Ребёнок уже целый месяц учится в первом классе, а в школу по-прежнему идет с неохотой. Многие родители списывают это на проблемы с адаптацией. Тем не менее в том, что малышу трудно привыкнуть к новым условиям, нередко виновато отношение самих родителей к школьной жизни и обучению в целом. Некоторые убеждения, прочно укоренившиеся в сознании мам и пап, являются надуманными. А другие, пусть даже и обоснованные, могут привести к неверным действиям и нежелательным последствиям. В чем ошибаются родители и как с этим справиться, расскажет MedAboutMe.
Обучение и психологическое развитие ребёнка — задача школы?
«Учитель обязан не только дать знания, но и позаботиться о психологическом развитии ребёнка — познакомить его с правилами поведения в обществе и понятиями о духовных ценностях, привить любовь к труду и уважение к взрослым. В общем все, что касается обучения и воспитания детей — это работа школы, а сами родители могут не утруждаться и пустить учебный процесс на самотек, чтобы потом, «в случае чего», предъявлять претензии педагогическому составу?» Такое убеждение является в корне неверным. Школа дает ребёнку знания и прививает необходимые навыки, а вот закреплять и контролировать их выполнение должны родители.
Все дети разные — одним учеба дается легко и быстро, а другим на усвоение материала требуется больше времени. При всем своем желании учитель не может всегда учитывать индивидуальные данные ребёнка, да и в процессе воспитания важное значение имеет личный пример, который ребёнку прежде всего должны демонстрировать родители.
Что делать? В первую очередь — наладить контакт с преподавателем и выполнять его рекомендации. Если малышу на уроке не хватает времени для усвоения нового материала, нужно заниматься с ним дополнительно дома. Это поможет ему адаптироваться и быстрее включиться в учебный процесс. Кроме того, следует прививать ребёнку любовь к прекрасному — ходить с ним в театр, на выставки, в музеи.
Ребёнок должен хорошо учиться: всегда ли это возможно?
Отправляя малыша в первый класс, некоторые родители уверены, что он должен схватывать все на лету. А как же иначе? Ведь от него больше ничего не требуют! К тому же, в первом классе закладываются основы знаний, не разобраться в которых просто невозможно.
Только не все дети прирожденные отличники. Бывает, что один предмет дается легко, а другой труднее, да и еще и затянувшаяся адаптация сказывается на успеваемости. А взрослые, ожидающие от своего чада только отличных оценок, вместо того, чтобы помочь малышу и подбодрить его, выражают недовольство в случае их отсутствия. И, что еще хуже — сравнивают достижения ребёнка с успехами других детей. Это может привести к снижению самооценки, формированию неуверенности в собственных силах, дезорганизации деятельности, а в некоторых случаях и к ухудшению общего самочувствия малыша.
Пытаясь преодолеть трудности, родители совершают еще одну ошибку — увеличивают нагрузку. Они заставляют первоклашку заниматься до позднего вечера, по несколько раз переписывая домашнее задание. В результате это приводит к переутомлению, что только увеличивает размеры проблемы.
В таких случаях детские психологи советуют объективно оценить данные ребёнка. Поговорить с учителем, школьным психологом и логопедом, определить, в чем именно заключаются трудности, и разработать план их преодоления. Не ругайте малыша за плохие оценки, вспомните себя в этом возрасте. Возможно, и вам все давалось не так легко, как это кажется сейчас.
Родители должны выполнять домашние задания вместе с детьми
Мало кто из родителей вообще не заглядывает в учебники ребёнка. А многим приходится не только проверять домашние задания, а и самим вспоминать некоторые темы, чтобы иметь возможность объяснить школьнику изучаемый материал. Отчасти это правильно. Но с другой стороны, взрослые не всегда знают, как именно ребёнка учат решать задачи и предлагают свои варианты, чем только сбивают его с толку.
