Мы живем в удивительное время: население поделилось на вакцинированных и невакцинированных, появились «коллекционеры вакцин», имеющие возможность перемещаться между разными странами и собирающие там и сям прививки от COVID-19, а в интернет-сообществах идут бурные споры на предмет того, когда следует делать «ревак». На пандемическом новоязе этот квакающий термин означает «ревакцинацию», то есть введение вакцины уже после полностью пройденного курса вакцинации.
Неожиданно Россия, а точнее Москва, оказалась мировым лидером по ревакцинации. Пока западные страны кропотливо распределяют вакцины по всем группам населения, пытаясь охватить хотя бы одной дозой (а лучше курсом) как можно больше людей, в Москве ревакцинация объявлена обязательной.
MedAboutMe разбирался в нюансах ревакцинации от COVID-19.
Ревакцинация за рубежом
В отличие от России, западные страны стремятся увеличить интервал как между дозами в пределах одного курса, так и между курсами вакцинации. Это вызвано стремлением привить хотя бы одной дозой как можно больше людей. Следующая цель – как можно больше населения вакцинировать полным курсом. Тем не менее все прекрасно понимают, что необходимо соблюдать баланс между «растянуть срок до ревакцинации на подольше» и «сохранить защиту от коронавируса».
Ситуация осложняется приходом более контагиозного дельта-варианта. Вакцины все еще эффективны против него, но чуть меньше. Насколько меньше — мнения расходятся.
В Великобритании Joint Committee on Vaccination and Immunisation 30 июня 2021 года опубликовал рекомендации по ревакцинации от COVID-19. При подготовке рекомендаций эксперты исходили из того, что полный курс любой вакцины, которыми сегодня прививается население Великобритании (Pfizer, Moderna, AstraZeneca), дает защиту от тяжелых форм COVID-19 минимум на 6 месяцев.
Согласно этому документу, ревакцинацию следует начинать с сентября 2021 года, так как грядущей зимой 2021-2022 гг. ожидается, что пандемический коронавирус будет циркулировать вместе с другими сезонными простудными вирусами, в том числе и с вирусами гриппа. Программу ревакцинации третьей дозой вакцины предлагается проводить в 2 этапа.
- Сначала уязвимые категории населения (с ослабленным иммунитетом, люди из домов престарелых, пожилые в возрасте 70+, люди старше 16 лет, клинически уязвимые, а также медицинские и социальные работники).
- Потом все взрослые в возрасте 50+ и взрослые 16-49 лет из групп риска по гриппу и COVID-19.
Добавим, что речь идет о единичной дозе бустерной вакцины.
В Германии пока решения о всеобщей ревакцинации нет. Есть только отдельные сообщения о случаях повторной вакцинации пациентов из домов престарелых и мнение властей о том, что скорее всего осенью некоторым понадобится первая ревакцинация. Компания Biontech (разработчик вакцины совместно с компанией Pfizer) сообщила, что работает над прототипом модифицированной вакцины.
Власти США на днях сообщили, что готовы запустить программу ревакцинации бустерными вакцинами, если это понадобится, чтобы остановить рост заболеваемости. Исследования действия третьей дозы вакцины в стране начались только в июне, а наблюдения за добровольцами, получившими ее, должны вестись на протяжении года.
Израиль – на июль 2021 года самая вакцинированная в мире страна – сообщил, что в ближайшее время будет принято решение о том, следует ли начать ревакцинацию уже сейчас и какие категории граждан получат бустер в первую очередь. Ранее было рекомендовано ревакцинировать людей с ослабленным иммунитетом, так как у них хуже вырабатываются антитела к вирусу.
Ревакцинация в России
Наша главная отечественная вакцина – «Спутник V». Это аденовирусная векторная вакцина, по поводу которой еще на этапе ее разработки ученые высказывали сомнения в эффективности применения ее для ревакцинации.
В декабре 2020 года руководитель Центра им. Гамалеи А.Гинцбург, проводя аналогии между «Спутником V» и созданной по той же схеме вакциной против Эболы, заявил, что после вакцинации «Спутником V» защита должна сохраняться на протяжении 2 лет, а может и больше.
В данном случае вектором, носителем информации об S-белке коронавируса, является аденовирус. Сомневающиеся эксперты объясняли, что при вакцинации наша иммунная система учиться уничтожать не только S-белок, но и собственно данный штамм аденовируса. И потом, при повторном столкновении с ним, иммунитет «собьет его на подлете», не дав повторно протащить в организм белок-антиген.
В марте 2021 года зам.директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Н.Пшеничная предположила, что ревакцинировать «Спутником V» ранее привитое население, скорее всего, не будут ровно по описанной выше причине. В ответ на это заявление немедленно выступили разработчики вакцины, которые объявили слова Н. Пшеничной дезинформацией и сообщили, что ревакцинация «Спутником V», напротив, усилит защитный эффект.
В июне 2021 года замминистра здравоохранения РФ О. Гриднев во всеуслышание заявил, что в 2022 году ревакцинация, возможно, будет проводиться другими российскими вакцинами – КовиВаком или ЭпиВакКороной.
