Ребенок и школа: что нельзя говорить первокласснику?

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Когда ребёнок поступает в первый класс, родители стараются создать ему условия для успешного обучения. Они покупают школьную одежду, мебель, портфель. Кроме организации быта, взрослые готовят его к обучению психологически. Они рассказывают истории из своего детства, когда были учениками, говорят о том, что он будет делать на уроках, знакомят его с учительницей и будущими одноклассниками.

От родителей дети получают первую информацию о том, что их ждет в школе. Они представляют себе школьные будни, уроки, перемены, домашнее задание, каникулы.

Когда ребёнок только начинает учиться в первом классе, он может столкнуться с трудностями. Это могут быть сложности с выполнением домашнего задания, не до конца понятый материал, недостаточно развитая моторика руки, низкая скорость переработки информации, неусидчивость, невнимательность.

Всем родителям хочется видеть в своих детях успешных отличников. Поэтому, когда ребёнок приносит низкую оценку, замечание в дневнике или не справляется с уроками, они могут злиться, негодовать, стараться изменить ситуацию. Часто, поддавшись эмоциям, взрослые говорят детям такие фразы, которые, как они думают, помогут им лучше учиться или вести себя. Однако некоторые из них могут привести к обратному результату: замкнутость, низкая самооценка, чувство собственной глупости и не успешности. Чтобы этого избежать, нужно знать, какие слова нельзя говорить первоклассникам.

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Что слышит ребёнок о своих способностях

Что слышит ребёнок о своих способностях

Люди, которые дают оценку способностям детей — это родители, потом учителя. Позже ребёнок сам научается оценивать свои умения, опираясь на то, что слышал от взрослых. Поэтому очень важно избегать негативных посланий.

«Посмотри, как плохо ты выполнил задание!»

Эта фраза прямым образом указывает на тотальное неумение. Часто она, сказанная с восклицательной интонацией и эмоциональным негодующим окрасом, обесценивает все, за что ребёнок ранее мог себя похвалить.

В случае если задание действительно плохо выполнено, лучше сказать: «Как бы ты сам оценил то, что сделал?» или «Мне кажется, сегодня ты не очень постарался. Что мешало тебе?». Такие слова не заставляют думать ребёнка, что он ничего не умеет и все делает плохо, а помогает задуматься над причинами, которые помешали выполнить задание хорошо.

«У тебя всегда все плохо получается»

Эта фраза дает оценку способностям в глобальном масштабе. Она не соответствует действительности — не может быть такого, чтобы ребёнок, как и любой человек, всегда все делал плохо. Не давайте таких общих оценок способностям. Старайтесь, если даете оценку умениям детей, не переходить на личность, а говорить в контексте выполненного задания. Обязательно хвалите за достижения, даже если они не большие. От этой фразы вообще следует отказаться. Приведите в пример хорошо выполненную работу: «Посмотри, как хорошо ты справился здесь. Ты молодец. Постарайся второе задание выполнить также»

«Ты можешь хоть что-нибудь сделать хорошо?»

Горькая, обесценивающая фраза, указывающая на неспособность вообще что-то делать хорошо, также не соответствующая действительности. Когда родители так говорят, это скорее свидетельствует об их чувствах — удивлении, разочаровании в том, что у детей что-то не получилось. Только прямое указание на неспособность не заставит делать лучше. Следует избегать подобных слов. Вместо этого, разберитесь в том, что помешало справиться с уроками. Говорите четко и по делу: «Ты плохо справился с заданием. Что помешало тебе сделать его хорошо? Что тебе не понятно? Почему тебе сложно? Я могу помочь тебе?»

Что слышат дети об учителе

«Учительница тебе задаст»

Подобные фразы могут заставить детей бояться педагогов, а конструктивное общение с ними очень важно для успешного обучения. Когда родители так говорят, они хотят, чтобы ребёнок вел себя лучше, или лучше занимался. Стоит отказаться от таких фраз и прямо говорить ребёнку о своих желаниях.

«Таких, как ты, учителя не любят»

Эти слова подрывают самооценку и уверенность в себе. Дети могут начать думать, что они плохие, тогда им ничего не останется, как подтверждать свои мысли соответствующим поведением — нарушение правил, неуспеваемость, непослушание. Стоит отказаться от таких фраз совсем.

