Развитие монологической речи детей является центральной задачей речевого воспитания. Основные навыки речи формируются у ребёнка в повседневной жизни. Однако умение повествовать красиво, грамотно и связно развивается только на базе обширных практических занятий. С самого раннего возраста малыша нужно приобщать к речевой культуре, т.к. в последующем это поможет ему излагать свои мысли четко и доступно.
Критерии развития монологической речи
Формированию монологической речи предшествует сложный мыслительный процесс. Произнесенные слова не возникают из неоткуда, т.к. они являются продуктом наших мыслей.
Развивая речевые навыки, ребёнок в первую очередь осваивает умение общаться диалогами. Диалогическая речь отличается более простой структурой, т.к. в данном случае повествование осуществляется с помощью собеседника, который задает уточняющие вопросы, дополняя общее изложение. Монологическая речь требует от говорящего связности, логичности, концентрации внимания, правильности грамматических форм, завершенности изложения, интонационной выразительности и т.д. Естественно, ребёнок в 2-3 года, только осваивающий умение говорить фразами, не сможет изъясняться монологическим способом, ведь его психика еще не созрела для образно-логического мышления. Однако дошкольник старшего возраста, при условии полноценного развития речевых навыков, уже может говорить связно и логично, опираясь в процессе повествования на образное мышление.
Развитие монологической речи детей — длительный и многоэтапный процесс, начинать который оптимально на 4-5 году жизни ребёнка.
Способы развития монологической речи детей
- Пересказ.
Пересказ — относительно легкий способ развития монологической речи, т.к. в процессе повествования ребёнок опирается на уже составленный рассказ. Начинать занятия по пересказу нужно с легких и хорошо знакомых произведений — сказок, стихов, кратких рассказов и т.д. По мере взросления ребёнка осваивайте с ним пересказы разно жанровых произведений, что обогатит лексику малыша. Важно, чтобы ребёнок не просто выучил текст, но и осмыслил его.
- Творческий рассказ.
Развитие монологической речи детей ярче всего проявляется в процессе составления творческих рассказов. Если пересказывая текст, ребёнок опирается на готовое изложение, то придумывая рассказ, он задействует свое воображение, фантазию и логику. Во время занятия с ребёнком старайтесь направлять его мысли в творческое русло. Например, попросите малыша придумать сказку о его любимом герое из мультфильма, о домашнем животном и т.д. Если это задание окажется для ребёнка слишком сложным, начинайте упражнение с составления рассказа по картинкам.
- Театрализованные игры.
Театрализованные инсценировки развивают быстроту реакции и творческие способности малыша, что очень важно для совершенствования монологической речи. Поэтому как можно чаще играйте с ребёнком в «театр», оживляя сказки или используя перчаточные куклы.
Кроме того, полноценное формирование монологической речи невозможно без активного расширения словарного запаса.