Ребенок и школа: что нельзя говорить первокласснику?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Когда ребёнок поступает в первый класс, родители стараются создать ему условия для успешного обучения. Они покупают школьную одежду, мебель, портфель. Кроме организации быта, взрослые готовят его к обучению психологически. Они рассказывают истории из своего детства, когда были учениками, говорят о том, что он будет делать на уроках, знакомят его с учительницей и будущими одноклассниками.

От родителей дети получают первую информацию о том, что их ждет в школе. Они представляют себе школьные будни, уроки, перемены, домашнее задание, каникулы.

Когда ребёнок только начинает учиться в первом классе, он может столкнуться с трудностями. Это могут быть сложности с выполнением домашнего задания, не до конца понятый материал, недостаточно развитая моторика руки, низкая скорость переработки информации, неусидчивость, невнимательность.

Всем родителям хочется видеть в своих детях успешных отличников. Поэтому, когда ребёнок приносит низкую оценку, замечание в дневнике или не справляется с уроками, они могут злиться, негодовать, стараться изменить ситуацию. Часто, поддавшись эмоциям, взрослые говорят детям такие фразы, которые, как они думают, помогут им лучше учиться или вести себя. Однако некоторые из них могут привести к обратному результату: замкнутость, низкая самооценка, чувство собственной глупости и не успешности. Чтобы этого избежать, нужно знать, какие слова нельзя говорить первоклассникам.

Как бороться с частыми обострениями герпеса

От частых рецидивов к долгой ремиссии: что действительно помогает в борьбе с герпесом

Что слышит ребёнок о своих способностях

Что слышит ребёнок о своих способностях

Люди, которые дают оценку способностям детей — это родители, потом учителя. Позже ребёнок сам научается оценивать свои умения, опираясь на то, что слышал от взрослых. Поэтому очень важно избегать негативных посланий.

«Посмотри, как плохо ты выполнил задание!»

Эта фраза прямым образом указывает на тотальное неумение. Часто она, сказанная с восклицательной интонацией и эмоциональным негодующим окрасом, обесценивает все, за что ребёнок ранее мог себя похвалить.

В случае если задание действительно плохо выполнено, лучше сказать: «Как бы ты сам оценил то, что сделал?» или «Мне кажется, сегодня ты не очень постарался. Что мешало тебе?». Такие слова не заставляют думать ребёнка, что он ничего не умеет и все делает плохо, а помогает задуматься над причинами, которые помешали выполнить задание хорошо.

«У тебя всегда все плохо получается»

Эта фраза дает оценку способностям в глобальном масштабе. Она не соответствует действительности — не может быть такого, чтобы ребёнок, как и любой человек, всегда все делал плохо. Не давайте таких общих оценок способностям. Старайтесь, если даете оценку умениям детей, не переходить на личность, а говорить в контексте выполненного задания. Обязательно хвалите за достижения, даже если они не большие. От этой фразы вообще следует отказаться. Приведите в пример хорошо выполненную работу: «Посмотри, как хорошо ты справился здесь. Ты молодец. Постарайся второе задание выполнить также»

«Ты можешь хоть что-нибудь сделать хорошо?»

Горькая, обесценивающая фраза, указывающая на неспособность вообще что-то делать хорошо, также не соответствующая действительности. Когда родители так говорят, это скорее свидетельствует об их чувствах — удивлении, разочаровании в том, что у детей что-то не получилось. Только прямое указание на неспособность не заставит делать лучше. Следует избегать подобных слов. Вместо этого, разберитесь в том, что помешало справиться с уроками. Говорите четко и по делу: «Ты плохо справился с заданием. Что помешало тебе сделать его хорошо? Что тебе не понятно? Почему тебе сложно? Я могу помочь тебе?»

Что слышат дети об учителе

«Учительница тебе задаст»

Подобные фразы могут заставить детей бояться педагогов, а конструктивное общение с ними очень важно для успешного обучения. Когда родители так говорят, они хотят, чтобы ребёнок вел себя лучше, или лучше занимался. Стоит отказаться от таких фраз и прямо говорить ребёнку о своих желаниях.

