Ребенок не должен решать это сам

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Самостоятельность — большой вопрос в отношениях современных родителей и детей. Может ли ребёнок сам принимать важные решения, касающиеся его жизни, пока длится его детство? И как быть с правами личности в таком случае? Родители пытаются найти золотую середину в этом вопросе.

Ребёнок — тоже личность

Современные родители понимают, что стратегия «как я сказал, так и будет» больше не актуальна. В ребёнке они уважают личность и учитывают интересы этой личности с первых дней появления малыша в доме. Они приобретают для ребёнка вещи и подарки с учетом его предпочтений, находят занятия по душе, уважают право ребёнка отказываться от каких-либо начинаний, даже кажущихся очень важными самим родителям.

Если раньше при конфликте в школе часто даже не возникало сомнений, что ребёнок виноват, раз так утверждает учитель, то теперь скорее действует презумпция невиновности. Родители чаще стали наносить визиты в школу, они готовы отстаивать правоту своего ребёнка в случае конфликтов, доказывать собственный взгляд на нормы образовательного процесса и обоснованность отметок. Дети в большей степени стали чувствовать свою значимость для родителей и общества, а также защищенность. Это позволило внутрисемейным отношениям выйти на новый доверительный уровень и сделать детство ребёнка более счастливым.

Дети — это не маленькие взрослые

Дети — это не маленькие взрослые

Иногда можно встретить даже такую точку зрения: дети точно такие же, как взрослые, просто пока маленькие, они могут решать за себя сами абсолютно все. И надо отметить, что уровень признания самостоятельности ребёнка и доверия ему в подобных ситуациях переходит разумные пределы. Несовершеннолетние не обладают всей полнотой гражданских прав не просто так, такая идея возникла не из-за самоуправства взрослых.

Многие решения ребёнок не может и не должен принимать самостоятельно. Дело в том, что дети от взрослых отличаются количеством жизненного опыта и глубиной понимания многих важных факторов. Поэтому не все их решения могут быть осознанными и обоснованными. Как ребёнок решит, действительно ли ему нужно нечто, если он ни разу с этим не сталкивался? Большинство представлений у детей только теоретические.

Отдельный фактор — подвижная, нестабильная психика. Нервная система ребёнка только созревает, он не может в должной степени контролировать свои мысли и эмоции, а потому не всегда способен достаточно объективно оценивать важные аспекты при принятии того или иного решения. Вспомним, на какие серьезные жертвы готов пойти маленький ребёнок ради любимого лакомства. И не все последствия принятого решения могут быть очевидны в разных ситуациях, не всю полноту ответственности ребёнок может вынести.

Мера вмешательства родителей

Так что же, возвращаться к старой системе, где за ребёнка все решали родители? Не стоит впадать в излишнюю категоричность. Никакие крайности не приводят к положительным результатам. В самом деле, к ответственности и ориентированию в жизненных реалиях ребёнка нужно приучать, но делать это необходимо постепенно, не спеша, учитывая темпы и особенности развития нервной системы малыша. Примерно, как с обучением плавать, когда тренировки организуют по принципу от легкого к сложному. Идея, что можно просто бросить ребёнка в воду, не хороша даже на словах. А на практике она приводит к сильному стрессу и испугу, да и далеко не каждый обучаемый таким образом сможет выплыть — многие без помощи утонут. Так же и с увеличением уровня самостоятельности и ответственности.

Многие ситуации, может быть, и не повлекут за собой фатальных физических последствий, но приведут к страданиям эмоциональным. Это тоже страшно, так как именно в детстве у ребёнка формируются основные поведенческие стереотипы. Из того эмоционального опыта, который малыш получит в первые полтора десятилетия жизни, он будет исходить дальше в суждениях и поступках. Основываясь на детских переживаниях, вчерашний подросток станет принимать важные решения о начале отношений, создании семьи и т. д.

