Современный ритм жизни отнимает меньше времени и сил, если дети и родители придерживаются режима дня. Но обстоятельства в жизни складываются по-разному, и каждый малыш наделен собственной индивидуальностью. Чтобы развитие ребёнка было максимально эффективным, режим дня тоже должен учитывать индивидуальные особенности.
Дети могут диктовать свои правила
Изначально четкий режим дня родители диктовали детям, исходя из своих возможностей организовать быт. В дошкольных учреждениях и школе детям приходится соблюдать строгие правила — жизнь в этих заведениях протекает по установленному распорядку, нарушить который невозможно. Воспитатель не перенесет прогулку всей группы, если несколько мальчиков не хотят сейчас гулять, в школьной столовой завтрак подают на одной перемене, не поешь сейчас — останешься голодным. Дошкольный возраст может обойтись без строгого распорядка дня по часам, если только дети не посещают детский сад — нет существенной разницы, просыпается малыш в 7 часов утра или в 9, мама или няня может приготовить для него завтрак в любое время. Так нужен ли он вообще, этот режим, если время сада и школы еще не пришло, или наступили каникулы?
Распорядок дня, пусть даже не жесткий, все же должен присутствовать в жизни крохи. Это в его собственных интересах, даже если в какой-то момент ему так не кажется. Сознание маленького ребёнка в большой степени подвержено воздействию условных рефлексов. Когда дети совершают одни и те же действия в одно и то же время, организм привыкает к этому, нервная система меньше подвергается стрессам, дети спокойны, так как уверены в своем будущем. Также очевидна польза режима дня, если он правильно организован. Дети нуждаются в регулярной перемене видов деятельности — после тихих игр нужно побегать, чтобы выплеснуть энергию, после физической активности необходимо дать отдых организму. Так развитие ребёнка протекает гармонично, без перекосов. Но без строгой привязки ко времени вполне можно обойтись, и менять местами периоды активности и отдыха тоже. Если ребёнок увлекся игрой вечером и лег спать попозже, ему вполне можно позволить поспать подольше на следующее утро, главное, чтобы количество часов сна не было сокращено.
Родители «живчика» или «тихони»
Планируя режим дня для ребёнка, родители обязательно должны учитывать темперамент ребёнка. Есть очень активные дети, не способные усидеть на месте ни минуты, а есть те, для кого лучшее занятие — рисование на асфальте. Конечно, образ жизни у них тоже должен различаться. При этом ребёнку-урагану психологи рекомендуют именно строгий график, который способен структурировать жизнедеятельность и разгрузить таким образом нервную систему, в которой процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Отдых в этой системе должен присутствовать обязательно, и в больших количествах, ведь ребёнок тратит слишком много сил во время прогулок. Если разыгравшийся «живчик» не хочет ложиться спать днем, не стоит его заставлять закрывать глаза, но можно в это время полежать, послушать чтение книги. Если не дать нервной системе возможности восстановиться, природа все равно заберет свое. Для крохи этом может обернуться нервным срывом от перенапряжения. Родители могут включить в режим дня активного малыша иные способы реализации внутренней энергии, кроме высвобождения ее во время прогулок. Хорошо подойдут для этой роли мелкие домашние обязанности — например, каждый день после сна малыш должен будет поливать цветы.
Если дети склонны к сосредоточенным спокойным занятиям, можно попытаться сделать режим дня более насыщенным, добавив в него больше перемен занятий. Также важно регулировать отношения медлительного малыша со временем. Если он настолько увлекается одним делом, что готов отвести ему целый день и не стремится заканчивать, это не сослужит хорошую службу в будущем. Потому в режиме дня такого ребёнка важно заранее обращать его внимание за завершенность каждого периода деятельности, и учить кроху успевать вовремя, контролируя его «грандиозные» замыслы. Не стоит весь сегодняшний день посвящать целому городу из конструктора, лучше сделать одну площадку для транспорта, и сразу после этого отправиться гулять.
У неторопливых детей есть свои слабые места — их так завораживает сам процесс какого-либо действия, что результат становится неважным. Это порочная практика, так как она лишает деятельность результативности. При высокой концентрации на процессе и умении сосредотачиваться малыш рискует стать неуспешным из-за низкого качества итогового результата. Значит, родители тихого, но не обязательного ребёнка должны настаивать на доведении любого дела до конца, а это потребует выделения особого времени в режиме дня.
Дошкольный возраст бывает разным
В очень большой степени режим дня зависит от возраста. Родители должны учитывать это и не навязывать по каким-либо причинам детям не естественный для них режим — грудничок и пятилетка не могут жить одинаково. В первый год после рождения малыш бОльшую часть дня проводит во сне, он еще совсем слаб, любой период бодрствования отнимает у него очень много сил. Соответственно, распорядок его дня построен вокруг периодов сна. За это время родители должны успеть накормить ребёнка, переодеть, искупать, развлечь игрушками. Прогулки на свежем воздухе очень важны для крохи, как для любого другого ребёнка, развитие ребёнка не может без этого обойтись, но пока малыш может их проводить во сне.
Когда ребёнок подрастет, его первый день рождения останется в прошлом, главным событиями в его жизни должны стать прогулки и сон. Гулять малыш должен уже активно, сон на улице остался в прошлом. Здоровое развитие ребёнка предполагает не меньше 4 сна физической активности на свежем воздухе в день. Но и дневной сон также является одной из важнейших потребностей крохи — он пока слишком быстро утомляется, ему необходимо восстанавливать силы в течение всего дня.
Развитие ребёнка-жаворонка или совы
Теория хронотипов — распределения всех людей на «жаворонков и сов», — уже давно получила свое подтверждение от специалистов. Родители должны использовать ее для повышения эффективности деятельности, пока дети еще не ходят в школу, и можно устроить режим дня самым удобным для них образом. Определить, к какому виду относится ребёнок, совсем не сложно, он даст понять это первыми же проявлениями своего темперамента. Осталось только организовать порядок занятий в течение дня должным образом. Маленький «жаворонок» готов для великих свершений с утра пораньше — значит, нужно перенести в первую половину дня дела, требующие от него наибольших усилий. Развивающие занятия, активные прогулки, занятия спором — пусть все это начинается как можно более рано утром. Если же родители видят, что ребёнок «сова» трудно просыпается утром, не стоит перегружать важными делами до обеда. Пусть войдет в свой ритм и настроится на активную деятельность — он сможет заняться ею после дневного сна.