Осенне-зимний период — время повышенного риска респираторных заболеваний. Переохлаждения, недостаток витаминов и солнечного света, неизбежные контакты со скоплениями людей делают свое дело. Но, даже заболев, мало кто торопится к врачу, чтобы узнать, что стало причиной лихорадки или кашля. Между тем, один из возбудителей ОРЗ — респираторно-синцитиальный вирус, вызывающий на первый взгляд обычную простуду, может стать причиной острого бронхита, бронхиолита и тяжелой бессимптомной пневмонии. Как распознать респираторно-синцитиальную инфекцию, чем она проявляется и для кого несет особую опасность, знает MedAboutMe.
«Вирус насморка шимпанзе»: в чем опасность для людей?
Респираторно-синцитиальный вирус (РСВ) был открыт в 1956 году. Первооткрыватели назвали возбудитель «вирусом насморка шимпанзе», поскольку выделили микроорганизм из культивируемого биологического материала примата, больного ринитом. Уже спустя год, в 1957 году, аналогичный вирус был идентифицирован как возбудитель бронхиолитов и пневмоний у детей младшего возраста. После исследования культуральных свойств вируса было обнаружено, что он оказывает на организм специфическое влияние: в инфицированной ткани появляются так называемые синцитии — огромные клетки, состоящие из соединенных цитоплазматическими отростками отдельных, прежде здоровых, клеточек. Кроме того, было отмечено, что возбудитель поражает исключительно респираторный тракт. Основные свойства микроорганизма легли в основу названия, которое сегодня фигурирует в Международной классификации болезней под кодом В97.4: респираторно-синцитиальная вирусная инфекция.
Заражение происходит воздушно-капельным путем, причем восприимчивость к вирусу одинаково высокая во всех возрастных группах: для инфицирования достаточно кратковременного контакта с больным человеком.
Механизм развития заболевания выглядит следующим образом:
- После заражения микроорганизм оседает на слизистой оболочке верхних дыхательных путей, внедряется в эпителий и начинает размножаться. Некоторое время никаких проявлений наличия вируса в организме нет, хотя он активно реплицируется и распространяется. Этот период «невидимости» болезни называется инкубационным.
- При определенных условиях (о которых речь пойдет ниже) РСВ «спускается» по дыхательным путям, постепенно инфицируя трахеобронхиальное дерево вплоть до мельчайших его отделов — бронхиол.
- Эпителий бронхиального дерева подвергается специфическому воздействию вируса. Здесь образуются характерные структуры — синцитий и симпласт — благодаря объединению цитоплазмы инфицированных клеток в одну общую сеть.
- Формирование синцитиальных структур вызывает иммунный ответ: к очагу скопления вируса мигрируют лейкоциты, лимфоциты и макрофаги. Возникает отек слизистой оболочки, а количество продуцируемой слизи увеличивается.
- Мукоцилиарный аппарат не справляется с удалением избыточного количества чрезмерно густой слизи, что влечет за собой нарушения газообмена. Нередко формируются участки ателектаза (спадения) или эмфиземы (повышенной воздушности) в легочной ткани.
РСВ относится к семейству Парамиксовирусы, в которое входят также возбудители кори, эпидемического паротита и парагриппа. Вирус не склонен к мутации, не обладает гемагглютининами и нейраминидазой, что отличает его от других представителей Парамиксовирусов: отсутствует токсическое влияние на кровь и нервную систему. Именно поэтому на организм взрослого человека, обладающий умеренной резистентностью к патогенным микроорганизмам, РСВ не оказывает выраженного влияния.
Фарингит или пневмония: от чего зависит тяжесть болезни?
У взрослого человека, как правило, болезнь вызывает обычный насморк или фарингит. У детей, в особенности до трех лет, осложнением респираторно-синцитиальной инфекции становится тяжелая пневмония. Мировая статистика приводит пугающие цифры: ежегодно от респираторно-синцитиального вируса погибают 250 000 детей. РСВ по праву считается наиболее частой причиной инфекций дыхательной системы у детей до года.
Именно в детском возрасте условия для размножения и распространения респираторно-синцитиального вируса наиболее благоприятные. Причина этого — анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей:
- Недоразвитие эластических элементов в легких приводит к большему риску, в сравнении с взрослыми, формирования ателектазов, эмфиземы и стеноза.
- Нежная слизистая оболочка бронхов и узость их просвета облегчают развитие бронхиолита с полной или частичной обструкцией.
- Малое количество и недостаточное развитие мышечных волокон не дают возможности детям полноценно откашляться — эту способность они приобретают в более взрослом возрасте.
- Несостоятельность иммунных реакций облегчает внедрение вируса.
