В век интернета и постоянного технологического прогресса большинство людей использует достижения науки и техники в повседневной жизни. Они общаются, ищут информацию, знакомятся при помощи компьютеров, смартфонов и других гаджетов. Если в семье есть ребёнок, то и он не остается в стороне, а с легкостью учится пользоваться смартфонами, едва достигнув двухлетнего возраста. Поскольку детям любое обучение дается относительно легко, то у каждого родителя появляется выбор: дать ребёнку в руки телефон или занять его более важным делом, отправить заниматься спортом или изучать иностранный язык.
Какими бывают признаки зависимости от смартфонов?
Любая зависимость возникает быстро и незаметно. Привычка пользоваться телефоном или компьютером в любое свободное время не является исключением. В разном возрасте зависимость от смартфонов проявляется по-своему. Взрослые люди и подростки начинают и заканчивают свой день с того, что продолжительное время просматривают социальные сети, обмениваются сообщениями со знакомыми или бесцельно листают новостную ленту. Когда появляется свободная минута по пути на учебу или работу, они снова устремляют взоры в телефоны. В наше время большая редкость встретить человека с книгой в метро или автобусе, в основном все сидят со смартфонами в руках.
У детей зависимость от социальных сетей можно заметить, когда они не проявляют интерес к чему-либо другому: перестают ходить на прогулки, заниматься хобби, а также становятся раздражительными. Единственным их желанием становится возможность остаться наедине с планшетом или компьютером.
В стремлении ограничить время пребывания детей в интернете родители часто предлагают им альтернативные занятия или дают домашние поручения, конфискуя на время вредоносный гаджет. Но подобный метод похож на шантаж и не решает главной проблемы: постоянного желания сидеть в телефоне. Ребёнок, скорее всего, в итоге выполнит то, о чем его просят, но только для того, чтобы ему вернули «любимую игрушку».
Родителям нужно подавать пример своим детям
Даже самые добросовестные и начитанные родители вряд ли достигнут успеха в воспитании детей, если своим примером не будут подкреплять озвучиваемые ими правила поведения. Большинство сегодняшних родителей сами с детства пользуются гаджетами и имеют вредную привычку тратить на это много свободного времени.
Поэтому к появлению ребёнка стоит задуматься над распорядком дня. Например, начинать день с зарядки, душа, завтрака с другими членами семьи, а не просмотра социальных сетей. А для этого занятия можно выделить полчаса в середине дня.
Во время приема пищи правильно оставлять все телефоны в другой комнате и общаться с близкими, делиться планами на день утром и новостями вечером. В противном случае у ребёнка возникнет логичный вопрос, почему родителям можно игнорировать окружающих из-за телефона, а ему нельзя. Если родители предпочитают телефону прогулки, чтение книги или просто общение друг с другом, то в голове дочери или сына не возникнет непонимания от существующих противоречий в правилах, принятых в семье.
Взрослым стоит найти для ребёнка альтернативу гаджету
Для того, чтобы найти для ребёнка интересное занятие, не требуется специальное образование или навыки, нужно желание и внимание со стороны взрослого. Некоторые родители торопятся включить мультфильм на телефоне, чтобы ребёнок не плакал в общественном месте или дал спокойно заняться своими делами. Такой вариант возможен, но только строго ограниченное время.
Гаджеты и интернет тоже могут быть полезны. Просматривая популярные ролики, дети не только заняты некоторое время, но и узнают что-то новое, у них расширяется пассивный словарный запас, развивается музыкальный слух и цветовое восприятие. Однако в большом количестве просмотр видео на компьютере и телефоне принесет вред для нервной и зрительной системы, затормаживает развитие речи.
Многие логопеды считают, что сегодня многие дети учатся разговаривать значительно позже, чем прошлые поколения. Происходит это из-за того, что с ними мало разговаривают мама и папа. Общение предполагает обмен информацией, эмоциями. Ведь даже самые маленькие груднички «агукают» в ответ на мамины песни и сказки. В то время как перед экраном дети, как правило, сидят молча.
Детям постарше нужно не только запрещать сидеть все свободное время у компьютера или телефона, но и предлагать альтернативу. Например, записывать в секции, принимать их друзей в гости, разными способами мотивировать для саморазвития, чтения книг, посещения внешкольных мероприятий. Способы мотивации зависят от каждого ребёнка: игрушки, сладости, дополнительный час сна в субботнее утро. Главное, чтобы мотивом не становился гаджет.
Детям необходимо общение с родителями
Убеждать, мотивировать ребёнка могут только любящие и заинтересованные в его благополучии родители. Дети очень хорошо чувствуют фальшь и равнодушие. Поэтому, если мама или папа только для видимости покрикивают на заигравшегося в игру на планшете ребёнка, вряд ли что-то изменится.
Важно проводить с детьми свободное время, с раннего детства обучая и направляя их. Можно выйти с ребёнком во двор и показать забытые современным поколением игры из детства: догонялки, классики, вышибалы, резиночки, горячую картошку и т. д. Стоит вовлечь в игру и других ребят во дворе, ведь дети часто сами стесняются знакомиться. Важно посещать вместе культурные и общественные мероприятия, ходить в кино, играть в настольные игры, заниматься чем-то полезным: готовкой, ремонтом, покупками. Все это делается не только для получения новых впечатлений.
В процессе совместного времяпрепровождения между родителями и детьми происходит обмен мнениями, живое общение, устанавливается тесная связь. Когда отец с матерью имеют авторитет в глазах ребёнка, ему интересно проводить с ними время. Большинство школьников выберут поход в кино с родителями, а не телефон в качестве развлечения вечером в будний день. Но, к сожалению, обычно такого выбора у них нет. Ведь большинство родителей слишком заняты работой и бытовыми проблемами.