Возраст детей

Возраст детей, как и возраст всех людей, исчисляется в соответствии с календарными значениями от рождения до момента исчисления, а также может быть биологическим, характеризующим физиологическую зрелость организма, юридическим и психологическим, оценивающим соответствие психических процессов различным возрастным нормам. Детский возраст ребенка различается в зависимости от страны, культуры, общественных и временных норм. В России принято считать детским возрастом период от рождения до начала пубертата (полового созревания, 12-13 лет), после чего ребенок вступает в подростковый возраст.

У каждого периода детского возраста ребенка есть свои особенности развития, физического, психического, социального, свои типы ведущей деятельности и специфические потребности. О развитии детей разных возрастов, воспитании ребенка и необходимых для данного возраста видов занятий с детьми по возрастам рассказывает MedAboutMe.

Возраст детей

Возраст детей

Ребенком считается человек от рождения до окончания периода полового созревания. В данный отрезок входят периоды «детский возраст ребенка» и «подростковый возраст» детей старшего возраста.

Возраст детей также подразделяют на несколько дополнительных периодов. Говоря о хронологическом, или календарном, паспортном возрасте, подразумевают временной отрезок от рождения ребенка до даты определения возраста.

Для выделения отдельных периодов в жизни принято ориентироваться на этапы развития функциональных систем и/или жизненно важных органов человека.

В процессе зарождения и становления детского организма выделяют два основных этапа: внутриутробного и внеутробного развития. Внутриутробное развитие исчисляется от момента зачатия до появления на свет, подразделяясь, на эмбриональный период и период развития плода (до 3-х месяцев беременности и с 3-х до рождения).

После появления ребенка на свет в возрасте детей выделяют следующие периоды:

  • новорожденности – от даты рождения до 4-х недель;
  • грудной период, возраст грудничка, по устаревшей системе, когда в ясли принимали грудных детей, именовавшийся ранний ясельный: от окончания новорожденности до 1 года;
  • преддошкольный, старший ясельный или младший дошкольный период – от 1 года до 3-х лет;
  • дошкольный, от 3-х лет до поступления в школу (6-7 лет);
  • младший школьный возраст – от начала учебы до вступления в пубертат;
  • непосредственно подростковый возраст.

Детский возраст ребенка характеризуется непрерывностью процессов роста и его развития, в связи с чем границы возрастных периодов установлены условно на основании средних данных этапов функционирования организма и психики ребенка. Эти возрастные границы могут изменяться под влиянием генетических, социальных, индивидуальных физиологических особенностей детей и их окружения.

В соответствии с календарным методом исчисления окончанием младшего школьного возраста принято считать 12-13 лет, этап появления первых признаков полового созревания, отсутствующий у детей младшего возраста. Однако тенденция к акселерации, раннему началу полового развития в последние десятилетия позволяет говорить о снижении возрастных границ начала пубертата. Все чаще вторичные половые признаки начинают появляться у детей в возрасте 10-11 лет и ранее. В связи с этим окончание детского возраста и начало подросткового для конкретного ребенка рассматривается индивидуально. Статистически на данный момент нижней границей начала подросткового периода считается возраст в 12 лет.

Дети раннего возраста (новорожденный, грудничок)

Дети раннего возраста (новорожденный, грудничок)

К раннему возрасту относят новорожденных и грудничковый период, от момента рождения до года.

Дети раннего возраста характеризуются интенсивностью роста и развития организма, потребностью в организованном высококалорийном питании. Они беспомощны и требуют постоянного ухода, внимания, кормления, соблюдения правил гигиены. Слабость иммунной системы в этом периоде сказывается на подверженности детей раннего возраста риску развития септических процессов.

Период новорожденности – это период незаконченности развития органов и функциональных систем, начала адаптационных процессов к условиям внеутробного существования. Недостаточная функциональная зрелость органов может вызывать ряд расстройств, что осложняет диагностику в период новорожденности. Не всегда возможно определить, является ли расстройство физиологическим, как, например, физиологическая желтуха или потеря веса в первые дни после рождения, или патологическим (альбуминурия).

