Ребенок в коллективе и вне его

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Социализация ребёнка в обществе — сложный процесс. Каждый маленький человечек проходит его по-своему, исходя из особенностей характера и окружающей обстановки. Родители обычно под успешной социализацией понимают практический результат: ребёнок приобретает навыки общения, заводит отношения с друзьями, адаптируется в новой среде. Но процесс социального развития этим не ограничивается, он будет в течение многих лет проходить новые и новые стадии развития.

Дети и другие люди

Одно из ключевых понятий в отношениях ребёнка и окружающего его общества — это взаимодействие с другим человеком. Малыш открывает понятие другой личности для себя не сразу — изначально в его мире ключевой фигурой является только он сам. Даже родители, самые значимые в жизни взрослые, потому так и важны, что их ребёнок тоже считает своеобразной частью себя. О том, что в мире существуют другие люди со своими потребностями и характерами, кроха узнает, когда попадает в первое полноценное детское общество. Обычно это происходит во дворе, а затем — в детском саду. В тесном коллективе у ребёнка не так много вариантов поведения — ему придется общаться и с детьми, и со взрослыми.

Первые отношения

Первые отношения

Одним из важнейших социальных опытов будет сравнение себя с другими. Другой человек потому и другой, что он отличается. В какую сторону? Он лучше или хуже? Выше или ниже? С ним весело или грустно? Он поступает так, как хочет ребёнок, или нет? Очень не сразу малыш откроет для себя необходимость корректировать тем или иным образом свое поведение в зависимости от того, какие люди рядом с ним находятся и что делают.

Родители должны быть очень внимательны на этом этапе. Это для них, уже прошедших такой путь, очевидно, что прежде чем сделать что-то, нужно подумать еще и о том, как к этому поступку отнесутся другие люди. Машинку очень хочется? Но ее держит другой ребёнок, и нужно сначала спросить у него разрешения. Он при этом может не захотеть отдать, и тогда отнимать машинку нельзя, несмотря на то, что хочется очень-очень. И обидеть того ребёнка тоже нельзя — даже если он вызывает очень сильную неприязнь. Азбучные истины сейчас для крохи сложные теоремы, ему только предстоит их освоить.

Ребёнок в группе и вне ее

Следующий этап развития обычно настигает ребёнка в школьные годы, так как это уже более специфический выделенный коллектив. В это время ребёнок осознает свою принадлежность к особой группе. Так к понятиям «я» и «другие» добавляются категории «свои» и «чужие». Это тоже естественный, заложенный природой, механизм. Создавая человека общественным существом, эволюция предусмотрела стремление психики найти свое место в группе, с которой будет проще выжить. Это место и ищет ребёнок по мере взросления в окружающих его коллективах, а у современных детей это школьный класс или группа на дополнительных занятиях. Родители могут вспомнить, насколько в детстве было важно, «из нашего двора» человек или нет — это то же самое стремление найти и выделить свое общество.

Осознание себя «своим», переход приятельства на качественно иной уровень — это очень радостные и позитивные ощущения для ребёнка. Но здесь же его могут подстерегать первые социальные драмы. Отношения с обществом не всегда складываются сразу хорошо и гладко, а дети вообще редко отличаются излишней деликатностью. Если по какой-то причине какого-то конкретного ребёнка не захотят принимать в сложившийся коллектив, то он рискует стать объектом самой настоящей травли.

Если ребёнок не вписывается в коллектив

Если ребёнок не вписывается в коллектив

Это защита группы от внешней агрессии — вспомним, что изначальное стремление человека к коллективу зародилось в те времена, когда наличие рядом «своих» было вопросом выживания, а любой чужой автоматически воспринимался как опасность. Современные детские коллективы представляют собой уже более сложные социальные образования, потому предугадать их поведение сложно. Отвергаемый ребёнок может не совершать никаких негативных поступков — поводом для насмешки или изгнания может быть воспринята любая деталь, даже выдуманная.

Это очень травматичный опыт для большинства детей в группе, не только для изгоя. Ведь участвующие в травле дети получили пример некорректного поведения и пережили его. Для всех участников ситуации такие детские переживания могут обернуться проблемами выстраивания отношений в будущем.