Груз очень многих решений может стать непосильной ношей для маленького ребёнка. Родители не должны заставлять ребёнка участвовать во многих ситуациях не потому, что не доверяют ему, а потому, что берегут его детство.

Детство под охраной

Детство под охраной

Большинство ситуаций, в которых ребёнок не должен обладать правом решающего голоса, прописаны в уголовном и семейном кодексах. Итак, ребёнок не может самостоятельно решать вопросы, касающиеся сохранности его жизни и здоровья. Даже подросток может не быть достаточно компетентным в этой области. Родители, взрослые люди, не всегда могут полностью корректно оценить ситуацию, но у них хотя бы есть жизненный опыт, позволяющий лучше ориентироваться в информации. Детство — это время абсолютной безопасности и накопления сил, оно не должно становиться периодом, когда закладываются бомбы замедленного действия под будущее ребёнка.

То же самое касается важных вопросов безопасности и благополучия ребёнка. Здесь его голос может быть совещательным, но окончательное решение о том, когда, например, ребёнок сможет самостоятельно ходить в школу, выбирать тип обучения, то или иное экстремальное хобби, остается за родителями. Эта позиция должна быть донесена до малыша с самого начала: он не все будет решать сам, даже если ему это очень важно. Это нормальная ситуация для детства: решающий голос принадлежит маме и папе.

В эмоциональной области недопустимо вмешивать ребёнка в сложные отношения взрослых. Классика жанра здесь — «решай, кого ты больше любишь, маму или папу». Особенно часто подобные вопросы произносятся, когда родители сами пребывают в кризисных отношениях. Обычно взрослыми руководит обида на партнера, в этой ситуации так легко сделать ребёнка инструментом для манипуляций супругом или поднятия собственной самооценки. Но такой способ выхода из ситуации просто нечестен по отношению к ребёнку.

Доверие к обоим родителям в детстве — это часть естественного инстинкта, заложенного в ребёнка природой. Без базового доверия маленький человек с трудом выживет. Потому, даже если родители ссорятся на глазах у малыша, детская психика потом будет активно сглаживать острые углы и избегать оценок — кто был плохим, кто в чем виноват. И тактика «я подумаю об этом завтра» нередко вполне оправдана на данном этапе. Потом, в будущем, у ребёнка будет больше психологических ресурсов, чтобы принять увиденную в детстве ситуацию без вреда для себя. А пока родители не должны формировать события и принуждать выбирать одного из двух любимых людей — это очень жестоко. То же самое касается и других значимых взрослых: бабушки, дедушки, любимого учителя.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
Опубликовано 11.12.2017 11:36, обновлено 17.04.2020 18:40
Рейтинг статьи:
4,0

Читайте также

Искусство останавливать мгновения: фотографируем детей
Что может быть чудеснее детских фотографий, хранящих память о милых сердцу моментах? MedAboutMe рассказывает, как избежать ошибок при съемке детей.
Адвент-календарь – новая традиция счастливого детства
Адвент-календарь – это прекрасная традиция ожидания праздника, а еще способ сделать из предпраздничных дней приключение для всей семьи.
Счастливое детство – что запомнят дети?
Иногда, воспитывая ребенка, взрослые редко задумываются над тем, что может сделать его по-настоящему счастливым. Что будут помнить дети, когда вырастут?
Счастливое детство: моменты радости вместе с ребенком
Хотите подарить своему ребенку счастливое детство? Наполните его жизнь моментами радости, и он будет вспоминать их до конца жизни.
Как сделать детство ребенка счастливым?
Что такое детство? Смех, игры, улыбки, подарки, приключения и отсутствие проблем. Как могут родители сделать детство ребенка счастливым?
Дневник памяти: как сберечь воспоминания о детстве ребенка?
Интересные идеи хранения информации помогут вам зафиксировать самые яркие моменты детства вашего ребенка и увековечить драгоценные воспоминания.