«Таких, как ты, учителя не любят»

Эти слова подрывают самооценку и уверенность в себе. Дети могут начать думать, что они плохие, тогда им ничего не останется, как подтверждать свои мысли соответствующим поведением — нарушение правил, неуспеваемость, непослушание. Стоит отказаться от таких фраз совсем.

«Пусть учительница с тобой разбирается»

Фраза, которая не только проводит невидимый барьер между ребёнком и педагогом, но и заставляет его думать, что родители «разбираться» с ним не хотят, и поэтому передают его, как вещь, учительнице. Все, что происходит с ребёнком, касается его и родителей. Педагог не отвечает за воспитание школьников в полной мере — это ответственность семьи, а не школы.

Что слышит ребёнок об отношениях и общении

Что слышит ребёнок об отношениях и общении

Школа — это не только уроки, но еще и отношения со сверстниками. Ребёнку важно состояться в этой среде, не только как ученику, но и как другу и товарищу, занять свою нишу в социуме. Какой она будет, тоже во много зависит от слов взрослых.

«Если ты будешь так себя вести, с тобой никто не будет дружить»

Прямое указание на то, что ребёнок в будущем может остаться в одиночестве. Когда родители говорят так, чаще всего они хотят, чтобы дети избавились от некоторых вредных привычек поведения — стали более добрыми, щедрыми, воспитанными, общительными, понимающими. Стоит избегать подобных фраз, а вместо этого прямо говорить о своих желаниях и опасениях.

Приведите первокласснику пример из своей жизни, касающийся его неправильного поведения — так он скорее поймет, к чему оно может привести.

«Над тобой все будут смеяться»

Фраза, вызывающая стыд и вину за свое поведение, указывающая на то, что ребёнок отличается от других, причем в негативном ключе. Лучше, чтобы дети вообще не слышали этой фразы — она разрушительно влияет на их психику.

«Тебя никто не будет любить»

Деструктивная фраза, подобная предыдущей. Слыша ее, первоклассник убеждается в силе условной любви — меня любят, только когда я хороший, послушный, получаю «пятерки», не ссорюсь с товарищами, не кричу, не грублю, помогаю родителям. Личность в этом случае теряется и обесценивается, превозносятся ее функциональные способности, что также отрицательно сказывается на уверенности и восприятии себя. Нужно уметь прямо говорить детям о том, что в их поведении не устраивает.

«Все дети как дети, а ты…»

Если родители привыкли сравнивать детей с другими, это не только приведет к неуверенности в себе, но и нарушению отношений в детском коллективе. Когда взрослые прибегают к такому болезненному сравнению, они чаще всего хотят показать первокласснику, что он в чем-то не успешен, не способен, не достаточно старается, не соответствует ожиданиям. Лучше, если ребёнок вообще не будет слышать такую фразу — она больно ранит его сердце, заставляет думать о себе плохо и понимать, что он не достаточно хорош для своих близких.

Откажитесь от нее. Будет лучше, если взрослые станут больше обращать внимание на сильные стороны характера первоклассника, которые, несомненно, есть у каждого, хвалить его, говорить поддерживающие фразы — это поможет ему поверить в себя, понять, что с ним все в порядке. Тогда он сумеет не только успешно учиться, но и строить хорошие отношения со сверстниками.