Именно на этой стадии поддержка родителей очень важна для ребёнка. Не будем забывать, что именно семья все же является первым и самым важным коллективом в жизни любого человека, особенно в детстве. Но родители должны проявить очень большую гибкость и деликатность — неосторожные движения могут навредить ребёнку еще больше.

Ошибки в поисках взаимопонимания

Что важно в данной ситуации? Главные силы должны быть направлены на сохранение доверительных отношений с ребёнком. И в этой связи принципы действия могут оказаться не такими очевидными, как кажется на первый взгляд. Обычно, когда родители узнают, что их ребёнка кто-то обижает, первой реакцией бывает стремление призвать обидчиков к ответу. Предусмотрительные мамы и папы пытаются делать это деликатно, не напрямую, а через родителей другой стороны и учителя. Но подобная тактика редко приводит к желаемым результатам. Да, дети объединившиеся против ребёнка-изгоя, получают свою порцию негатива от значимых взрослых. Но поможет ли наладить отношения внутри группы? Конечно, нет. В лучшем случае ребёнка будут просто игнорировать.

Также не много радости принесет ребёнка позиция «не очень-то и хотелось». Родители-сторонники такого позиционирования себя начинают рассуждать перед ребёнком о том, как они в свое время были «одиночкой и бунтарем по натуре» и «не умели ходить со стадом». Это, безусловно, может быть весьма уважаемым выбором поведения во взрослом возрасте, но ребёнку такое обретение оригинальности будет стоить очень большого количества душевных сил и страданий. Стоит ли обрекать на это малыша только ради имиджа независимого человека?

Ведь обретение оригинальности никуда не денется — это просто следующий этап развития. После того, как человек найдет свое место в группе, он будет смотреть, что нового он может в эту группу принести, что есть только у него одного. Просто не стоит торопить события, если инициатива не исходит от самого ребёнка.

Что могут сделать родители

Что могут сделать родители

Итак, если ребёнка не принимают в группе, родителям вместе с ним стоит подробно проанализировать ситуацию. Первый вопрос, как ни парадоксально это звучит — а точно ли ребёнка тяготит сложившаяся ситуация? Темпы и интенсивность социализации у всех детей свои, очень может быть на данном этапе ребёнку не нужно активное вливание в общество, или коллектив класса его по каким-либо причинам не устраивает. Дружбу и принятие нельзя навязывать извне, это должно быть личное выраженное желание ребёнка.

Если проблема состоит именно в том, что для ребёнка важно почувствовать себя своим, нужно искать причину, по которой это пока не получилось. Может быть, произошел конфликт, которому не было придано достаточное значение, и кому-то стоит извиниться. Возможно, в коллективе главенствует увлечение какой-либо субкультурой, в которой ребёнок не ориентируется. В этом случае нужно искать методы адаптации, не накапливая обиды, а отыскивая способы интеграции в общество.

Но есть и совсем грустные варианты. Если в классе складывается жесткая иерархия, основанная на унижении части детей, если общение между детьми носит деструктивный характер, то самый здоровый способ в данной ситуации — отказаться от этого коллектива. Даже если ребёнок сможет вписаться каким-то образом в это общество, это не даст ему положительного социального опыта в подобной нездоровой среде. В этом случае лучше найти для ребёнка другой социум. Если нет возможности поменять класс и школу, можно организовать ребёнку досуг в центре дополнительного образования. Возможно, там сложатся более здоровые отношения с детьми.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Признаки и стадии алкоголизма у женщин

Алкоголизм – это проблема, разрушившая многие жизни. Как вовремя распознать ее у женщин?

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.

Как бороться с отёчностью во время беременности: правильный выбор минеральной воды

Частая проблема будущих мам: отёки. Может ли помочь минеральная вода и какую выбрать?
Опубликовано 18.09.2017 09:34, обновлено 17.04.2020 18:45
Рейтинг статьи:
4,0

Читайте также

Отношения в детском коллективе: социальная роль ребенка
Каким образом выстраиваются отношения в детском коллективе? Помощь родителей в социальной адаптации ребенка.
Особенности общения детей дошкольного возраста
Чувства и эмоции ребенка во время общения со сверстниками. Помощь родителей в налаживании контакта с окружающими.
Дети и их общение в коллективе
Смех, визжание, крики и жалобы – общение детей, эмоциональности которого может позавидовать любой взрослый.