрируется на каком-либо предмете или явлении без волевых усилий. Произвольное внимание возникает сознательно, чтобы достичь выбранную цель, например, выполнить задание, а послепроизвольное является промежуточным между первым и вторым типами. Для тренировки всех типов внимания школьнику нужно уметь находиться в ситуации здесь и сейчас — не отвлекаться на посторонние занятия во время выполнения задания — быть заинтересованным в том, что он делает, четко понимать поставленные задачи, уметь слышать инструкцию и следовать ей, понимать свою ответственность за выполнение, обладать хорошим волевым контролем.
Если в ребёнке хорошо развиты все качества, то он будет легко достигать успеха во время обучения.
Внимание, как психический процесс, обладает следующими свойствами: сосредоточенность, объём, устойчивость, распределение, переключение. Это значит, что дети во время умственной работы должны уметь, при необходимости, переключаться с одной деятельности на другую, выполнять одновременно несколько задач — например, писать, считать в уме и думать — правильно воспринимать объекты, с которыми работают, не отвлекаться на посторонние мысли и явления. Все свойства внимания развиваются во время обучения в школе или дома. Для того чтобы этот процесс был удачным, нужно обладать ясностью сознания, спокойным эмоциональным состоянием. Внутренние личные переживания блокируют способность быть внимательным — если ребёнок чем-то расстроен, его внимание становится рассеянным и ему вряд ли удастся хорошо выполнить задание. Негативные чувства, которые поднимаются в нем, могут быть спровоцированы неправильными действиями родителей и учителей. Какие ошибки совершают взрослые во время обучения детей?
От каких привычек лучше отказаться родителям?
Детская работоспособность сильно зависит от отношения матери и отца к личности ребёнка и его умению учиться. Все родители хотят видеть успешными, однако, иногда они, чтобы достичь этой цели, совершают ошибочные действия.
- С целью приучить ребёнка к самостоятельности и ответственности, хотят, чтобы он все задания делал сам. В целом — это правильно желание, не нужно делать уроки за ребёнка, однако, следует учитывать то, что ему, особенно в начальной школе, часто требуется помощь. Если взрослые отказываются помогать, оставляя его один на один с новым материалом, который он плохо понимает, ребёнок начнет испытывать тревогу. Чувства будут усиливаться, если он поймет, что получит «двойку» или его отругает учительница за неправильно выполненное задание. Так, под давлением страха и неуверенности, внимание перестает быть активным — школьник отвлекается, не испытывает интереса, не способен удерживать в голове инструкцию к заданию.
- Родители кричат на ребёнка. Иногда взрослые думают, что дети плохо учатся, потому что не прикладывают усилий. Так бывает не всегда — каждый ребёнок обладает своим темпом работы, и, возможно, ему нужна помощь или другая подача информации. Крик, как агрессивное поведение, лишает его способности мыслить ясно, уровень внимания резко снижается, он ничего не может и не понимает. Крик взрослых, часто, может означать для ребёнка отсутствие любви и принятия со стороны родителей — в таком состоянии он уже не может думать об уроках, а переживает лишь о том, что его разлюбили и лишается ощущения безопасности.
Упражнения для развития внимания у ребёнка
Повысить уровень внимательности, развить привычку не отвлекаться, можно с помощью специальных упражнений. Они должны быть направлены на развитие свойств внимания — сосредоточенности, распределения, объёма, устойчивости и концентрации.
Прежде всего, надо сформировать у ребёнка способность не отвлекаться, достигать поставленной задачи и держать в голове цель. Сначала ему нужно проговаривать все, что следует делать: сидеть ровно и удобно, писать (читать, считать), смотреть в книгу. Эмоциональное состояние ребёнка и взрослых должно быть спокойным и позитивным. Кроме этого, он не должен быть уставшим или расстроенным. Поэтому, хорошо если, перед выполнением задания, родители проведут некоторое время с ребёнком в деятельности, которая ему нравится или интересна — чтобы он «напитался» положительной энергией и с удовольствием принялся за домашнее задание.
Дети тренируют внимание на уроках, а также дома, если давать им специальные упражнения.
Вот некоторые из них:
«Найди ошибку в словах», «Чтение вверх тормашками», «Допиши букву», «Составь предложение из слов», «Найди спрятанную букву», «Отыщи зашифрованное слово», «Дорисуй рисунок». Все эти упражнения легко готовятся дома и выполняются письменно или устно. С младшими школьниками, также, можно играть в обучающие игры — чем больше радости ребёнок получит от обучения, тем выше вероятность того, что он будет учиться с удовольствием в школе.
Детям будет интересна и полезна такая игра, как — рисование двумя руками одновременно. Задачу можно усложнить — одной рукой рисовать дерево, а другой — облако. Игры на установление закономерности отлично тренируют свойства внимания — они представляют собой ряды из цифр, букв и предметов, которые необходимо продолжить в соответствии с «мотивом» ряда. Заниматься со школьником дома нужно регулярно, постепенно усложняя задачи. Хорошо, если родители предупредят педагога о трудностях ученика удерживать и распределять внимание — вместе они помогут ему быстро сформировать необходимые свойства внимания, повысить успеваемость и интерес к обучению.