Социализация ребёнка в обществе — сложный процесс. Каждый маленький человечек проходит его по-своему, исходя из особенностей характера и окружающей обстановки. Родители обычно под успешной социализацией понимают практический результат: ребёнок приобретает навыки общения, заводит отношения с друзьями, адаптируется в новой среде. Но процесс социального развития этим не ограничивается, он будет в течение многих лет проходить новые и новые стадии развития.
Рак молочной железы: 11 мифов о болезни
Пройдите тест и проверьте риски выявления рака молочной железыДети и другие люди
Одно из ключевых понятий в отношениях ребёнка и окружающего его общества — это взаимодействие с другим человеком. Малыш открывает понятие другой личности для себя не сразу — изначально в его мире ключевой фигурой является только он сам. Даже родители, самые значимые в жизни взрослые, потому так и важны, что их ребёнок тоже считает своеобразной частью себя. О том, что в мире существуют другие люди со своими потребностями и характерами, кроха узнает, когда попадает в первое полноценное детское общество. Обычно это происходит во дворе, а затем — в детском саду. В тесном коллективе у ребёнка не так много вариантов поведения — ему придется общаться и с детьми, и со взрослыми.
Первые отношения
Одним из важнейших социальных опытов будет сравнение себя с другими. Другой человек потому и другой, что он отличается. В какую сторону? Он лучше или хуже? Выше или ниже? С ним весело или грустно? Он поступает так, как хочет ребёнок, или нет? Очень не сразу малыш откроет для себя необходимость корректировать тем или иным образом свое поведение в зависимости от того, какие люди рядом с ним находятся и что делают.
Родители должны быть очень внимательны на этом этапе. Это для них, уже прошедших такой путь, очевидно, что прежде чем сделать что-то, нужно подумать еще и о том, как к этому поступку отнесутся другие люди. Машинку очень хочется? Но ее держит другой ребёнок, и нужно сначала спросить у него разрешения. Он при этом может не захотеть отдать, и тогда отнимать машинку нельзя, несмотря на то, что хочется очень-очень. И обидеть того ребёнка тоже нельзя — даже если он вызывает очень сильную неприязнь. Азбучные истины сейчас для крохи сложные теоремы, ему только предстоит их освоить.
Ребёнок в группе и вне ее
Следующий этап развития обычно настигает ребёнка в школьные годы, так как это уже более специфический выделенный коллектив. В это время ребёнок осознает свою принадлежность к особой группе. Так к понятиям «я» и «другие» добавляются категории «свои» и «чужие». Это тоже естественный, заложенный природой, механизм. Создавая человека общественным существом, эволюция предусмотрела стремление психики найти свое место в группе, с которой будет проще выжить. Это место и ищет ребёнок по мере взросления в окружающих его коллективах, а у современных детей это школьный класс или группа на дополнительных занятиях. Родители могут вспомнить, насколько в детстве было важно, «из нашего двора» человек или нет — это то же самое стремление найти и выделить свое общество.
Осознание себя «своим», переход приятельства на качественно иной уровень — это очень радостные и позитивные ощущения для ребёнка. Но здесь же его могут подстерегать первые социальные драмы. Отношения с обществом не всегда складываются сразу хорошо и гладко, а дети вообще редко отличаются излишней деликатностью. Если по какой-то причине какого-то конкретного ребёнка не захотят принимать в сложившийся коллектив, то он рискует стать объектом самой настоящей травли.
Если ребёнок не вписывается в коллектив
Это защита группы от внешней агрессии — вспомним, что изначальное стремление человека к коллективу зародилось в те времена, когда наличие рядом «своих» было вопросом выживания, а любой чужой автоматически воспринимался как опасность. Современные детские коллективы представляют собой уже более сложные социальные образования, потому предугадать их поведение сложно. Отвергаемый ребёнок может не совершать никаких негативных поступков — поводом для насмешки или изгнания может быть воспринята любая деталь, даже выдуманная.
Это очень травматичный опыт для большинства детей в группе, не только для изгоя. Ведь участвующие в травле дети получили пример некорректного поведения и пережили его. Для всех участников ситуации такие детские переживания могут обернуться проблемами выстраивания отношений в будущем.
Именно на этой стадии поддержка родителей очень важна для ребёнка. Не будем забывать, что именно семья все же является первым и самым важным коллективом в жизни любого человека, особенно в детстве. Но родители должны проявить очень большую гибкость и деликатность — неосторожные движения могут навредить ребёнку еще больше.
Ошибки в поисках взаимопонимания
Что важно в данной ситуации? Главные силы должны быть направлены на сохранение доверительных отношений с ребёнком. И в этой связи принципы действия могут оказаться не такими очевидными, как кажется на первый взгляд. Обычно, когда родители узнают, что их ребёнка кто-то обижает, первой реакцией бывает стремление призвать обидчиков к ответу. Предусмотрительные мамы и папы пытаются делать это деликатно, не напрямую, а через родителей другой стороны и учителя. Но подобная тактика редко приводит к желаемым результатам. Да, дети объединившиеся против ребёнка-изгоя, получают свою порцию негатива от значимых взрослых. Но поможет ли наладить отношения внутри группы? Конечно, нет. В лучшем случае ребёнка будут просто игнорировать.
Также не много радости принесет ребёнка позиция «не очень-то и хотелось». Родители-сторонники такого позиционирования себя начинают рассуждать перед ребёнком о том, как они в свое время были «одиночкой и бунтарем по натуре» и «не умели ходить со стадом». Это, безусловно, может быть весьма уважаемым выбором поведения во взрослом возрасте, но ребёнку такое обретение оригинальности будет стоить очень большого количества душевных сил и страданий. Стоит ли обрекать на это малыша только ради имиджа независимого человека?
Ведь обретение оригинальности никуда не денется — это просто следующий этап развития. После того, как человек найдет свое место в группе, он будет смотреть, что нового он может в эту группу принести, что есть только у него одного. Просто не стоит торопить события, если инициатива не исходит от самого ребёнка.
Что могут сделать родители
Итак, если ребёнка не принимают в группе, родителям вместе с ним стоит подробно проанализировать ситуацию. Первый вопрос, как ни парадоксально это звучит — а точно ли ребёнка тяготит сложившаяся ситуация? Темпы и интенсивность социализации у всех детей свои, очень может быть на данном этапе ребёнку не нужно активное вливание в общество, или коллектив класса его по каким-либо причинам не устраивает. Дружбу и принятие нельзя навязывать извне, это должно быть личное выраженное желание ребёнка.
Если проблема состоит именно в том, что для ребёнка важно почувствовать себя своим, нужно искать причину, по которой это пока не получилось. Может быть, произошел конфликт, которому не было придано достаточное значение, и кому-то стоит извиниться. Возможно, в коллективе главенствует увлечение какой-либо субкультурой, в которой ребёнок не ориентируется. В этом случае нужно искать методы адаптации, не накапливая обиды, а отыскивая способы интеграции в общество.
Но есть и совсем грустные варианты. Если в классе складывается жесткая иерархия, основанная на унижении части детей, если общение между детьми носит деструктивный характер, то самый здоровый способ в данной ситуации — отказаться от этого коллектива. Даже если ребёнок сможет вписаться каким-то образом в это общество, это не даст ему положительного социального опыта в подобной нездоровой среде. В этом случае лучше найти для ребёнка другой социум. Если нет возможности поменять класс и школу, можно организовать ребёнку досуг в центре дополнительного образования. Возможно, там сложатся более здоровые отношения с детьми.