Разработчики компьютерных игр отлично знают об их влиянии на детскую психику. Но для них каждая игра — это бизнес, способ получения дохода, и многих совсем не интересует реакция детей, их чрезмерная увлеченность до уровня зависимости. Конечно, для разработчиков существуют законодательные ограничения — не показывать кровь, не вникать в детали убийства. В некоторых странах под запрет попадают некоторые из новых созданных игр, но разработчики выпускают все новые захватывающие игрушки, для которых ребёнок — только средство получения дохода.
Ребёнок и социальные сети
Большинство компьютерных игр содержат в своей основе убийство, если его не совершить — не победить. Сфера разработки компьютерных игр постоянно расширяется, игроки и их поле деятельности все более похожи на реальность, более реалистичными становятся и убийства, в которых убитые люди падают, как в жизни, с таким же звуковым сопровождением.
Родители обращают внимание на формирование у детей зависимости от компьютерных игр, даже в повседневную детскую речь проникают слова «убит», «убили». Это — результат игр детворы в «стрелялки» и «бродилки» на планшете, ноутбуке, компьютере. Они сегодня есть в каждой семье, с заложенными в них коллекциями «игрушек».
Негативный эффект от влияния игр отсрочен по времени, и родителям сиюминутно важнее то, что ребёнок сидит вечером у них на глазах, не уходит во двор общаться неизвестно с кем.
Интернет зависимость — пагубная привычка?
Психологи отмечают, что проблемы в своей детской жизни ребёнок прячет за забытьем виртуального мира. Конечно, игры — это пагубная привычка, для игрока она оборачивается серьезной зависимостью, с которой трудно справиться. Во взрослом возрасте это может трансформироваться в тяжелое пристрастие. Удовольствие от игр возбуждает определенные структуры мозга, по типу влияния наркотика. С этим надо бороться намного раньше, чем сформирована такая зависимость, буквально со дня покупки в подарок ребёнку планшета и ноутбука. Для этого требуется сразу же регламентировать время игры, совмещать его со временем выполнения учебных занятий, прогулок, домашних обязанностей.
С другой стороны, игра на компьютере развивает технологическое мышление, что может сказаться на выборе профессии на всю жизнь. Обществу требуются граждане — не игроки, но труженики. Одна из задач родителей — вырастить достойного члена общества.
В каком возрасте дети способны максимально адекватно оценивать виртуальный мир?
Подростковый возраст — время, когда дети начинают реально разграничивать настоящую жизнь с виртуальной. Мальчики понимают, что реальная жизнь не похожа на компьютерный мир, и здесь надо нести ответственность за свои поступки. А для этого требуется наличие навыков социального общения.
Девочки, поглощенные играми «Веселая ферма» или «Салон красоты», выходят в жизнь подчас не способными своими силами достигать результат — они умеют только сделать пару «кликов» мышкой, чтобы все вопросы были решены. И им приходится спешно овладевать домашними премудростями, секретами красоты, манерой одеваться. Подростковый возраст — линия, переступив через которую, девочки и мальчики наконец-то осознают свое реальное положение в обществе, в социуме.
Если же этого не случилось — значит, ребёнка постигла тяжелая психологическая зависимость, от которой надо серьезно лечиться.
Жизнь подростка в сети
Сеть компьютерных игр может сформировать у детей особенности психического и физического здоровья. Ребёнок полностью погружается в мир игры и считает это нормой своего поведения. Он не осознает окружающей реальности, раздражительно, нетерпимо отвечает на вопросы родителей. Если родители волевым усилием выключают планшет, ноутбук, дети нервничают, закатывают истерики. Когда мама напоминает детям об их домашних обязанностях, слова остаются безответными, подростки агрессивно себя ведут.
Следует понимать, что такие проявления — реакция психики ребёнка на нагрузку от компьютерных игр. Это — компенсация напряжения, волнений, переживаемых ребёнком в игре. Надо дать ребёнку возможность «выбросить» из себя накопившиеся эмоции, почувствовать себя в той «тарелке», в которую они сами себя загнали. Тогда появится возможность «вытащить» подростка из зависимости, дать ему направление на общепринятое социальное общение, исключающее зависимость от компьютера.
Стоит ли родителям позволять ребёнку проводить много времени за компьютером или телефоном?
Чрезмерное увлечение играми на телефоне, планшете быстро перерастает в болезненную зависимость от виртуального мира. Однако родителям по силам заменить такую зависимость интересами к реальной жизни — школе, кружкам, фитнес-залу. Дети могут не любить такие вещи, но постепенно втягиваясь в строго установленный режим дня, видя свои продуктивные результаты, они начинают понимать ценности реальной жизни.
Когда родители могут позволить ребёнку долго посидеть за компьютером? Да, в жизни есть и такие ситуации. У мамы сильная головная боль. Чтобы дочка не мешала ей поспать, мама усаживает дочь за свой компьютер и дает в ее распоряжение несколько игр. Результат устраивает обеих — мама отдохнула, дочка определенное время развлеклась. Другая ситуация: к маме пришли важные гости. Чтобы дети не мешали серьезному разговору, им разрешают это время заняться играми на телефонах.
Но в других случаях детям желательно проводить за компьютером только дозированное время, специально выделенное в режиме дня, между другими видами основной деятельности.
Учебный процесс и всемирная сеть: плюсы и минусы
Последние годы в речи преподавателей высших учебных заведений и даже учителей «продвинутых» школ появились термины «электронная форма», «интернет-обучение». Родители, владеющие компьютерами на уровне «юзеров», свободно находят в интернете выполненные упражнения и задачи домашних заданий даже для первоклассников. Интернет пестрит видео-уроками по всем школьным программам. В сети легко можно усвоить иностранный язык, который сложно дается на школьном уроке.
И все же в электронном обучении психологи и педагоги выделяют определенные достоинства и недостатки. Плюс в том, что подростки быстро получают информацию в доступной наглядной форме, легко знакомятся с редкими документами и материалами. Одноклассники обмениваются найденной информацией с друзьями, и всегда находятся в курсе событий и новостей из всех уголков мира.
По отношению к иностранным языкам, дети получают отличную разговорную практику с преподавателями — носителями языка.
Недостатки тоже есть. Зачастую источники недостоверны, и оценить верность информации может только компетентный человек — учитель класса. Он — цензор и ограничитель потока информации для своих учеников. Несомненно, остается и отрицательное воздействие на здоровье детей. Компьютер остается самым мощным фактором, отрицательно влияющим на зрение детей, на осанку, формирование костной системы, на становление иммунитета. Полностью переводить обучение на сети Интернета невозможно, иначе дети выключатся из социального общения и могут забыть о нормах поведения в обществе.