31.07.2016 Обновлено: 17.04.2020 3011

Родители против нервного срыва у детей

Автор - врач терапевт

Диденко Владимир Андреевич

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Нервная система маленького ребенка — подвижная структура, так как она постоянно развивается. Малыш растет, он каждый день получает новый опыт и учится реагировать на окружающую действительность. Родители часто могут отмечать, что их кроха раскапризничался на пустом месте, ребенок плачет из-за каждой ерунды. На самом деле это, конечно, не так, просто нервная система не справляется со стрессом. Что же делать?

Детский психолог: мелочей не бывает

Детский психолог: мелочей не бывает

Для маленького ребенка все в этом мире — впервые и вновь, любая очевидная для нас вещь кажется необычной. Родители часто забывают этот период своей жизни, потому когда малыш начинает хныкать, им так просто выйти из себя — ну вот опять ноет без причины. Причина, конечно, есть — это стресс. Детский психолог может подтвердить — стрессовые ситуации подстерегают ребенка, который только открывает для себя мир, буквально на каждом шагу.

Стресс — это сильное переживание, имеющее отклик у нервной системы человека. Он вовсе не обязательно должен быть негативным, связанным со страхом, болью и расстройством. Стресс может быть положительным — вот мимо пролетела огромная бабочка, ух, как сильно я раскачался на качелях, как же долго мы сегодня гуляли в парке. Независимо от «знака», сильное переживание отпечатывается важной вехой в мироощущении крохи и нагружает его нервную систему. С позитивными эмоциями справиться ничуть не проще, чем с негативными. Так что не спешите с осуждениями, если ребенок плачет после чудесно проведенного дня, лучше помогите ему научиться контролировать свое состояние.

Педиатр рекомендует витамины в помощь нервной системе

Первое, что порекомендует педиатр, если мама пожалуется, что ребенок плачет слишком часто — это витамины. Эти удивительные соединения поддерживают все системы организма в целом, укрепляя его и придавая сил, а лидирует по воздействию на нервную систему группа витаминов В. Они оказывают стабилизирующее воздействие, уменьшают общую утомляемость детского организма, тормозят процессы излишнего возбуждения, помогают сконцентрироваться и долго удерживать внимание на одном процессе, одной работе. В целом такое воздействие направлено на сглаживание негативных последствий стресса — малыш получает необходимый ему жизненный опыт, но его нервная система не перегружается и не переходит в стадию истерики. Витамины группы В можно принимать в готовом синтетическом виде, но лучше всего получать их из пищи. Этими соединениями особенно богаты бобовые культуры, а также мясо и морепродукты.

Кроме витаминов группы В, стабилизирующее влияние на психику ребенка оказывает кальций — элемент, отвечающий за транспортировку нервных импульсов по разным отделам нервной системы в определенный период времени. Если эта «служба доставки» запаздывает и не справляется со своей работой, организму трудно сориентироваться в своих собственных ощущениях, малыш не понимает, что с ним происходит, как реагировать на свои же эмоции — так родители видят развивающийся «на пустом месте» нервный срыв. Главный источник кальция в детском меню — это, конечно молочные продукты всех видов. Молоко, кефир, сыр, ряженка, йогурт обязательно должна присутствовать на столе малыша, если родители хотят видеть его здоровым и уверенным.

Малыш и режим дня

Малыш и режим дня

О пользе режима дня мы слышали давно, но не всегда родители понимают, зачем он нужен, этот режим. Все понятно, когда ребенок ходит в детский садик или школу — там необходимо придерживаться режима для эффективных занятий и соблюдения правил функционирования заведения. Если малыш не ляжет спать вовремя, ему трудно будет проснуться утром пред началом учебного школьного или садовского дня, он пропустит завтрак, встретит день голодным и т. д. Но к чему жесткие рамки, если ребенок не посещает детский сад, а живет дома, может есть, спать и гулять, когда ему захочется, никакие ограничения над ним не довлеют?

Это расхожее заблуждение. Соблюдение режима дня — пусть не привязанного к общепринятым стандартам, но обязательного, каждый день одинакового — необходимо для здоровья нервной системы крохи. День за днем повторяющиеся в одно и то же время ритуалы и мероприятия в течение дня делают мир вокруг более стабильным и привычным. Если малыш знает, что сразу после пробуждения он должен умыться и переодеться, если после завтрака он каждый день идет гулять, а после обеда ложится отдыхать - эти процессы станут привычными, среди них не останется места негативу. Ребенка, привыкшего к режиму, не нужно будет уговаривать идти в кровать, если он увлекся интересной игрой прямо перед сном — его организм сам по себе уже настроен на сон и зовет в кровать. Так вырабатываются условные рефлексы, и они облегчают жизнь маленькому ребенку, экономя силы, которые могли бы уйти на решение потенциальных стрессовых ситуаций: идти домой или поиграть еще