В июне 2021 года вице-премьер Т.Голикова объявила, что иммунитета от COVID-19 после вакцинации хватает на 9-12 месяцев.
А в конце июня Минздрав РФ положил конец спорам и рекомендовал проводить ревакцинацию каждые полгода. Рекомендации в России, а особенно в Москве и тем более в период роста заболеваемости, как известно, имеют обязательный характер. Так что теперь на вакцинационных пунктах можно легально получить V3 – ревакцинацию первой дозой «Спутника V» и V4 – ревакцинацию второй дозой. Когда эпидобстановка придет в норму, сроки ревакцинации будут увеличены до 1 года.
Ревакцинироваться обязаны люди, которые болели COVID-19 или завершили курс вакцинации более полугода назад.
Мэр Москвы С.Собянин также заявил, что ревакцинироваться сегодня в Москве можно любой из четырех зарегистрированных в России вакцин (в том числе «Спутник Лайт», которая представляет собой компонент I вакцины «Спутник V»), независимо от того, какой вакциной человек прививался в первый раз. До объявления ревакцинации в Москве «Спутником Лайт» можно было вакцинироваться только мигрантам с направлением с работы.
А как же иммунитет к аденовирусу, послужившему вектором?
Замглавврача по анестезиологии и реаниматологии МГКБ №52 Сергей Царенко в своей лекции указывает, что ревакцинация «Спутником V» может проводиться через 3 месяца, когда иммунитет к аденовирусу ослабнет. Если брать его слова за основу, то можно предполагать, что уж через полгода, рекомендованные Минздравом РФ, иммунная система точно не сможет помешать организму уничтожить вакцинационный аденовирус в момент его введения.
По данным ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, ревакцинация в случае «ЭпиВакКороны» тоже возможна, если после введения двух доз вакцины с промежутком в 21 день уровень антител слишком низкий, эксперты при этом говорят о «синдроме засыпающего иммунного ответа».
Что касается третьей российской вакцины «КовиВак», то ее разработчики считают, что она может применяться как бустер после вакцинации другими препаратами. На вопрос, можно ли ревакцинироваться «КовиВаком» после «КовиВака», директор Центра им. Чумакова А.Ишмухаметов ответил, что этот вопрос изучается в рамках клинических исследований III фазы.
В поисках «серой зоны»
Слэнг активных «проваксеров» (ярых сторонников вакцинации) пополнился новым термином – «серая зона». Вообще в диагностике «серая зона» – это пограничный результат. То есть, результаты анализа уже не отрицательные, но и положительными их сложно назвать, потому что они колеблются в пределах референсного значения.
Еще в ноябре-декабре 2020 года, когда врачи говорили о «серой зоне», они подразумевали именно пограничные результаты анализа. И указывали, что если после перенесенного COVID-19 (а вакцинированных людей тогда еще не было) результат анализа на антитела находится в «серой зоне» – надо бежать вакцинироваться.
Сейчас, когда речь заходит о «серой зоне», ее границы оцениваются в референсных нормах. Например, если от 1 до 10 референсных норм (то есть, результаты анализа на антитела меньше референсной нормы, умноженной на 10) – пора ревакцинироваться.
Есть важный нюанс: нет исследований, которые подтверждали бы точность данной оценки. Более того, нет исследований, которые в принципе подтверждали бы существование пограничных показателей количества антител, от которых можно было бы отталкиваться для принятия решения о вакцинации.
То, чем сегодня пользуется население и раздающие подобные рекомендации врачи, называется «экспертная оценка». Это значит, что профильный специалист в этой области, исходя из своего опыта и имеющихся знаний, «на глазок» прикинул данные показатели и озвучил их своим пациентам. И не факт, что «экспертные оценки», которые из уст в уста передает друг другу население, интуитивно не скорректированы, например, в большую сторону.
Почему нет точных оценок? Потому что мы все еще слишком мало знаем о пандемическом коронавирусе SARS-CoV-2 во всем его многовариантном разнообразии. А люди, огромные выборки людей демонстрируют ожидаемую широту реакций. Чем больше выборка, тем больше ее участников будут иметь отклонения от среднего показателя.
Антительный иммунитет — лишь одна сторона иммунитета, который формируется в результате заболевания COVID-19 или вакцинации. Т-клеточный иммунитет и клетки памяти сейчас изучают сотни ученых по всему миру, но исследовать их существенно дороже и сложнее, чем антитела, поэтому и процесс идет медленнее.
Добавим, что сами разработчики вакцин, например, «КовиВака», не поддерживают идею о проверке уровня антител перед вакцинацией.
Выводы
- В условиях, когда нет более точной информации, следует довериться мнению специалистов и ревакцинироваться через полгода после перенесенного COVID-19 или завершенного курса вакцинации.
- Нет необходимости перед этим идти измерять антитела. Равно как и после ревакцинации. Равно как и сравнить между собой результаты анализов на антитела, сделанные в разных лабораториях, с помощью разных тестов и для разных людей.