С одной стороны, болезнь для ребёнка — это неприятный и грустный факт, но с другой стороны, она дает ему массу привилегий — повышенное внимание и заботу со стороны взрослых, возможность избежать неприятных ситуаций. Поэтому зачастую дети прикрываются недомоганием для получения тех или иных преимуществ, особенно, если родители сильно тревожатся по любой незначительной проблеме со здоровьем. Как определить, действительно ли имеет место болезнь или симуляция, расскажет портал MedAboutMe.
Не обвиняйте ребёнка в обмане
Здоровье — дело серьезное, поэтому с пониманием и вниманием отнеситесь к любым жалобам ребёнка. Выслушайте и никогда не обвиняйте его в обмане, даже если вы это заподозрили. Помните, маленькие детишки до 3 лет прибегают к симуляции болезни неосознанно, просто, чтобы привлечь внимание взрослых. Если начать расспрашивать их о том, где болит, они соглашаются со всеми вариантами сразу: и ручке плохо, и ножке, и животику. Обычно все забывается, как только они получают желаемое: похвалу, тактильный контакт, сладости. А вот если ваш отпрыск сознательно и регулярно использует недомогание как средство манипуляции, то необходимо понять причины этого. Отнеситесь со всей серьезностью к симулянту и его мнимой болезни, показав незавидную роль больного — ужесточите «постельный» режим, лишите его любимых развлечений (просмотр мультиков, игра на компьютере, поедание конфет) и регулярно делайте процедуры (промывание носа, полоскание горла). После этого можно рассчитывать на снижение случаев симуляции. Но помните, все ограничения должны быть обоснованны. И еще один прием для быстрого снятия ложных симптомов — обещание несостоявшегося по причине недомогания мероприятия. «Жаль, ты заболел, а мы планировали съездить в гости (посмотреть новый мультик, посетить скалодром, покататься на роликах и т. д.)».
Оцените объективное состояние ребёнка
Конечно, градусник в домашней аптечке должен быть всегда. Но повышенная температура сопровождает не все заболевания. Внимательно осмотрите ребёнка в поисках других симптомов, например, состояние горла, кожных покровов, и т. д. Для снижения своей тревоги родителям стоит выслушать мнение знакомых врачей или близких людей.
Родители должны оперативно обращаться к врачу
Родителям следует оперативно обратиться к врачу, если недомогание имеет неясный или спорный характер. Если ребёнок жалуется накануне вечером, то не стоит ждать утра, а лучше вызвать скорую помощь. Не бойтесь, что врач не найдет никаких симптомов заболевания, ведь это хорошо само по себе — можно утром отправлять со спокойной совестью своего отпрыска в школу или детский сад. И дети, симулирующие болезнь, при таком подходе отказываются от обмана, поскольку он всегда будет открыт.
Проблемы адаптации детей требуют внимания
Период адаптации к детскому саду или к первому классу школы несет значительную стрессовую нагрузку на детей. Для безболезненного привыкания к дошкольному учреждению необходимо выполнить несколько правил:
- Заранее приучить кроху к детсадовскому режиму дня.
- Обучить навыкам самообслуживания (мыть руки, умываться, ходить на горшок).
- Научить обходиться без родителей и самостоятельно играть.
- Познакомить его с детским садом, с воспитателями и детьми.
- Соблюдать принцип постепенности: сначала можно только присоединяться к прогулке детей в садике, затем оставлять в группе сначала на 2-3 часа, потом до обеда и т. д.
Воплощая эти правила в жизнь, можно избежать симуляции детьми болезни в этот непростой для них период.
А вот чаще всего обращаются с утренними детскими жалобами на головную боль, тошноту, рвоту или боль в животе родители первоклашек. Все эти симптомы носят зачастую неврологический характер и связаны, скорее всего, с нежеланием идти на учебу. Проверить это можно в выходные или во время каникул, когда число жалоб резко снижается. Если вы это наблюдаете за чадом, то приступайте к мерам по решению проблем в школе.
- Поговорку «в здоровом теле — здоровый дух» никто не отменял. Поэтому закаливайте ребёнка, делайте с ним утреннюю зарядку. Посещайте бассейн или спортивную секцию, много гуляйте на свежем воздухе.
- Опытные родители разрешают школьникам пропускать занятия по определенной схеме, например, после двух или трех учебных недель — один день свободный от школы. Это позволяет детям не прибегать к симуляции, притворяясь больными, а ждать наступления «законного» выходного дня.
- Понаблюдайте за психологическим климатом в классе. Если атмосфера нездоровая и агрессивная, то неудивительно, что ребёнок не хочет посещать занятия. Поговорите с учителем, прибегните к помощи школьного психолога.
- Обязательно посетите невропатолога, особенно, если наблюдаются следующие симптомы: утренняя тошнота и рвота, боли в животе, беспокойный сон, головные боли, ребёнок выглядит бледным и переутомленным. Возможно, врач назначит прием успокаивающих средств, которые помогут справиться со стрессовой ситуацией.
Проблемы в школе могут коснуться не только детей младшего возраста. Если возникли подозрения, что ваш ребёнок симулирует недомогание, чтобы остаться дома, не ругайте его и не обвиняйте. Постарайтесь найти доверительный тон и спросить: «Ты выбираешь болезнь вместо школы? Думаю, это не выход из ситуации. Расскажи, какие сложности возникли. Совместно мы справимся с любыми трудностями». Возможно, окажется, что таким образом отпрыск просто решил избежать неприятного момента: не писать контрольную работу, не идти на выступление, пропустить соревнование.
Дефицит внимания — повод к симуляции
Болезнь и повышенное внимание и забота со стороны взрослых — понятия для детского сознания неразделимые. И ребёнок может прибегнуть к симуляции первого, чтобы получить второе. В данном случае родителям требуется лишь увеличить период общения с ним, сделать это время максимально эффективным и продуктивным. Создайте семейные традиции: воскресные совместные походы на мероприятия или в гости, прогулки и активные игры на свежем воздухе. Введите в обиход беседу с ребёнком, практикуйте активное слушание.