Развитие детей младшего дошкольного возраста

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Младшим дошкольным возрастом принято называть 3-4 год жизни. В этот период дети начинают осознавать себя как личность, становятся самостоятельнее, отделяя собственное «Я» от родительского «Мы». Столь глубокие изменения в самосознании влияют на отношение ребёнка к миру, его интересы и способы получения информации. Внезапное развитие самостоятельности нередко становится причиной конфликта между дошкольником и родителями, что в итоге приводит к так называемому кризису третьего года жизни. Чтобы наладить отношения в трудный период, необходимо понимать, как происходит развитие ребёнка по основным параметрам.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Особенности поведения детей на 4 году жизни

После достижения трехлетнего возраста существенно меняется сфера интересов малыша. В предыдущие годы его, в основном, интересовали различные предметы, но теперь приоритетом стали окружающие люди. Ребёнок младшего дошкольного возраста стремится больше контактировать со сверстниками и взрослыми, наблюдая за их занятиями, привычками и отношениями. Дошкольник часто пытается подражать увиденному, так как копирование для него — проверенный способ понимания вещей. Таким образом, важной частью жизни ребёнка становится взаимодействие с окружающими людьми.

Развитие ребёнка: социальная сфера

Развитие ребёнка: социальная сфера

У детей трехлетнего возраста формируется социальное восприятие, которое развивается по двум направлениям. Первым является восприятие по вертикали, то есть понимание мира взрослых. Становясь старше, малыш примеряет роль взрослого, неосознанно копируя движения, слова и поступки. Особенно внимательно ребята изучают отношения между людьми, которые затем пытаются воссоздать в пределах своего понимания.

В начале четвертого года жизни общение ребёнка со взрослыми происходит в игровой форме, к которой примешивается выраженная деловая заинтересованность. Такое взаимодействие можно назвать предметно-игровым. Родитель (или другой близкий человек) доминирует в отношениях, тогда как дошкольник пытается осознать свое место в обществе, что приводит к активации его игровой позиции. Понимание связи между взрослыми и детьми продолжает формироваться вплоть до среднего дошкольного возраста.

Вторым направлением развития ребёнка является социальное восприятие по горизонтали, то есть понимание и выстраивание отношений со сверстниками. В первые годы жизни внимание малютки направлено исключительно на взрослых, тогда как 3-летний ребёнок проявляет интерес к представителям своей возрастной группы. Дошкольник осознает себя как потенциального делового и игрового партнера для других детей, что заставляет его активно развивать коммуникативные навыки. Контакт со сверстниками, как правило, носит эпизодический характер, а предметно-игровое взаимодействие постепенно трансформируется просто в игровое.

Познавательные навыки малыша

Познавательные навыки малыша

На четвертом году жизни дети проходят через важный этап — формирование чувственных способов познания окружающего мира. Предметное восприятие, на которое ребёнок опирался в прошлые годы, заметно совершенствуется и становится более эффективным благодаря первым попыткам проанализировать полученную информацию. Выявив основные внешние признаки изучаемого предмета, дошкольник делает вывод о его функциональных особенностях, разделяя известные свойства на логические группы. Это позволяет малышу понять разницу между качественными (оттенок, материал) и пространственными (габариты, форма) свойствами, а также классифицировать предметы. Такой способ мышления открывает для ребёнка новые виды творчества, включая решение простейших логических задач, рисование конкретных форм и элементарное конструирование.

Познавательное развитие ребёнка на 4 году жизни строится на четырех вопросах. Если раньше он опознавал предметы по определенным признакам, спрашивая «Что это?», то теперь список вопросов расширился до «Что это означает?», «Что это делает?», «Что с ним могу сделать я?», «Почему оно такое?» Подобный образ мышления позволяет ребёнку разобраться в собственных представлениях о мире, установить между предметами и явлениями логические и причинно-следственные связи.

Ведущая деятельность у детей старше 3 лет

Ведущая деятельность у детей старше 3 лет

Трехлетние дети стремятся почувствовать себя взрослыми, что выливается в удовлетворение социальной потребности при помощи ролевой игры. В роли партнера обычно выступает любимая кукла, замещающая младшего участника человеческих отношений. Примеряя роль заботливого родителя, малыш совершает с игрушкой действия предметного характера: одевает, кормит, укладывает спать. По мере взросления игры ребёнка приобретают социальную направленность, что выражается в имитации материнско-отцовской деятельности. Этот тип замещения называется позиционным, так как дошкольник действует с позиции другого человека, выполняя его социальные функции. Параллельно происходит замещение ситуативное: не являясь взрослым по-настоящему, ребёнок создает воображаемую ситуацию, где присваивает себе этот статус.

Из отношения дошкольника к игровому партнеру можно сделать вывод о степени его социального и эмоционального развития. Большинство детей проявляет к игрушке нежные чувства, демонстрируя заботу и покровительство. Некоторые ребята продолжают относиться к кукле предметно, что несколько ограничивает глубину ролевой модели, но со временем все малыши приобретают способность играть «за двоих». Если ребёнок создает программу игры не только для себя, но и для игрушки, действуя как ответственный взрослый, это является признаком хорошего социального восприятия и развитого воображения.

Не стоит переживать, если ребёнок младшего дошкольного возраста недостаточно внимателен к партнеру по игре, будь то сверстник или кукла. Это явление наблюдается у многих малышей, а настоящая заинтересованность в выстраивании отношений с реальными или воображаемыми товарищами вырабатывается только к 4 годам.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 19.07.2016 17:38, обновлено 17.04.2020 19:08
Рейтинг статьи:
4,6

Читайте также

Развитие художественных способностей детей дошкольного возраста
Как развить творческие задатки и способности малыша? Простые методики помогут сформировать разносторонне развитую и гармоничную личность.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Как развивается память у детей дошкольного возраста? Что нужно учесть в процессе обучения малыша? Читайте о детской памяти в нашей статье.
Развитие рисования у детей дошкольного возраста
Как научить рисовать детей дошкольного возраста? Как рисование влияет на общее развитие ребенка? Читайте о пользе изобразительного искусства в нашей статье.
Развитие общения детей дошкольного возраста
Какие этапы проходит малыш в возрасте от года до семи лет? Что важно знать о каждом из них?
Умственное развитие детей дошкольного возраста
Полноценное умственное развитие ребенка-дошкольника зависит, не в последнюю очередь, от степени участия в этом процессе родителей
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Как развивать речь детей старшего дошкольного возраста? Как должны разговаривать дети в 5-6 лет? Читайте об этом в нашей статье.