Хотя само сочетание слов «речь» и «ребёнок до года» довольно удивительно, не каждый малыш до первого дня рождения радует родителей первым словом, но нормы речевого развития есть и для грудничков. Ориентируясь на различные интонационные, слоговые имитации лексических единиц, можно определять, насколько правильно развивается кроха, проходит ли в речевых центрах его головного мозга необходимая для будущего полноценного общения программа. MedAboutMe рассказывает, на что стоит ориентироваться, оценивая речевое развитие у самых маленьких детей.
Грудничок от рождения до полугода
Интонационную разницу в «речи» ребёнка можно услышать еще в первый месяц жизни. Многие считают, что только матери способны распознать причину плача, основываясь на своих наблюдениях, знаниях о том, когда малыш ел, когда спал и как он реагирует на различные раздражители. Однако именно на распознавании интонаций в плаче младенцев основано действие различных устройств, помогающих «переводить» речь грудничка в понятия «я голоден», «мне больно», «я хочу спать» и т. д. Отличия в высоте, длительности, интенсивности звуков описываются и специалистами, опытный педиатр точно также, как родная мать, определит, плачет ли ребёнок из-за голода или боли.
На втором месяце малыш «включает» эмоции в виде мимики. Наличие мимических составляющих процесса общения выражается у грудничков в улыбках, поднятых бровках, гримасах. В активную мимику при бурной радости или недовольстве вовлекается и все тело: движения рук и ног также могут передавать и радость при комплексе оживления, и негодование при голоде или боли.
Между третьим и четвертым месяцем малыш начинает гулить, и это первые и очень важные составляющие речи. Этот этап особенно важен: ребёнок начинает осваивать речевой аппарат, использовать его для звукового выражения осознанно и по собственному желанию. Удивительно, но какой бы национальности не были папа с мамой, «гулят» дети всего мира совершенно одинаково.
Практически одновременно с началом гуления дети начинают активно интересоваться окружающим миром и искать способы с ним взаимодействовать. Для правильного развития необходимо поддерживать этот интерес и «помогать миру» отвечать на запросы малыша. Игрушки должны качаться при толкании, переворачиваться, издавать звуки, ну а родители — максимально часто отвечать на первые попытки контакта словами, мимикой, первыми играми. Если на данном этапе ребёнка погрузить в ситуацию социальной изоляции, ограничивая его мир кроваткой и манипуляциями по кормлению и переодеванию, то способности к самовыражению и продуктивному общению затухают. Дети, изолированные от семьи в возрасте 3-4 месяцев, например, по болезни в стационаре, позже нуждаются в дополнительной терапии из-за задержки эмоционально-личностного развития и нарушений речевой функции.
Как понять, что развитие речи у ребёнка нарушено?
Конечно, в течение первого полугодия сложно правильно оценить речевое развитие малыша, и нередко мамы на приеме у доктора успокаиваются, так как описанные ими тревожные симптомы оказываются временным явлением из-за болезни крохи, усталости самой мамы и т. д. Однако в некоторых случаях тревога оказывается не беспочвенной, и тогда чем раньше начата терапия — тем больше возможностей на излечение.
Какие признаки нарушения речевого развития можно обнаружить у грудничков в этом возрасте?
- отсутствие интонаций в плаче, крике. Звуки однообразные, не различающиеся при голоде, усталости, коликах и т. д. Даже при максимальном внимании матери к ребёнку сложно понять, чем он недоволен;
- гуление однообразное, не развивающееся, звуковые паттерны немногочисленны и повторяются неделями;
- малыш не улыбается, отсутствует комплекс оживления, реакция на эмоционально окрашенные фразы окружающих.
Эти признаки — совсем не повод для постановки какого-либо диагноза. Как правило, это временные явления переходного периода, особенно, если они замечены впервые. Однако если ситуация не меняется, тревога нарастает, необходимо проконсультироваться у врача на предмет выявления возможной патологии.
Речь малыша от 6 до 10 месяцев
Это — период бурного развития и освоения новых навыков, в том числе и речевых. Именно в это время появляется так называемая лепетная речь, в которой слова состоят из слогов «ба-ба», «та-та» и т. д. По характеру лепет может быть отраженным, когда грудничок произносит слоги, услышанные от близких, и самостоятельным, при котором малыш сам складывает новые звуковые сочетания и бурно им радуется.
Как понять, есть ли у детей речевые нарушения в этом периоде развития? К специалисту надо обращаться, если:
- лепетная речь не появилась совсем или она скудная, невыразительная, включает пару слогов и не развивается;
- грудничок не повторяет слоги и «лепет» за родителями, не имитирует их действия (не пытается также потрясти погремушку, поднести ложку ко рту, откатить мячик, поиграть в «ку-ку» и т. д.);
- не реагирует на фразы: «А где кошечка? Смотри, кошечка бежит» и прочие простые и понятные команды.
Дети перед днем рождения
По усредненным нормам к концу первого года жизни ребёнок должен сказать первое слово. Нормы довольно расплывчаты, кто-то в 9 месяцев уже пытается сообщить, где на картинке корова с молоком, кто-то ждет с первым «дай» до дня рождения. Но средняя норма — это первое слово в 11 месяцев.
Понятно, что мы не ждем рассуждений о политике или сказок Пушкина в таком юном возрасте, первые слова — самые важные: мама, папа, баба, дай. Лексический запас минимальный: одним словом грудничок выражает множество эмоций и требований. Но и это — большое достижение и признак правильного формирования речи. Не стоит требовать от малыша больших умений, пока он учится использовать всего одно-два слова и наращивать активный словарь.
Признаки нарушений? На данном этапе он один: если переход от лепета к первому слову никак не происходит.
К какому доктору обращаться в случае сомнений? В первую очередь, разумеется, к педиатру. Второй специалист для детей с нарушениями речи — невролог. Ну а стоматолог или логопед смогут оценить, нет ли нарушений в развитии речевого аппарата, например, короткой уздечки, мешающей речи развиваться вовремя.