Выход из ситуации прост — не учитесь ни вместе с ребёнком, ни вместо него. И вообще, не стоит употреблять местоимение «мы», говоря об учебном процессе: «мы пошли в первый класс», «мы учим уроки». Ребёнок — это самостоятельная личность и учиться он тоже может самостоятельно. Но при этом малыш должен знать, что всегда может обратиться к родителям, если у него что-то не будет получаться. В этом случае нужно подробно расспросить школьника, что им объясняли на уроке, какие задачки они решали. Это даст возможность повторить полученные знания и, возможно, ребёнок сам сможет решить задачку. А если нет, тогда помочь ему, взяв за основу объяснение преподавателя, а не собственные методы.
Быть лучше всех: учитываем данные ребёнка
Мамы первоклашек, общаясь друг с другом, невольно сравнивают детей — кто лучше читает, пишет и так далее. При этом каждой хочется, чтобы все сравнения были в пользу ее малыша. Такой анализ в некоторой степени полезен — он помогает определить, на своем ли месте находится ребёнок. К примеру, если родители выбрали школу «с уклоном», а развитие ребёнка не дотягивает до уровня других детей, то такое обучение вряд ли пойдет ему на пользу. Скорее всего, неудачи снизят его самооценку и вселят отвращение к учебному процессу. Организовывать дополнительные занятия, нанимать репетиторов, пытаясь догнать и перегнать одноклассников — не самый лучший выход.
Не принесет пользы и обратная ситуация, когда умственные данные ребёнка намного лучше, чем у одноклассников. Это может затормозить развитие ребёнка и снизить здоровый интерес к учебе — зачем учиться, если он и так лучше всех все знает?
Родители должны понять одну простую истину — каждый ребёнок уникален. Не обязательно быть лучше всех, достаточно быть просто хорошим. Что с того, что первоклассник не читает 100 слов в минуту? Зато он понимает и запоминает то, что прочитал. Ему сложно заниматься в спортивной школе, в которую вы отдали его по той причине, что там учится сын ваших знакомых? Заберите оттуда ребёнка. Иногда для здоровья и нормального физического развития достаточно того, что малыш гоняет с другими мальчишками мяч во дворе.
И в дальнейшем, когда вас заденет очередное достижение чужого ребёнка, спросите себя: «Это нужно моему сыну (дочери)?» Безусловно, владение языками или спортивные достижения — это прекрасно, и это поможет в дальнейшем построить карьеру и найти свое место в жизни. Но только при условии, что сначала ребёнок освоит простые навыки общения и адаптируется в социуме.
«Учеба вредна для здоровья детей, поэтому напрягаться не стоит?»
«В школе такие нагрузки, что у ребёнка сразу портится зрение, осанка, ухудшается иммунитет и психологическое состояние. И вообще, когда ребёнок идет в первый класс, детство заканчивается.» Некоторая доля правды в этом мнении есть. Сложности адаптации, непривычные нагрузки, чтение с доски — все это, конечно, отражается на физическом, а иногда и психологическом здоровье ребёнка. И если вовремя не принять меры, здоровье может на самом деле ухудшиться. А может, ребёнок слишком загружен не школьной программой, а огромным количеством кружков и секций, а также длительным сидением у компьютера или экрана телевизора?
Чтобы избежать проблем со здоровьем, следует:
- Соблюдать режим дня, и выходные — не исключение. Если ребёнок не хочет ложиться спать в установленное время — это не повод дать ему планшет. Лучше почитать на ночь книгу, иногда это помогает уснуть.
- Гулять на свежем воздухе не менее двух часов в день. Чем активнее будут игры, тем лучше.
- Пересмотреть рацион ребёнка — питание должно быть правильным и сбалансированным.
- Не давить на малыша и не ставить перед ним нереальных целей. Но и не приучать к мысли, что учеба — это ерунда, на которую не стоит обращать особого внимания.
Если с первого класса малыш не научится «работать» — выполнять указания учителя, не усвоит основы знаний, — то с каждым годом ему будет труднее. Поэтому поддерживайте его и помогайте во всем — пока он без этого не справляется.