Относительная функциональная слабость органов пищеварения диктует выбор рациона детей раннего возраста. В него входят преимущественно молочные продукты (грудное молоко или его заменители), по достижении готовности ребенка в питание начинают вводить зерновой или овощной прикорм, постепенно внося разнообразие в список продуктов. При несоблюдении требований к качеству и количеству пищи возможны нарушения деятельности пищеварительной системы, расстройства питания, роста и т. п.

Центральная нервная система характеризуется на данном этапе быстрой истощаемостью, для восстановления и правильного развития необходимо значительное количество отдыха, отсутствие излишних впечатлений и нагрузок, негативно влияющих на нервную систему и организм ребенка в целом. Родителям надо следить за режимом сна и бодрствования. Дети раннего возраста много спят, до 20-22 часов в сутки при рождении, постепенно увеличивая периоды бодрствования по мере взросления. В течение дня к году грудничок сохраняет один-два дневных сна.

Данный период жизни примечателен формированием первой сигнальной системы. Дети раннего возраста обучаются распознаванию лиц, предметов, ориентированию в окружающей среде, первичной коммуникации. Начинает формироваться речь.

Дети младшего возраста

Дети младшего возраста

Преддошкольный или ясельный возраст детей от 1 до 3-х лет характеризуется снижением темпов физического роста и развития. Основные физиологические системы достигают зрелости позднее, однако дети младшего возраста уже могут употреблять в пищу твердые продукты, осваивают навыки крупной и мелкой моторики, активно учатся речевой коммуникации.

В этом периоде отмечается интенсивный рост мышечных тканей, в среднем к двухлетнему возрасту у детей прорезается весь комплект молочных зубов.

Повышенная физическая активность в сочетании с несовершенным контролем тела и адекватности решений приводят к высокому травматизму. Еще один опасный фактор данного периода – высокая познавательная активность, вовлекающая использование всех возможных рецепторов. Это приводит к аспирации мелких предметов, отравлениям бытовыми химикатами.

Бурное развитие речи в данном возрасте проходит несколько этапов. Нормой считается освоение простых фраз из двух-трех слов к полутора годам, сложносочиненных предложений – к трем.

До трех лет ребенок имеет право не использовать местоимение «я» в речи, говорить о себе в третьем лице («дай Мише», «сыночек хочет гулять»).

Самоопределение как личности, осознание себя в качестве отдельного от родителей человека приводит к периоду проверки границ. У детей младшего возраста выделяют осознание возможностей сепарации в год, кризис двух лет, обусловленный первыми попытками настоять на своих желаниях, осложненный недостаточной развитостью речевой функции.

Дети младшего возраста наиболее чувствительны к приемам воспитания. Именно в этом периоде нужно начинать закладывать понятия о приемлемом и неприемлемом поведении, привычку к труду, распорядке дня, понимание допустимых форм выражения эмоций. Главные методы – пример взрослых и разъяснения в доступной малышу форме. Таким образом, воспитание становится основным элементом ежедневного ухода за ребенком.

Дети среднего возраста

Дети среднего возраста

Средний или дошкольный детский возраст ребенка – это временной период с 3 до 6-7 лет (в среднем 7). В свою очередь, он подразделяется на средний и старший дошкольный возраст детей, 3-5 и 5-7 лет, в соответствии с физическим, психическим и интеллектуальным темпом развития ребенка.

В этом возрасте у детей начинается углубление рельефа лица. Вытягиваются конечности, замедляется набор массы тела, отмечается физиологическое вытяжение: прибавка в росте значительно преобладает над прибавкой в весе. Начинается смена зубов: выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных. Достигает основной зрелости иммунная система, заканчивается дифференциация развития, формирования внутренних органов, в частности, начинает активно функционировать поджелудочная железа (именно ее поздним началом активной выработки инсулина объясняется необходимость ограничения пищи с высоким гликемическим индексом до в питании детей среднего возраста до 5-6 лет).

Крупная моторика достаточно хорошо развита, идет процесс совершенствования мелкой моторики, координации тонких движений, подготовка к рисованию и письму.

С трех лет дети среднего возраста начинают осознавать себя, как личность, отделять «мы» от «я». Основное внимание смещается с мира предметов и манипуляций ими на людей, их взаимоотношения. Начинается период социализации в среде сверстников.

