Развитие памяти у детей младшего школьного возраста

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Поступление в школу нередко становится для детей серьезным испытанием. Вся система их отношений со сверстниками, взрослыми и учителями подвергается проверке. Будучи общественным институтом по своей форме, сути и содержанию, школа, тем не менее, преподносит учебный материал для индивидуального усвоения. Поэтому особенно важным моментом становится уровень развития памяти у детей при начальном образовании. Портал MedAboutMe расскажет о роли памяти в школьной адаптации ребёнка, о ее видах и различных приемах по усилению мнемических способностей.

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?

Школа подстегивает развитие памяти

Образовательный процесс непосредственно и значительно влияет на память. Дети младшего школьного возраста приобретают новые навыки, у них перестраиваются познавательные процессы, видоизменяются межличностные отношения, вырабатываются новые особенности характера. Для эффективного усвоения материала процесс познания должен быть, во-первых, произвольным, во-вторых, устойчивым, в-третьих, продуктивным. Еще одни изменения ждут «новых» учеников — это активизация словесно-логического и рассуждающего мышления. Практически с первых дней дети должны включаться в учебный процесс, проявлять помимо усидчивости еще и эффективную мнемическую деятельность. Безусловно, программа начальной школы должна быть рассчитана на учеников с разным психологическим портретом. Но память — тот инструмент мышления, который можно и необходимо развивать, дабы облегчить процесс обучения. Именно для этого существуют различные приемы развития памяти.

Трудности адаптации к учебе

Трудности адаптации к учебе

Недостаточный уровень памяти и внимания может стать вполне серьезной и единственной причиной, создающей трудности в школьной адаптации, что влечет за собой плохую успеваемость и порой неконтролируемое поведение. Школьники с такой характеристикой имеют проблемы не только с запоминанием материала, они плохо ориентируются в правилах школьного поведения и режиме учебы. Перед многими встает проблема саморегуляции, ведь возникает множество «нельзя»: ходить во время урока, бегать на перемене, разговаривать с соседом по парте, кричать вопрос с места, бросать портфель где попало. А надо еще не забыть место, на котором висит одежда или сменная обувь. Понятно, что все эти сведения вместе с начальными научными сведениями не способны вызвать бурю запоминающихся эмоций, поэтому от ученика уже требуются сознательные волевые мнемические усилия.

Виды памяти у детей младшего школьного возраста

Виды памяти у детей младшего школьного возраста

У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладает непроизвольный вид памяти, что характеризуется отсутствием осознанно намеченной цели. Для них в этот период запоминание информации напрямую связано именно с особенностями подачи материала, например, красочностью, яркостью, контрастностью, громкостью и т. д. Результативность непроизвольного запоминания можно повысить методом вовлечения школьников этого возраста в предлагаемое задание, практиковать не пассивное преподнесение материала, а активное участие в нем. В этот период начинается бурное развитие произвольной памяти. И главная задача родителей — помочь повысить ее производительность и эффективность. Основной оценкой уровня ее развития считается, с одной стороны, умение поставить перед собой задачу на запоминание (припоминание), с другой стороны, проконтролировать ее выполнение. Выделяют три уровня самоконтроля:

  • первый уровень — полное отсутствие самоконтроля, т.е. самоотчета попросту нет;
  • второй уровень — при повторном задании ребёнок может дать отчет лишь о нескольких элементах, данных ему для обработки в первый раз;
  • третий уровень — процесс самоконтроля происходит одновременно с выполнением задания.

Дети младшего школьного возраста обладают еще одним видом памяти — механической, заключающейся в способности к запоминанию лишь по ассоциации. Именно такая память в первые годы учебы особенно быстро прогрессирует. Так, семилетний ребёнок при пересказе сказки вполне способен наделить «хорошего» героя совершенно новыми качествами и придумать ему «свежие» подвиги, а про «плохого» персонажа попросту забыть. А вот уровень логической памяти значительно отстает, поскольку в ее формировании главную роль играет процесс обучения. У первоклашек существует образная память, которая возрождает воспоминания через образы и полученные ранее впечатления. Она может быть вкусовой, обонятельной, осязательной, эмоциональной, слуховой и зрительной.