В группе риска по респираторно-синцитиальной инфекции также находятся люди с бронхо-легочными дисплазиями, пороками сердца с гемодинамическими нарушениями, муковисцидозом, иммунодефицитами и нейромышечными заболеваниями, а также курильщики.
Пневмония при респираторно-синцитиальной инфекции развивается как осложнение из-за присоединения бактериальной флоры, а наличие факторов риска лишь облегчает вторичное инфицирование. Таким образом, для людей с крепким здоровьем вирус не представляет особой опасности: инфекция протекает по типу обычного ОРЗ. И наоборот, чем больше факторов риска имеется у человека, тем выше вероятность тяжелого течения инфекции или ее осложнений. Однако это не означает, что человек без предрасполагающих факторов обязательно отделается легкой простудой. Воспалением легких осложняются почти 25% от всех случаев заболеваний. За течением любой респираторной инфекции нужно тщательно следить, отмечая любые ухудшения состояния и в срочном порядке обращаться к врачу при возникновении симптомов пневмонии.
Кашель, осложненный одышкой: пора бить тревогу
Клиническим проявлениям болезни предшествует инкубационный период, который может длиться от 2 до 7 дней. Инфицированный человек становится заразным за день-два до первых симптомов и продолжает выделять патогенный микроорганизм в окружающую среду еще 3-7 дней после начала заболевания.
Клиническая картина начинается подостро или внезапно, температура тела повышается до 37-38°С, реже — до 39°С. Появляются симптомы фарингита: боль в горле, усиливающаяся при глотании, першение, гиперемия (покраснение) задней стенки глотки. Заболевание может начинаться с назофарингита.
Начало инфекционного процесса сопровождает классический интоксикационный синдром:
- слабость;
- сонливость;
- озноб;
- потливость;
- головная и мышечная боль.
Лихорадка продолжается до 4 дней, после чего идет на спад. Кроме того, возможно появление боли за грудиной.
Основным клиническим симптомом является кашель, который появляется чаще всего ко 2-му дню болезни. Сухой и мучительный, он отличается значительной продолжительностью. На фоне упорного кашля к 3-4-му дню болезни может появиться одышка. Ее появление означает, что инфекция спустилась в нижние отделы дыхательных путей и привела к обструкции.
Нарушение дыхания носит экспираторный характер (затрудняется выдох, становясь свистящим, слышимым дистанционно). У детей кашель может быть приступообразным и провоцировать эпизоды удушья. Подобные нарушения дыхания случаются и у взрослых с сенсибилизированной дыхательной системой (например, при бронхиальной астме). При этом отмечается закономерность: чем младше ребёнок (а в случае с взрослыми — чем больше скомпрометирована дыхательная система), тем тяжелее протекает респираторно-синцитиальная инфекция. Нарастание признаков дыхательной недостаточности как у детей, так и у взрослых служит показанием для немедленной госпитализации.
В общей сложности заболевание длится 2-3 недели. Наличие обструктивного компонента может служить основанием для постановки ошибочного диагноза коклюша. Подтверждение респираторно-синцитиальной инфекции включает исследование лабораторных показателей:
- Клинического анализа крови, изменения в котором свидетельствуют только о наличии воспалительного процесса в организме, но не определяют его причину.
- Специфических серологических тестов (исследование нарастания титра антител, реакций нейтрализации и торможения гемагглютинации в парных сыворотках);
- Вирусологические экспресс-исследования носоглоточных смывов.
При наличии симптомов вовлечения в инфекционный процесс легочной ткани проводят рентгенологическое исследование.
Профилактика инфицирования РСВ
Активная специфическая профилактика — вакцинация — пока не разработана. Детям из группы риска могут вводить специфические антитела в сезон наивысшей заболеваемости. Однако понятие о сезонности для РСВ относительно: эпидемическая заболеваемость достигает пика в осенне-зимний период, но не связанные друг с другом случаи инфекции регистрируют на протяжении всего года.
Неспецифическая профилактика включает мероприятия по укреплению иммунитета, защиту дыхательных путей в период эпидемий, исключение контакта с инфекционными больными. Вирус не обладает стойкостью в условиях окружающей среды: кипячение убивает его мгновенно, а нагревание до 55°С позволяет инактивировать микроорганизм за 5 минут. Возбудитель респираторно-синцитиальной инфекции чувствителен к дезинфицирующим растворам и средствам. На открытой коже сохраняет жизнеспособность до получаса.
Рекомендации врачей по профилактике в период подъема заболеваемости РСВ:
- противовирусные препараты при контакте с заболевшими;
- регулярное мытье рук;
- закаливание;
- предупреждение переохлаждений;
- витаминизация.