30.08.2017 2203

Профилактика болезней в школьном возрасте

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

С вступлением ребенка в школьный возраст, помимо изменений в его привычной жизни, добавляются еще и чисто медицинские проблемы. Прежде всего, за счет резкого изменения режима активности, необходимости пребывать длительное время в классах, сидя за партой, может формироваться физический и эмоциональный стресс, приводящий к изменению в состоянии здоровья ребенка. Помимо этого, грозят обостриться имевшиеся ранее хронические болезни и прогрессируют функциональные отклонения, которые могут перетекать в новые патологии. Чтобы оградить детей от подобных проблем, необходима профилактика расстройств в здоровье, которая должна начинаться еще заранее, до первого класса.

Здоровье детей в школе

В процессе обучения в школе здоровье детей может существенно нарушаться, так как изменяется привычный ритм жизни, резко возрастают нагрузки психического и эмоционального плана при дефиците движения и физической активности, так как дети часами вынуждены просиживать за партами и дома за уроками. Стресс от современной школьной программы может приводить к развитию таких проблем в здоровье детей как неврозы, синдром гиперактивности, возбудимость и нарушения сна. Из-за проблем с питанием, так как не все дети успевают дома позавтракать и нормально пообедать в школе, проявляются гастриты и язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, дискинезии желчных путей, анемии и кариозное поражение зубов. Из-за длительного сидения и проблемного освещения страдает зрение, может нарушаться осанка с формированием разных типов искривления позвоночника, плоскостопие. И это далеко не все проблемы в здоровье детей, которые могут себя проявить, часть из них приобретается по мере обучения, в старших классах, когда наступает период полового созревания, примешиваются вредные привычки, навязанные кругом общения и субкультурой подростков.

Школьный возраст и профосмотры

Школьный возраст и профосмотры

С целью своевременного выявления подобных отклонений в состоянии здоровья для школьного возраста разработана система профилактических осмотров и оценки состояния здоровья. В процессе обследования детей определяются негативные влияния школьного обучения на физическое и психическое здоровье школьников. Это осуществляется путем массовых медицинских осмотров в определенные сроки и с участием целой группы врачей-специалистов. Обычно в период обучения в школьном возрасте ребенка осматривает педиатр, невролог, ортопед и хирург, офтальмолог, ЛОР и стоматолог. Родители и дети заранее оповещаются о дате профилактического осмотра, и при выявлении каких-либо отклонений в здоровье ребенок может быть направлен на дополнительные обследования в поликлинику или диагностический центр, назначаются анализы крови и мочи, специальные исследования. Все это связано с тем, что школьный возраст у специалистов рассматривается как критический в плане проявления патологий и болезней, особенно в отдельные временные промежутки — первый класс, переход из начальной школы к предметному обучению и половое созревание, период экзаменов.

Зачем нужны медосмотры: выявление болезней

Данные медосмотры проводятся всем детям, обучающимся в школе, с целью профилактики различных патологий и выявления в раннем периоде болезней, которые могут привести к серьезным проблемам по мере роста и обучения. Они являются полностью бесплатными, специалисты обычно привлекаются из участковой поликлиники, а сами осмотры проводятся в медицинском пункте школы, реже для этого каждый класс специально посещает поликлинику в дни здорового ребенка.

Группы здоровья и меры профилактики патологий

Группы здоровья и меры профилактики патологий

По результатам таких медосмотров дети относятся к определенной группе здоровья, начиная от:

  • первой — группа абсолютно здоровых детей без каких-либо отклонений. Для них нужна только адекватная профилактика простудных патологий, расстройств зрения и система привычных оздоровительных мероприятий.
  • второй — дети практически здоровые, с угрожающим развитием тех или иных патологий, либо функциональными отклонениями в здоровье. Им нужна более активная профилактика проблем в здоровье, так как именно у них без адекватного внимания со стороны родителей и врачей чаще всего формируются последующие болезни и функциональные расстройства.
  • третьей — дети с хроническими патологиями, соматическими болезнями в стадии ремиссии. Для них нужна индивидуальная система профилактики обострений за счет постоянно проводимых процедур и приема медикаментов.
  • четвертой, дети с хроническими патологиями и обострениями, само обучение их в обычной школе — это большой вопрос.
  • пятой — инвалиды.

На сегодня среди школьников детей с первой группой здоровья встретить можно очень редко, в основном это вторая-третья группы, а дети четвертой-пятой обычно обучаются в спецшколах или на дому.

Что нужно для улучшения здоровья детей

Естественно, школьный возраст — это особый период в жизни детей, и готовиться к поступлению в школу нужно заранее. Важно не только обучение детей письму и чтению, но и правилам поведению, формирование привычки к усидчивости и сосредоточению. Важен постепенный переход на режим школы заранее, а не в последний день перед 1 сентября, чтобы организм успевал перестроиться и дети не испытывали стресс, заболевая в первую же неделю от переутомления после лета. Кроме того, нужно посетить врача заранее, в летний период и обсудить индивидуальный план профилактики, особенно если имеют место соматические или инфекционные болезни, грозящие обострением в период школы. Полезной будет адекватная физическая нагрузка, закаливание ребенка в период летнего отдыха, с постепенным переходом на будущий школьный режим. Это поможет в дальнейшем укреплении здоровья детей и нормализации состояния нервной системы. Выход лишней энергии позволяет детям потом лучше обучаться, если гармонично сочетаются умственный труд и физическая нагрузка. Важно уделять внимание питанию, так как пищеварительные болезни составляют в школьном возрасте немалую долю от всех патологий. Это связано с тем, что дети часто пренебрегают завтраками и обедами, питаются всухомятку и нерационально, а родители не следят за этим или не придают значения данному факту.

Использованные источники