Строгое воспитание делает детей дисциплинированными, собранными, целеустремленными. Поскольку родители тщательно контролируют учебу ребёнка и его жизнь вне школы, он способен добиться более значительных успехов в разных сферах жизни. Однако, все хорошо в меру, и если ребёнок оказывается чрезмерно подавлен волей родителей, такое воспитание можно считать не строгим, а авторитарным. Оно чаще вредит, чем приносит пользу — школьник может заработать комплексы, его преследует страх совершить ошибку. Ситуация усугубляется, если родители применяют физические наказания.
Строгое воспитание: как родителям не перейти границу?
Необходимо понять, где проходит грань между строгостью и тиранией. Если родительские методы воспитания идут ребёнку на пользу — он становится более уверенным в себе, быстро добивается успеха в своих начинаниях — значит, они все делают правильно.
Но если школьник становится нервозным, плаксивым — родителям стоит остановиться и пересмотреть свои взгляды. Когда детская психика постоянно подавляется, начинают проявляться физические симптомы — нарушения сна, плохой аппетит, головокружения, общее снижение самочувствия. Это неизменно приведет к снижению продуктивности, снизится успеваемость в школе.
Между родителями и ребёнком уровень доверия должен быть максимальным. Чтобы взрослые могли понять, не перегибают ли они палку, они должны хорошо чувствовать сына или дочь, уметь их слушать и слышать. Если школьник получил неудовлетворительную оценку — возможно, в этом виноваты обстоятельства, на которые он объективно не смог повлиять — к примеру, не успел подготовиться к контрольной из-за болезни. Понимающим родителям станет очевидно, что в такой ситуации повода для наказания нет.
Долг взрослых — пояснить ребёнку, что на первом месте стоит взаимное доверие между ними, а не отличная учеба или поведение.
Почему ребёнок может бояться собственных родителей?
В первую очередь, им движет страх наказания. Кто-то предпочитает беседовать с сыном или дочерью об их ошибках и промахах, а кто-то считает допустимым применять физические наказания или метод игнорирования. Как отреагирует на это ребёнок, зависит от особенностей его психики.
Впечатлительных детей пугает перспектива родительского неудовольствия, они беспокоятся, что мать и отец перестанут его любить. На других детей действуют угнетающе постоянные нотации.
Страх наказания ведет к тому, что ребёнок начинает врать родителям и изворачиваться, пытаясь скрыть свои проступки. С каждым таким эпизодом доверия в семье становится все меньше и меньше, и они отдаляются друг от друга.
Многие взрослые в качестве наказания используют лишение современных гаджетов — смартфона, планшета, электронной книги. Неудивительно, что ребёнок не хочет расставаться с этими вещами, ведь для него это один из первоочередных способов развлечения.
Также дети боятся родителей, когда те придают большое значение материальным ценностям, постоянно напоминая ребёнку, сколько на него тратится денег, и как дорого стоят предметы домашнего интерьера. Например, школьник может беспокоиться, что его накажут за сломанный компьютер или испорченную мебель.
Влияет ли это на его психику?
Последствиями чересчур строгого воспитания может стать следующее:
- Неспособность взять ответственность за свое поведение. Когда малыша ограничивают слишком сильно, он уже не стремится самостоятельно себя контролировать, а становясь старше, и вовсе разучится это делать.
- Склонность к депрессивным состояниям и проявлению злости. Когда на ребёнка кричат, наказывают его — он ощущает и переживает негативные эмоции. Часто они не находят выхода — поскольку родители отказываются выслушать его, ребёнку некому пожаловаться. Возникает скрытая злость, или наоборот, подавленное состояние, из которого в дальнейшем будет очень трудно вывести малыша.
- Склонность к вранью. Ребёнок самостоятельно «оценивает риски» и принимает решение, стоит говорить взрослым о своем проступке или лучше его утаить. Со временем он привыкает решать свои проблемы с помощью лжи. Школьники часто врут не только родителям, но и педагогам.
- Ребёнок уважает не правого, а сильного. Он учится подчиняться, но при этом не может сформировать собственное мнение, и робеет перед тем, кто покажется ему более сильным морально и физически.
Все эти качества мешают формированию здоровой, уважающей себя личности, и нормальной самооценки. Многие пациенты психотерапевтов до сих пор пытаются пережить детские травмы, связанные именно с чрезмерно строгим воспитанием.
Возможно ли появление детских комплексов?
Чаще всего комплексы у ребёнка развиваются тогда, когда он не уверен в родительской любви. Когда школьник сталкивается только с нравоучениями, порицаниями, «нотациями» — он начинает сомневаться в своих способностях и в том, может ли он добиться успеха.
Особенно это чувство «подогревается», если родители используют необоснованную, деструктивную критику, указывают на ошибки, но не говорят, как их исправить. В коллективе такой ребёнок будет чувствовать себя неуверенно, это скажется на его общении со сверстниками. Как правило, закомплексованным школьникам тяжело найти себе друзей. Появляется чувство одиночества, отсюда и отсутствие стремления к чему-либо.
Если не работать над этим, закомплексованный ребёнок превратится в закомплексованного взрослого. И тогда начнутся проблемы в общении с сокурсниками, а затем с коллегами. Чтобы обрести внутреннюю гармонию, человек должен чувствовать себя уверенно, и тогда его уверенность почувствуют окружающие.
Самое важное, что стоит запомнить — строгое воспитание не подразумевает отсутствие похвалы. Детская психика устроена таким образом, что ребёнку жизненно необходимо ощущать себя нужным и любимым. Тогда он чувствует себя в безопасности.
Поэтому даже от строгих родителей ребёнок всегда ожидает похвалы и теплого слова. Мать и отец должны отмечать и поощрять его успехи, а работу над ошибками нужно проводить совместно. Когда ребёнок видит в родителях в первую очередь людей, которым он может довериться и рассказать о неудачах, — это способствует формированию атмосферы доверия между ними.