«Пусть учительница с тобой разбирается»

Фраза, которая не только проводит невидимый барьер между ребёнком и педагогом, но и заставляет его думать, что родители «разбираться» с ним не хотят, и поэтому передают его, как вещь, учительнице. Все, что происходит с ребёнком, касается его и родителей. Педагог не отвечает за воспитание школьников в полной мере — это ответственность семьи, а не школы.

Что слышит ребёнок об отношениях и общении

Что слышит ребёнок об отношениях и общении

Школа — это не только уроки, но еще и отношения со сверстниками. Ребёнку важно состояться в этой среде, не только как ученику, но и как другу и товарищу, занять свою нишу в социуме. Какой она будет, тоже во много зависит от слов взрослых.

«Если ты будешь так себя вести, с тобой никто не будет дружить»

Прямое указание на то, что ребёнок в будущем может остаться в одиночестве. Когда родители говорят так, чаще всего они хотят, чтобы дети избавились от некоторых вредных привычек поведения — стали более добрыми, щедрыми, воспитанными, общительными, понимающими. Стоит избегать подобных фраз, а вместо этого прямо говорить о своих желаниях и опасениях.

Приведите первокласснику пример из своей жизни, касающийся его неправильного поведения — так он скорее поймет, к чему оно может привести.

«Над тобой все будут смеяться»

Фраза, вызывающая стыд и вину за свое поведение, указывающая на то, что ребёнок отличается от других, причем в негативном ключе. Лучше, чтобы дети вообще не слышали этой фразы — она разрушительно влияет на их психику.

«Тебя никто не будет любить»

Деструктивная фраза, подобная предыдущей. Слыша ее, первоклассник убеждается в силе условной любви — меня любят, только когда я хороший, послушный, получаю «пятерки», не ссорюсь с товарищами, не кричу, не грублю, помогаю родителям. Личность в этом случае теряется и обесценивается, превозносятся ее функциональные способности, что также отрицательно сказывается на уверенности и восприятии себя. Нужно уметь прямо говорить детям о том, что в их поведении не устраивает.

«Все дети как дети, а ты…»

Если родители привыкли сравнивать детей с другими, это не только приведет к неуверенности в себе, но и нарушению отношений в детском коллективе. Когда взрослые прибегают к такому болезненному сравнению, они чаще всего хотят показать первокласснику, что он в чем-то не успешен, не способен, не достаточно старается, не соответствует ожиданиям. Лучше, если ребёнок вообще не будет слышать такую фразу — она больно ранит его сердце, заставляет думать о себе плохо и понимать, что он не достаточно хорош для своих близких.

Откажитесь от нее. Будет лучше, если взрослые станут больше обращать внимание на сильные стороны характера первоклассника, которые, несомненно, есть у каждого, хвалить его, говорить поддерживающие фразы — это поможет ему поверить в себя, понять, что с ним все в порядке. Тогда он сумеет не только успешно учиться, но и строить хорошие отношения со сверстниками.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 15.08.2017 11:49, обновлено 17.04.2020 18:47
Рейтинг статьи:
5,0

Читайте также

Синдром отличника у ребенка – в чем опасность?
«Синдром отличника» наблюдается у детей, которые посвящают всю жизнь учебе. Чем опасен такой образ жизни для ребенка и лишает ли он детства?
О чем могут рассказать психологические тесты для ребенка?
Психологические тесты для ребенка, помогающие отследить его развитие и поведение – это рисунки и сопровождающие их рассказы. Как их интерпретация может быть полезна родителям?
Эмоциональная травма: как понять, что с ребенком не все в порядке?
Когда случается эмоциональное потрясение, его последствия могут как иметь отражение, так и быть скрытыми. Как понять, нужна ли ребенку помощь после стресса или с ним все в порядке?
Поход к психологу: как подготовить ребенка?
Врачи делают уколы и дают лекарства, а что делает психолог? Как правильно подготовить ребенка к встрече с детским психологом в зависимости от цели посещения?
Вредные советы: как вырастить неуверенного в себе ребенка?
Какие ошибки совершают родители в воспитании детей, что приводит к низкой самооценке и неуверенности в себе? Вредные советы для мам и пап, помогающие пересмотреть взгляд на воспитание.
4 причины плохого поведения ребенка
Кто виноват в плохом поведении детей? И кому больше требуется помощь в этой ситуации: родителям или детям? Разобраться в этом поможет портал MedAboutMe.