Развитие детей раннего возраста, занятия с пеленок — модная тема последних десятилетий. Но что можно делать с малышом, который только родился и учится есть, ползать и немножко сидеть? Для того, чтобы весело и с пользой помогать грудничку осваивать мир и получать новые навыки, совсем не нужны специальные теории и новые методики. MedAboutMe предлагает 11 способов получить удовольствие от общения с крохой и в то же время позитивно повлиять на его развитие.
Почему мы начинаем развитие детей раннего возраста так рано?
Первые шесть месяцев жизни — удивительное время, когда малыш превращается из новорожденного в крошечного человечка, который реагирует на родителей, активно общается и начинает познавать мир через игру. Развитие детей раннего возраста именно так и происходит — помогая им играть, осваивать действительность различными способами, мы помогаем им в наработке необходимых умений и навыков.
В то время, пока грудничок растет и развивается в своем личном темпе, у родителей есть все возможности его поощрять (и веские причины поступать таким образом).
Основатель Института развития ребёнка, психолог Роберт Майерс, утверждает: «Стимуляция мозговой деятельности грудничка в этот период, обеспечение ситуаций, в которых малыш может исследовать окружающий мир, помогает ему получать знания, контактировать с реальностью. Создание ситуаций развития, общение с ребёнком также помогает родителям больше находиться с ним в контакте, становиться более наблюдательными, и при визите к педиатру такие мамы и папы могут предоставить врачу больше информации о стадии онтогенеза младенца».
Для того, чтобы родителям было проще освоиться в мире младенческих занятий и проявить творческие способности, три ведущих эксперта по развитию малышей предлагают свои способы с пользой проводить время в компании крохи.
Умственное и эмоциональное развитие малыша
На самом деле, этот возраст настолько сенситивен ко всем видам деятельности, что сложно выделить, на что конкретно будет воздействовать та или иная совместная активность ребёнка и родителей. Поэтому, говоря о психическом, умственном развитии детей раннего возраста, мы выделяем основные направления. Но ими, конечно, не ограничиваемся.
- Слушаем голос и интонации
Ученые установили, что особенная речь мамы, используемая ею при обращении к младенцу, характеризуется более высоким тоном и акцентом на гласных. Это прекрасный обучающий инструмент, который женщины интуитивно используют. С кошками, например, они говорят примерно таким же голосом, но не выделяют звуки — ведь кошкам не надо учиться разговаривать.
Говорите с грудничком разными голосами. Разные тембры, темп, интонации. И следите за его реакцией, выражением личика, комплексом оживления.
Вырабатываемый навык: развитие речи
- Следим за предметом
Возьмите небольшую яркую и мягкую игрушку простой формы, мяч, кубик, мишку. Когда грудничок лежит на спине, привлеките его внимание к предмету, мягко коснитесь лица. Водите игрушкой, покачивайте из стороны в сторону так, чтобы малыш ее видел, стимулируйте отслеживание перемещений глазами.
Вырабатываемый навык: слежение за предметом, визуальное развитие
- Танцуют все!
Включите любимую мелодию, возьмите ребёнка на руки и осторожно двигайтесь в такт музыке.
Вырабатываемый навык: слушание, развитие вестибулярного аппарата. Это также стимулирует интерес к музыке и помогает более тесному контакту с родителями.
- Поем колыбельные
В следующий раз, когда малыш покажется сонным, спойте ему колыбельную. Не помните классических слов и мелодий? Их можно запросто найти в интернете или придумать собственные.
Вырабатываемый навык: слушание, эмоциональная регуляция
- Пробуждаем мыслительные процессы
Возьмите безопасное детское зеркало и покажите ребёнку его отражение. Спросите: «Кто это?!»
Пообщайтесь со своим отражением, пригласите других детей или возьмите плюшевого мишку, он тоже может «поиграть» с зеркалом.
Вырабатываемый навык: визуальное, социальное, эмоциональное развитие
Грудничок и физическая активность: на что влияем?
Физические упражнения, чем бы они ни были в это возрасте — полетами на руках у папы, выкидыванием вещей из коробки или попытками сесть, это все способы изучения мира и совершенствования собственного тела. Также, как мышцы взрослых тренируются в процессе нагрузки, мышцы малышей тоже развиваются. А одновременно с этим мозг получает и обрабатывает огромный объём информации, наращивает нейронные связи. Итак, вперед, к развитию!
- Присаживания
Если малыш уже хорошо держит голову, положите его на спину, возьмите за руки и мягко потяните на себя, помогая сесть. Не оставляйте в таком положении, обкладывая подушками, а верните обратно на спину и повторите несколько раз.
Вырабатываемый навык: двигательный, контроль головы, баланс тела
- Массаж
Если при смене подгузника грудничок находится в хорошем настроении, не упускайте момент для легкого массажа. Нежными поглаживающими движениями потрогайте ноги, руки, животик.
Вырабатываемый навык: ощущение тела, связь с родителем
- Полеты наяву
Возьмите ребёнка на руки поперек тела, крепко удерживайте, раскачивайте и поднимайте вверх. Для получения позитивных эмоций сопровождайте «полеты» звуковыми эффектами.
Вырабатываемый навык: движение тела, стимуляция визуального восприятия, вестибулярного аппарата
- Пинаемся ногами
Возьмите пару листов бумаги, закрепите на краю стула или кровати, положите малыша на пол на одеяло и снимите с него носочки. Привлеките внимание движением, шуршанием бумажки, стимулируйте пинки ножками.
Вырабатываемый навык: осознание тела, сенсорная интеграция, причинно-следственные связи
- Пошуршим и пошумим
Нарежьте картонные трубки от бумажных полотенец кольцами по 3-4 см шириной и наполните ими коробку, неглубокую корзинку (или кастрюлю). Положите перед ребёнком и поощряйте его их толкать, мять, просовывать в них руки и выпихивать из емкости. К бумажным кольцам можно добавлять мячики для настольного тенниса, пробки для ванной и многие другие веселые вещи для поощрения тактильного развития.
Внимание, не оставляйте кроху с игрушками одного!
Вырабатываемый навык: зрительно-моторная координация, хватание, тактильная стимуляция
- Следуем за лидером
Сверьтесь со своими наблюдениями и таблицами развития: вероятно, малыш уже освоил множество движений. Умеет махать руками, открывать и закрывать ладошки. Начните с чего-то, что ему знакомо, например, стукнуть ручкой по столу.
Стукните сами. Поощряйте его повторить. Постепенно усложняйте движения, до тех пор, пока ребёнку не надоест занятие.
Вырабатываемый навык: имитация движения, диалог, память, моторика