Речь ребенка до года: норма и отклонения

Статью проверил доктор медицинских наук, профессор
Сундуков Александр Вадимович

Хотя само сочетание слов «речь» и «ребёнок до года» довольно удивительно, не каждый малыш до первого дня рождения радует родителей первым словом, но нормы речевого развития есть и для грудничков. Ориентируясь на различные интонационные, слоговые имитации лексических единиц, можно определять, насколько правильно развивается кроха, проходит ли в речевых центрах его головного мозга необходимая для будущего полноценного общения программа. MedAboutMe рассказывает, на что стоит ориентироваться, оценивая речевое развитие у самых маленьких детей.

Натуральные средства от СДВГ: от витаминов до массажа

Только научно доказанная эффективность: что действительно работает при СДВГ у детей, а какие БАДЫ и способы под вопросом.

Грудничок от рождения до полугода

Грудничок от рождения до полугода

Интонационную разницу в «речи» ребёнка можно услышать еще в первый месяц жизни. Многие считают, что только матери способны распознать причину плача, основываясь на своих наблюдениях, знаниях о том, когда малыш ел, когда спал и как он реагирует на различные раздражители. Однако именно на распознавании интонаций в плаче младенцев основано действие различных устройств, помогающих «переводить» речь грудничка в понятия «я голоден», «мне больно», «я хочу спать» и т. д. Отличия в высоте, длительности, интенсивности звуков описываются и специалистами, опытный педиатр точно также, как родная мать, определит, плачет ли ребёнок из-за голода или боли.

На втором месяце малыш «включает» эмоции в виде мимики. Наличие мимических составляющих процесса общения выражается у грудничков в улыбках, поднятых бровках, гримасах. В активную мимику при бурной радости или недовольстве вовлекается и все тело: движения рук и ног также могут передавать и радость при комплексе оживления, и негодование при голоде или боли.

Между третьим и четвертым месяцем малыш начинает гулить, и это первые и очень важные составляющие речи. Этот этап особенно важен: ребёнок начинает осваивать речевой аппарат, использовать его для звукового выражения осознанно и по собственному желанию. Удивительно, но какой бы национальности не были папа с мамой, «гулят» дети всего мира совершенно одинаково.

Практически одновременно с началом гуления дети начинают активно интересоваться окружающим миром и искать способы с ним взаимодействовать. Для правильного развития необходимо поддерживать этот интерес и «помогать миру» отвечать на запросы малыша. Игрушки должны качаться при толкании, переворачиваться, издавать звуки, ну а родители — максимально часто отвечать на первые попытки контакта словами, мимикой, первыми играми. Если на данном этапе ребёнка погрузить в ситуацию социальной изоляции, ограничивая его мир кроваткой и манипуляциями по кормлению и переодеванию, то способности к самовыражению и продуктивному общению затухают. Дети, изолированные от семьи в возрасте 3-4 месяцев, например, по болезни в стационаре, позже нуждаются в дополнительной терапии из-за задержки эмоционально-личностного развития и нарушений речевой функции.

Как понять, что развитие речи у ребёнка нарушено?

Конечно, в течение первого полугодия сложно правильно оценить речевое развитие малыша, и нередко мамы на приеме у доктора успокаиваются, так как описанные ими тревожные симптомы оказываются временным явлением из-за болезни крохи, усталости самой мамы и т. д. Однако в некоторых случаях тревога оказывается не беспочвенной, и тогда чем раньше начата терапия — тем больше возможностей на излечение.

Какие признаки нарушения речевого развития можно обнаружить у грудничков в этом возрасте?

  • отсутствие интонаций в плаче, крике. Звуки однообразные, не различающиеся при голоде, усталости, коликах и т. д. Даже при максимальном внимании матери к ребёнку сложно понять, чем он недоволен;
  • гуление однообразное, не развивающееся, звуковые паттерны немногочисленны и повторяются неделями;
  • малыш не улыбается, отсутствует комплекс оживления, реакция на эмоционально окрашенные фразы окружающих.

Эти признаки — совсем не повод для постановки какого-либо диагноза. Как правило, это временные явления переходного периода, особенно, если они замечены впервые. Однако если ситуация не меняется, тревога нарастает, необходимо проконсультироваться у врача на предмет выявления возможной патологии.

Речь малыша от 6 до 10 месяцев

Речь малыша от 6 до 10 месяцев

Это — период бурного развития и освоения новых навыков, в том числе и речевых. Именно в это время появляется так называемая лепетная речь, в которой слова состоят из слогов «ба-ба», «та-та» и т. д. По характеру лепет может быть отраженным, когда грудничок произносит слоги, услышанные от близких, и самостоятельным, при котором малыш сам складывает новые звуковые сочетания и бурно им радуется.