В норме к 5 годам дети среднего возраста свободно разговаривают на родном языке. Развивается интеллект, память, с трех лет начинается полоролевая идентификация, влияющая на предпочтения в занятиях, играх, выражении личного отношения к окружению.

Дети старшего возраста

Дети старшего возраста

Дети старшего возраста – как правило, ученики школ 1-5-х классов, от 7 до 11-12 лет. В младшем школьном возрасте по анатомо-физиологическим параметрам органов и систем детский организм приближается к взрослому. Центральная нервная, репродуктивная и эндокринная системы завершат процесс формирования уже в следующем периоде.

Заканчивается смена зубов, к началу пубертата, как правило, все молочные зубы заменяются постоянными.

На физическое и нервно-психическое развитие детей старшего возраста в основном влияет окружение: родители, друзья, одноклассники, педагоги, значимые взрослые, а также средства массовой информации. Социальное развитие детей старшего возраста обогащается навыками общения и взаимодействия не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.

Таблица возраста детей

Классическая таблица возраста детей описывает общепринятые стандарты наименования этапа развития в соответствии с биологическим возрастом ребенка и используется обычно для определения среднего возраста ребенка при зачислении в дошкольные и общеобразовательные детские учреждения. В педиатрических таблицах возраста детей ориентируются на достижение возрастного этапа (0-1 месяц как период новорожденности, 1-12 месяцев – возраст грудничка), как для ориентации соответствия физиологическим показателям малышей средним нормам, так и в юридических целях, например, для выделения «дня грудничка» в поликлиниках, а также при составлении национального и индивидуального календаря вакцинации.

Таблицы возраста детей наиболее востребованы для оценки физиологических параметров и связаны с динамикой набора массы, характеристикам прироста в сантиметрах длины тела, объемов головы, груди.

Детский возраст ребенка: дошкольники и ученики

Детский возраст ребенка: дошкольники и ученики

Детский возраст ребенка – это период от рождения до начала пубертата, от 0 до 12 лет. Внутренние градации детского возраста ребенка основываются на этапах его биологического и психического взросления. Однако при поступлении в школу можно точно провести границу – воспитанник детского сада, ребенок старшего дошкольного возраста становится учеником.

Как правило, средний возраст поступления в школу – 7 лет. Рекомендованный специалистами и стандартный для российских школ возраст первоклассника находится в пределах 6,5 – 8 лет. В зависимости от зрелости психических процессов и готовности дошкольника возраст может быть как снижен (но не ранее 6 для первого класса), так и повышен.

Начало обучения в школе – важный этап для детей, символизирующий смену ведущей деятельности. Готовность к этому этапу формируется в течение всего преддошкольного периода развития и определяется психологами и педагогами перед зачислением в учебное заведение.

Дети дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста – малыши от 3-4 лет до выпускников подготовительной группы детского сада. Это возраст детей наиболее чувствителен к развивающим и воспитательным методикам благодаря активному формированию психики, личностных особенностей и процессу социализации в обществе. Родители для детей дошкольного возраста являются наиболее значимыми фигурами (в отличие от школьников, где их место занимает сначала педагог, а потом – сверстники), и могут оказывать как максимально положительное, так и ярко отрицательное влияние на растущую личность в зависимости от стиля воспитания и примера, демонстрируемого ребенку.

Особенности детей дошкольного возраста

Особенности детей дошкольного возраста

Первое, что отмечают родители в особенностях детей дошкольного возраста, – становление самостоятельности, стремление отделить свое Я от Мы (чаще всего «мы с мамой»). Его начало в возрасте около трех лет описывается, как кризис трехлетия, когда ребенок начинает пытаться изменить свою позицию и прикладывает усилия, чтобы сделать все возможное самому и испытать гордость за свои достижения.

Из этой позиции формируется и новое социальное восприятие ребенком своего окружения. Оно развивается в двух направлениях: социальная вертикаль, выражающая восприятие малышом мира старших, и социальная горизонталь, ориентированная на мир сверстников.

В особенности детей дошкольного возраста также входят активная коммуникативная деятельность в речевой и невербальной форме, развитие чувственного познания, зачатки аналитическ