Приемы для развития мнемических способностей

Развитие памяти можно стимулировать разными приемами в зависимости от того, какие мнемические способности необходимо подстегнуть.

Повышению продуктивности произвольной памяти младших школьников способствуют правильно выбранные приемы заучивания. Если выбирается механическое многократное повторение без осмысления материала, вряд ли стоит рассчитывать на высокий, прочный и длительный результат. Другое дело, если пересказ будет сделан после логического анализа информации, ее систематизации и группировки. В этом случае подключается смысловая (логическая) память, эффективность которой в 20 раз превышает механическую (неосознанную).

Необходимо научить объединять факты, фразы и ситуации по их смысловому значению, выделяя самое существенное. Этот прием применяется не только к текстам для пересказа, но также для запоминания правил по правописанию и математике. Однако именно многократное повторение в начальной школе является самым распространенным приемом запоминания. Этим автоматическим методом заучивают стихи, таблицу умножения, правила и т.д.

Иногда детям легче воспроизвести целые фразы наизусть, чем сконструировать свои предложения. Как это ни печально, но такой способ запоминания учебного материала в начальной школе делает учеников отличниками и хорошистами. Облегчить запоминание можно с помощью образных приемов, например, используя графики, рисунки и схемы, возможно, даже запахи и звуки. А если родители предложат запомнить стихотворение с переводом на шутливый язык жестов, то процесс заучивания пойдет намного быстрее. Нельзя сбрасывать со счета формирование положительного интереса к предмету, информации и в целом к получаемым знаниям. Заинтересованность значительно больше мотивирует, чем давление.

Развитие памяти — творческий процесс, который лучше всего преподнести в игровой форме, ибо именно в процессе игры дети младшего школьного возраста успешно усваивают навыки и умения.

Читайте также

Мнемотехника для развития памяти ребенка
Мнемоника – техника, с помощью которой можно улучшить память ребенка. Упражнения и игры с детьми в этой статье.
Возрастные особенности младшего школьного возраста: самое важное
Главные особенности младшего школьного возраста: что надо знать
Как развить память у ребенка?
Успешное обучение во многом зависит от развития памяти. Как тренировать ее в домашних условиях с ребенком? Обучающие игры и упражнения в этой статье.
Забавные игры для развития мышления у детей младшего школьного возраста
Для развития мышления детей младшего школьного возраста полезно играть с ними в различные игры.
Развитие детей младшего школьного возраста
Как правильно развивать младшего школьника? В какие игры играть? На что обратить внимание и о чём не стоит забывать родителям?
Тренируем память малыша
Интересные игровые упражнения, направленные на развитие детской памяти, помогут малышу проводить свободное время весело и с пользой.
Опубликовано 22.01.2018 12:46, обновлено 17.04.2020 18:38
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Терапия нарушений памяти и внимания у молодых пациентов / Филатова Е.Г., Наприенко М.В. // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика 2013 №3
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Чем опасна вагинальная атрофия: не только сухость и боль

Сухость, боль, частые инфекции и ухудшение самочувствия: почему развивается атрофия стенок влагалища и как её лечат?

Метеоризм: какая пища вызывает резкий запах кишечных газов

Виновники газообразования: из-за чего образуются кишечные газы и что делать?

Колики у малышей: полезные советы родителям

С коликами, так или иначе, сталкивается подавляющее большинство родителей совершенно здоровых малышей в раннем возрасте.

Малыш, родители и колики: как пережить 100 дней плача?

Часто первой проблемой, пугающей молодых родителей, становятся колики у малыша. Как помочь детям при боли в животике, читайте на MedAboutMe.

Что делать при порезах и ссадинах: советы

Незначительные порезы и царапины обычно не требуют поездки в отделение неотложной помощи. Тем не менее, надлежащий уход необходим, чтобы избежать инфекции или других осложнений.

20 продуктов для иммунитета: рекомендуют диетологи

Диетологи рекомендуют эти продукты для крепкого иммунитета и стройности