Развитие ребёнка в младенчестве является самым важным жизненным этапом малыша. Под понятием «младенчество» принято понимать возрастной период от рождения и до одного года. Условно этот период делится на три этапа — новорожденность, первое полугодие и второе полугодие. На каждом этапе ребёнок стремительно развивает свои навыки и умения, постепенно превращаясь из беспомощного крохи в активного и почти самостоятельного ребёнка.
Поговорим более подробно о нормах развития младенца.
Период новорожденности
Данный период охватывает первый месяц жизни ребёнка. Практически все свои силы новорожденный использует на адаптацию к окружающему миру. Сейчас организм малыша нарабатывает жировые отложения для терморегуляции, адаптирует пищеварительную систему под новый способ получения пищи, укрепляет иммунитет. В этом же возрасте ребёнок учится фокусировать взгляд и реагировать на шум.
Развитие ребёнка в младенчестве обуславливается врожденными рефлексами. Малыш приходит в наш мир, обладая комплексом рефлекторных навыков, которые помогают ему удовлетворять свои базовые потребности. Например, среди навыков малыша в первый месяц жизни присутствует сосательный и хватательный рефлекс, рефлекс опоры и т.д. Через 3-4 месяца безусловные рефлексы новорожденного перерастут в условные, на базе которых сформируются более сложные навыки и реакции.
Период первого полугодия
Со 2 до 6 месяца ребёнок учится выражать эмоции, развивает свои моторные и координационные навыки, а также продолжает знакомиться с миром. Развитие ребёнка в младенчестве на данном этапе характеризуется как «комплекс оживления». В этом возрасте малыш эмоционально реагирует на появление взрослых, общается с ними посредством мимики и лепета, овладевает новыми движениями.
Данный возрастной промежуток называется также «предречевым» периодом. В этом возрасте малыш осваивает гуление и лепет, развивая свой речевой аппарат. Кроме того, ребёнок уже нарабатывает пассивный словарный запас, который пригодится ему в будущем.
Период второго полугодия
Во втором полугодии предметно-манипуляционная деятельность становится ведущей в жизни ребёнка. После шести месяцев ребёнок учится взаимодействовать с предметами (хватать, бросать, тянуть в рот) и подражать взрослым.
Кроме того, в этом возрастном промежутке ребёнок стремительно совершенствует свои двигательные умения — учится ползать, сидеть, пытается ходить. Примерно на 9-10 месяце жизни ребёнок произносит свои первые слова, что свидетельствует о планомерности его речевого развития.
Ближе к первому дню рождения ребёнок становится более эмоциональным и осмысленным. Он уже чувствует настроения взрослых, может пугаться, настораживаться и удивляться.