Младшим дошкольным возрастом принято называть 3-4 год жизни. В этот период дети начинают осознавать себя как личность, становятся самостоятельнее, отделяя собственное «Я» от родительского «Мы». Столь глубокие изменения в самосознании влияют на отношение ребёнка к миру, его интересы и способы получения информации. Внезапное развитие самостоятельности нередко становится причиной конфликта между дошкольником и родителями, что в итоге приводит к так называемому кризису третьего года жизни. Чтобы наладить отношения в трудный период, необходимо понимать, как происходит развитие ребёнка по основным параметрам.
Особенности поведения детей на 4 году жизни
После достижения трехлетнего возраста существенно меняется сфера интересов малыша. В предыдущие годы его, в основном, интересовали различные предметы, но теперь приоритетом стали окружающие люди. Ребёнок младшего дошкольного возраста стремится больше контактировать со сверстниками и взрослыми, наблюдая за их занятиями, привычками и отношениями. Дошкольник часто пытается подражать увиденному, так как копирование для него — проверенный способ понимания вещей. Таким образом, важной частью жизни ребёнка становится взаимодействие с окружающими людьми.
Развитие ребёнка: социальная сфера
У детей трехлетнего возраста формируется социальное восприятие, которое развивается по двум направлениям. Первым является восприятие по вертикали, то есть понимание мира взрослых. Становясь старше, малыш примеряет роль взрослого, неосознанно копируя движения, слова и поступки. Особенно внимательно ребята изучают отношения между людьми, которые затем пытаются воссоздать в пределах своего понимания.
В начале четвертого года жизни общение ребёнка со взрослыми происходит в игровой форме, к которой примешивается выраженная деловая заинтересованность. Такое взаимодействие можно назвать предметно-игровым. Родитель (или другой близкий человек) доминирует в отношениях, тогда как дошкольник пытается осознать свое место в обществе, что приводит к активации его игровой позиции. Понимание связи между взрослыми и детьми продолжает формироваться вплоть до среднего дошкольного возраста.
Вторым направлением развития ребёнка является социальное восприятие по горизонтали, то есть понимание и выстраивание отношений со сверстниками. В первые годы жизни внимание малютки направлено исключительно на взрослых, тогда как 3-летний ребёнок проявляет интерес к представителям своей возрастной группы. Дошкольник осознает себя как потенциального делового и игрового партнера для других детей, что заставляет его активно развивать коммуникативные навыки. Контакт со сверстниками, как правило, носит эпизодический характер, а предметно-игровое взаимодействие постепенно трансформируется просто в игровое.
Познавательные навыки малыша
На четвертом году жизни дети проходят через важный этап — формирование чувственных способов познания окружающего мира. Предметное восприятие, на которое ребёнок опирался в прошлые годы, заметно совершенствуется и становится более эффективным благодаря первым попыткам проанализировать полученную информацию. Выявив основные внешние признаки изучаемого предмета, дошкольник делает вывод о его функциональных особенностях, разделяя известные свойства на логические группы. Это позволяет малышу понять разницу между качественными (оттенок, материал) и пространственными (габариты, форма) свойствами, а также классифицировать предметы. Такой способ мышления открывает для ребёнка новые виды творчества, включая решение простейших логических задач, рисование конкретных форм и элементарное конструирование.
Познавательное развитие ребёнка на 4 году жизни строится на четырех вопросах. Если раньше он опознавал предметы по определенным признакам, спрашивая «Что это?», то теперь список вопросов расширился до «Что это означает?», «Что это делает?», «Что с ним могу сделать я?», «Почему оно такое?» Подобный образ мышления позволяет ребёнку разобраться в собственных представлениях о мире, установить между предметами и явлениями логические и причинно-следственные связи.
Ведущая деятельность у детей старше 3 лет
Трехлетние дети стремятся почувствовать себя взрослыми, что выливается в удовлетворение социальной потребности при помощи ролевой игры. В роли партнера обычно выступает любимая кукла, замещающая младшего участника человеческих отношений. Примеряя роль заботливого родителя, малыш совершает с игрушкой действия предметного характера: одевает, кормит, укладывает спать. По мере взросления игры ребёнка приобретают социальную направленность, что выражается в имитации материнско-отцовской деятельности. Этот тип замещения называется позиционным, так как дошкольник действует с позиции другого человека, выполняя его социальные функции. Параллельно происходит замещение ситуативное: не являясь взрослым по-настоящему, ребёнок создает воображаемую ситуацию, где присваивает себе этот статус.
Из отношения дошкольника к игровому партнеру можно сделать вывод о степени его социального и эмоционального развития. Большинство детей проявляет к игрушке нежные чувства, демонстрируя заботу и покровительство. Некоторые ребята продолжают относиться к кукле предметно, что несколько ограничивает глубину ролевой модели, но со временем все малыши приобретают способность играть «за двоих». Если ребёнок создает программу игры не только для себя, но и для игрушки, действуя как ответственный взрослый, это является признаком хорошего социального восприятия и развитого воображения.
Не стоит переживать, если ребёнок младшего дошкольного возраста недостаточно внимателен к партнеру по игре, будь то сверстник или кукла. Это явление наблюдается у многих малышей, а настоящая заинтересованность в выстраивании отношений с реальными или воображаемыми товарищами вырабатывается только к 4 годам.