Как понять, есть ли у детей речевые нарушения в этом периоде развития? К специалисту надо обращаться, если:

  1. лепетная речь не появилась совсем или она скудная, невыразительная, включает пару слогов и не развивается;
  2. грудничок не повторяет слоги и «лепет» за родителями, не имитирует их действия (не пытается также потрясти погремушку, поднести ложку ко рту, откатить мячик, поиграть в «ку-ку» и т. д.);
  3. не реагирует на фразы: «А где кошечка? Смотри, кошечка бежит» и прочие простые и понятные команды.

Дети перед днем рождения

По усредненным нормам к концу первого года жизни ребёнок должен сказать первое слово. Нормы довольно расплывчаты, кто-то в 9 месяцев уже пытается сообщить, где на картинке корова с молоком, кто-то ждет с первым «дай» до дня рождения. Но средняя норма — это первое слово в 11 месяцев.

Понятно, что мы не ждем рассуждений о политике или сказок Пушкина в таком юном возрасте, первые слова — самые важные: мама, папа, баба, дай. Лексический запас минимальный: одним словом грудничок выражает множество эмоций и требований. Но и это — большое достижение и признак правильного формирования речи. Не стоит требовать от малыша больших умений, пока он учится использовать всего одно-два слова и наращивать активный словарь.

Признаки нарушений? На данном этапе он один: если переход от лепета к первому слову никак не происходит.

К какому доктору обращаться в случае сомнений? В первую очередь, разумеется, к педиатру. Второй специалист для детей с нарушениями речи — невролог. Ну а стоматолог или логопед смогут оценить, нет ли нарушений в развитии речевого аппарата, например, короткой уздечки, мешающей речи развиваться вовремя.

Он-Клиник
6 филиалов
Ботулинотерапия
16450 руб.
МРТ головного мозга
6450 руб.
УЗИ сосудов головы и шеи
3280 руб.
Вызов детского врача на дом
4950 руб.
Консультация врача-педиатра
2450 руб.
Справка 026/у (дошкольная)
11950 руб.
Справка 026/у (школьная)
14950 руб.
Справка 086/у
12880 руб.
Медси
63 филиала
МРТ головного мозга
7150 руб.
Первичный прием невролога
4480 руб.
УЗДГ брахиоцефальных артерий
3680 руб.
Вызов педиатра на дом
3900 руб.
Консультация врача-педиатра
5400 руб.
Справка 026-У (дошкольная)
19900 руб.
Справка 026-У (школьная)
39900 руб.
Справка 086-У
17900 руб.
Ниармедик
16 филиалов
Анализ спинномозговой жидкости
8250 руб.
Дуплексное сканирование сосудов
3150 руб.
Семейная
12 филиалов
Дуплексное сканирование сосудов
3200 руб.
Люмбальная пункция
8500 руб.
Семейный доктор
22 филиала
Допплерография сосудов
3180 руб.
Исследование спинномозговой жидкости
8280 руб.
Электроэнцефалография
2750 руб.
Поликлиника.ру
11 филиалов
МРТ головного мозга
5980 руб.
Прием невролога первичный
3250 руб.
УЗДГ сосудов шеи и головы
2980 руб.
«Мать и дитя»
23 филиала
Допплерография сосудов
3650 руб.
Люмбальная пункция с исследованием
9850 руб.

Читайте также

Развитие речи у детей от 0 до года: как, зачем, почему?
Родителям будет интересно узнать о речевом развитии детей с рождения и до года. Можно помочь ребенку «разговориться», и мы расскажем, как это сделать.
Речевое развитие ребенка до года
Когда ребенок начинает произносить первые звуки? Что делать, чтобы он учился говорить правильно?
Развитие речи ребенка: логопед и стоматолог
Развитие речи у ребенка: что общего между стоматологическими и логопедическими проблемами, почему нужно работать совместно.
Игры, развивающие речь
Если ребенок еще не умеет говорить, это не значит, что ему нечего сказать. Помогите малышу.
Нормы и отклонения развития речи у детей в 3-4 года
Какие существуют нормы речевого развития у детей 3-4-х лет, и что делать, если малыш разговаривает не так?
Развитие речи у детей: «бабушкины» советы
Развитие речи у детей: как стимулировать и какими средствами лучше не пользоваться.
Опубликовано 25.06.2018 18:00, обновлено 17.04.2020 18:30
Рейтинг статьи:
4,5

Использованные источники

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007
Детские болезни / Под ред. Баранова А.А. 2012
Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

10 первых признаков рака шейки матки

Пройдите простой онлайн-тест на выявление рисков рака шейки матки

Натуральные средства от СДВГ: от витаминов до массажа

Только научно доказанная эффективность: что действительно работает при СДВГ у детей, а какие БАДЫ и способы под вопросом.

8 причин плача грудничков и как в них разобраться

От голода до скуки: разбираемся в причине плача грудничков и находим решения!

Топ-5 портативных ирригаторов 2025: обзор

Топ-5 портативных ирригаторов: кому они нужны и как не ошибиться с выбором подробно отвечаем в статье MedAboutMe

5 процедур, которые помогают сделать контур лица более чётким

Хотите сделать контур лица более чётким? Вам помогут неинвазивные методики. Некоторые доступны и дома.