Читайте также

Как понять, что ваш ребенок одаренный?
Ребенок талантливый, увлекающийся и способный? Возможно, он одарен способностями? Характеристика личности одаренных детей и секреты их воспитания.
Личная психология: как помочь себе при большом умственном напряжении
Человек, который занимается умственным трудом, рискует столкнуться с напряжением и переутомлением. Существуют методы, способные помочь снизить нагрузку на мозг.
Синдром отличника у ребенка – в чем опасность?
«Синдром отличника» наблюдается у детей, которые посвящают всю жизнь учебе. Чем опасен такой образ жизни для ребенка и лишает ли он детства?
Первый раз в первый класс: полезные советы родителям
Родителям первоклассников: настраиваемся на школу правильно!
Польза танцев для детей
Какое влияние на здоровье детей оказывают танцы?
Обзор терапевтических сказок для детей
С помощью терапевтических сказок можно «достучаться» до ребенка, снизить его тревожность, помочь снять стресс и многое другое. Обзор полезных сказок в данной статье.
Опубликовано 15.08.2017 11:49, обновлено 17.04.2020 18:47
Рейтинг статьи:
5,0

Использованные источники

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Как бороться с частыми обострениями герпеса

От частых рецидивов к долгой ремиссии: что действительно помогает в борьбе с герпесом

Экспертное руководство: как выбрать пробиотики, чтобы они действительно работали

Доказано наукой: почему пробиотики вам не помогают и какие штаммы действительно работают.

Смесь для питания ребёнка и запоры: есть ли связь?

Лучшая смесь от запоров у ребёнка: какая она? Разбираемся в проблемах с пищеварением.

Регресс сна у детей: возрастные кризисы сна у малышей и как с ними справляться

Почему ребёнок стал чаще просыпаться и хуже спать: проблемы возрастных нарушений сна.

Режим дня грудничка

Режим дня грудничка зависит от его физиологических потребностей. Знание этой особенности позволит маме подстроиться под режим дня малыша с максимальным комфортом для себя.

Как понять, подходит ли смесь малышу на искусственном вскармливании?

Малыш с удовольствием пьет смесь: но хорошо ли она влияет на его здоровье? 5 признаков неподходящей смеси.

Дыхание новорожденного ребенка: норма и отклонения

Маленькие дети дышат практически бесшумно, но любые проблемы дыхания у них гораздо опаснее, чем у взрослых.

Особенности диеты при метеоризме

Как организовать свое питание, чтобы справиться с вздутием живота?

Красный дрожжевой рис и холестерин: что говорит наука

Спойлер: действующее вещество работает, а вот помогут ли БАДы – большой вопрос.

Занятия спортом во время месячных: советы и рекомендации экспертов

Можно ли заниматься спортом во время менструации? Эксперты рассказывают, как сделать тренировки во время месячных безопасными и комфортными.

Как правильно перевязать рану: основные моменты

Какие правила нужно соблюдать при обработке раны?

Питание для здоровья: что едят долгожители

Все хотят жить долго. Но никто не хочет жить скромно, отказываясь от таких приятных удовольствий!

Колики у грудничка: почему болит животик?

Пройдите простой онлайн-тест, чтобы выявить вероятность колик у вашего малыша

Ретинол в уходе за кожей: хорошо или плохо?

Чем грозит бесконтрольное использование косметики с ретиноидами в процессе ухода за кожей?

Все о простатите: причины, симптомы, профилактика

Одна из самых грозных мужских болезней, простатит, сегодня диагностируется все чаще. Как ее вовремя распознать и можно ли избежать вообще?

Какие продукты питания полезны для печени?

Роль печени трудно переоценить, но есть ли способы улучшить ее работу? Помогут в этом особые продукты питания с очищающими и восстанавливающими свойствами.

Диета при больной печени: что можно, а что нельзя?

Диета – залог успешного лечения болезней печени. Что она под собой подразумевает?

Мужское бесплодие

Согласно знаменитой поговорке, каждый мужчина обязан посадить дерево, построить дом и вырастить сына. Но заветным планам может помешать опасная болезнь – бесплодие.

Как стареет кожа: 4 типа старения лица

Ответьте на вопросы теста и узнайте настоящий возраст и тип старения вашей кожи

Умная стирка: проверьте, правильно ли вы стираете и как сделать стирку легче, а вещи — чище

От новичка до профи: как стирать, чтобы не портить вещи и настроение?

Иммунодиетология — не для всех, а только для вас

Индивидуальная диета по анализу крови на антитела: объясняем, как работает иммунодиетология