Любой из нас изначально креативен
Любой человек изначально креативен, он с рождения обладает творческим началом. Вспомним, как в детстве мы клали стулья на пол, делали из них поезд, говорили: «ту-ту!», и воображаемый состав ехал. Мы сажали туда кукол, плюшевых мишек, и наше воображение превращало их в живых, реальных пассажиров.
Когда мы играли в доктора, мы брали любую трубочку и через этот «стетоскоп» выслушивали куклу. Играя в магазин, мы нарезали бумажки, это были деньги и чеки. И мы ничуть не сомневались в подлинности происходящего.
Все дети изначально креативны, они легко генерируют новые идеи. А посмотрите на их рисунки, это же море фантазии! Нет ребёнка, который к этому не способен. Так что же ему мешает быть креативным, когда он становится взрослым? Об этом рассказывает MedAboutMe.
Воспитание и школа снижают стремление к творчеству?
Детсад, школа, воспитание по своей сути не настроены на развитие индивидуальности ребёнка. Наоборот, они стремятся привить ему единые правила поведения в социуме: «Веди себя, как все, стройся в ряд, это нельзя, то запрещается» и т.д. Дети носят одинаковую форму, выполняют одинаковые домашние задания. Проявления яркой индивидуальности пресекаются, особенно, в подростковом возрасте. Во всяком случае, они не поощряются.
В результате ребёнок может привыкнуть к самоцензуре. Он не хочет порицаний, сторонится их, поэтому бессознательно избегает нестандартного поведения и индивидуальных проявлений. Все мы знаем, что детям и подросткам с яркой индивидуальностью и незаурядными способностями к творчеству в школе приходится нелегко.
Главное условие: раскрепощение
Как бы то ни было, дети вырастают и становятся взрослыми людьми. Как пробудить в себе былую креативность и обрести способность свободно генерировать новые идеи? Первое, что надо сделать — это научиться отключать внутреннего критика и цензора. Надо сознательно изолировать его, как мы выключаем звук в телевизоре или радиоприемнике.
Генерирование творческих идей — это полет. Свободный, опьяняющий, без ограничений, хватания за ноги и привязывания к земле. В то время, когда происходит рождение креативных идей, вы должны оторваться от земли и взлететь. Но критик, засевший внутри, не дает: «У тебя не получится! Это невозможно, ты упадешь!».
Отключите его, сейчас не его время. Дать оценку идеям можно будет потом. А сейчас надо отвязать веревку, расправить крылья и взлететь!
Дайте свободу своему воображению
Проверенный способ выдвижения творческих идей — мозговой штурм. Обычно его проводят в фирмах, когда надо найти нестандартное, уникальное решение для выполнения сложного, ответственного задания. Все сотрудники садятся за большой стол и озвучивают самые сумасшедшие идеи, а записывающее устройство (диктофон, магнитофон) все их фиксирует. Никто никого не одергивает, не критикует, не оценивает. Сейчас главное — высказать возникающие идеи, загрузить их в общий котел.
Затем, когда идеи иссякнут, наступает время оценки. Начинается второй этап: сотрудники всесторонне рассматривают каждую мысль, высказывают свои мнения. Бывает, что из бредовой, на первый взгляд, идеи возникает интересное, нестандартное решение, приводящее к успеху.
То же самое можно делать самостоятельно. Когда вам понадобится решить какую-то проблему — касается ли она работы, финансового положения, личной жизни, отношений в социуме — проведите свой мозговой штурм. Озвучивайте и фиксируйте все идеи, которые у вас возникнут. Делайте это, пока они не иссякнут. Потом отставьте все это в сторону, пусть идеи отлежатся. И лишь после этого рассмотрите их. Возможно, среди них вы найдете решение, которое вас полностью устроит.
Блокнот креативных идей
Записывайте возникающие идеи, где бы это ни происходило. Для этого полезно иметь небольшой блокнот, чтобы он всегда был под рукой. Сразу скажу: большинство идей, которые к вам придут, окажутся неплодотворными. Но некоторые будут очень даже ценными. Так всегда бывает: из множества яблочных семечек вырастает лишь одно дерево, но зато какое! При этом будем помнить, что каждая идея должна отстояться, только после этого станет понятно, полезная она или нет.
Не оставляйте записывание на потом, думая, мол: «ничего, я запомню». Идеи улетучиваются, растворяются в воздухе и не запоминаются. Их надо обязательно фиксировать. Кстати, многие великие творцы записывали свои идеи, даже проснувшись посреди ночи. Если вы хотите развить креативные способности, берите с них пример.
Не старайтесь быть совершенством
Совет. Не стремитесь к безупречности, потому что это сковывает креативность. Иногда, опасаясь сделать что-либо недостаточно хорошо, мы боимся приступить к воплощению идеи, и бросаем ее. В результате она умирает, так и не родившись.
Поэтому начинайте делать что-то для ее воплощения. Пусть даже не все хорошо получается. Дорогу осилит идущий. Главное сначала — творчески выплеснуться, а уже потом оценивать.
Болезненный перфекционизм, страх допустить несовершенство похожи на внутренних критиков и оценщиков, постоянно бубнящих: «То не так, другое не этак». Не слушайте их, просто шаг за шагом двигайтесь вперед.
В творческой работе нужна толика здорового «пофигизма». Чрезмерное рвение вредит. Легкая небрежность полезна для результата, она придает творческой работе шарм, живость, очарование непринужденности и естественности.
Чтобы творческий фонтан не пересыхал, и у вас регулярно возникали новые идеи, обязательно нужна эмоциональная подпитка. Топливом для нее служат новые впечатления. Они необходимы, без них ваша творческая копилка скоро иссякнет.
Чтобы получить новые впечатления, надо менять места обитания, ездить в путешествия. Не обязательно заграничные, ведь даже рядом с городом, в котором вы живете, можно найти много новых, интересных, неизведанных мест.
Посещайте музеи, выставки, ходите на спектакли. Главное, отправиться туда, где вы сможете получить новые эмоциональные ощущения, удивиться, восхититься, порадоваться.
Впечатления могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными, тактильными, это зависит от того, у кого какой канал развит. Главное, получать регулярную подпитку. Вспомним, великие творцы прошлого ездили в кругосветные путешествия, круизы, уезжали работать в другие страны. Все ради того, чтобы получить новые впечатления, которые их обогащали и давали мощный толчок для творчества.