Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Поступление в школу нередко становится для детей серьезным испытанием. Вся система их отношений со сверстниками, взрослыми и учителями подвергается проверке. Будучи общественным институтом по своей форме, сути и содержанию, школа, тем не менее, преподносит учебный материал для индивидуального усвоения. Поэтому особенно важным моментом становится уровень развития памяти у детей при начальном образовании. Портал MedAboutMe расскажет о роли памяти в школьной адаптации ребёнка, о ее видах и различных приемах по усилению мнемических способностей.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Школа подстегивает развитие памяти

Образовательный процесс непосредственно и значительно влияет на память. Дети младшего школьного возраста приобретают новые навыки, у них перестраиваются познавательные процессы, видоизменяются межличностные отношения, вырабатываются новые особенности характера. Для эффективного усвоения материала процесс познания должен быть, во-первых, произвольным, во-вторых, устойчивым, в-третьих, продуктивным. Еще одни изменения ждут «новых» учеников — это активизация словесно-логического и рассуждающего мышления. Практически с первых дней дети должны включаться в учебный процесс, проявлять помимо усидчивости еще и эффективную мнемическую деятельность. Безусловно, программа начальной школы должна быть рассчитана на учеников с разным психологическим портретом. Но память — тот инструмент мышления, который можно и необходимо развивать, дабы облегчить процесс обучения. Именно для этого существуют различные приемы развития памяти.

Трудности адаптации к учебе

Трудности адаптации к учебе

Недостаточный уровень памяти и внимания может стать вполне серьезной и единственной причиной, создающей трудности в школьной адаптации, что влечет за собой плохую успеваемость и порой неконтролируемое поведение. Школьники с такой характеристикой имеют проблемы не только с запоминанием материала, они плохо ориентируются в правилах школьного поведения и режиме учебы. Перед многими встает проблема саморегуляции, ведь возникает множество «нельзя»: ходить во время урока, бегать на перемене, разговаривать с соседом по парте, кричать вопрос с места, бросать портфель где попало. А надо еще не забыть место, на котором висит одежда или сменная обувь. Понятно, что все эти сведения вместе с начальными научными сведениями не способны вызвать бурю запоминающихся эмоций, поэтому от ученика уже требуются сознательные волевые мнемические усилия.

Виды памяти у детей младшего школьного возраста

Виды памяти у детей младшего школьного возраста

У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладает непроизвольный вид памяти, что характеризуется отсутствием осознанно намеченной цели. Для них в этот период запоминание информации напрямую связано именно с особенностями подачи материала, например, красочностью, яркостью, контрастностью, громкостью и т. д. Результативность непроизвольного запоминания можно повысить методом вовлечения школьников этого возраста в предлагаемое задание, практиковать не пассивное преподнесение материала, а активное участие в нем. В этот период начинается бурное развитие произвольной памяти. И главная задача родителей — помочь повысить ее производительность и эффективность. Основной оценкой уровня ее развития считается, с одной стороны, умение поставить перед собой задачу на запоминание (припоминание), с другой стороны, проконтролировать ее выполнение. Выделяют три уровня самоконтроля:

  • первый уровень — полное отсутствие самоконтроля, т.е. самоотчета попросту нет;
  • второй уровень — при повторном задании ребёнок может дать отчет лишь о нескольких элементах, данных ему для обработки в первый раз;
  • третий уровень — процесс самоконтроля происходит одновременно с выполнением задания.

Дети младшего школьного возраста обладают еще одним видом памяти — механической, заключающейся в способности к запоминанию лишь по ассоциации. Именно такая память в первые годы учебы особенно быстро прогрессирует. Так, семилетний ребёнок при пересказе сказки вполне способен наделить «хорошего» героя совершенно новыми качествами и придумать ему «свежие» подвиги, а про «плохого» персонажа попросту забыть. А вот уровень логической памяти значительно отстает, поскольку в ее формировании главную роль играет процесс обучения. У первоклашек существует образная память, которая возрождает воспоминания через образы и полученные ранее впечатления. Она может быть вкусовой, обонятельной, осязательной, эмоциональной, слуховой и зрительной.

Приемы для развития мнемических способностей

Развитие памяти можно стимулировать разными приемами в зависимости от того, какие мнемические способности необходимо подстегнуть.

Повышению продуктивности произвольной памяти младших школьников способствуют правильно выбранные приемы заучивания. Если выбирается механическое многократное повторение без осмысления материала, вряд ли стоит рассчитывать на высокий, прочный и длительный результат. Другое дело, если пересказ будет сделан после логического анализа информации, ее систематизации и группировки. В этом случае подключается смысловая (логическая) память, эффективность которой в 20 раз превышает механическую (неосознанную).

Необходимо научить объединять факты, фразы и ситуации по их смысловому значению, выделяя самое существенное. Этот прием применяется не только к текстам для пересказа, но также для запоминания правил по правописанию и математике. Однако именно многократное повторение в начальной школе является самым распространенным приемом запоминания. Этим автоматическим методом заучивают стихи, таблицу умножения, правила и т.д.

Иногда детям легче воспроизвести целые фразы наизусть, чем сконструировать свои предложения. Как это ни печально, но такой способ запоминания учебного материала в начальной школе делает учеников отличниками и хорошистами. Облегчить запоминание можно с помощью образных приемов, например, используя графики, рисунки и схемы, возможно, даже запахи и звуки. А если родители предложат запомнить стихотворение с переводом на шутливый язык жестов, то процесс заучивания пойдет намного быстрее. Нельзя сбрасывать со счета формирование положительного интереса к предмету, информации и в целом к получаемым знаниям. Заинтересованность значительно больше мотивирует, чем давление.

Развитие памяти — творческий процесс, который лучше всего преподнести в игровой форме, ибо именно в процессе игры дети младшего школьного возраста успешно усваивают навыки и умения.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 22.01.2018 12:46, обновлено 17.04.2020 18:38
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Терапия нарушений памяти и внимания у молодых пациентов / Филатова Е.Г., Наприенко М.В. // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика 2013 №3

Читайте также

Развитие памяти у детей дошкольного возраста
Как развивается память у детей дошкольного возраста? Что нужно учесть в процессе обучения малыша? Читайте о детской памяти в нашей статье.
Игры, развивающие внимание и память
Оказывается, память и внимание можно тренировать. Научите своего ребенка замечать скрытые детали.
Развитие памяти ребенка в 7 лет
Как развивается память 7-летнего ребенка? Какие упражнения способствуют развитию внимательности малыша? Читайте в нашей статье.
Готовим ребенка к школе: память, внимание, организованность
Скоро в школу, а родители не уверены, сможет ли ребенок хорошо учиться? Рассказываем простые «домашние» способы по улучшению характеристик мышления.
Патриотизм или память: как детям рассказывают о войне в разных странах
Война одна, рассказы разные. Носят ли дети пилотки в Великобритании, как рассказывают малышам про Холокост в Израиле и надо ли это делать?
Память у детей дошкольного возраста: лучшие обучающие комплексы
Развитие памяти дошкольников – важный этап в их обучении. Родителям следует знать особенности процесса обучения и проводить совместные занятия с детьми.