Воспитание ребёнка — долгий, непростой, многоуровневый процесс. Родители и дети вместе проживают возрастные кризисы, пополнение семьи, переезды, поступление в детский сад и школу, смену привычек и отношений.
Находясь все время рядом, дети и родители становятся друг другу по-настоящему близкими людьми. Возможно, поэтому матери или отцу бывает сложно принять тот факт, что ребёнок в подростковом возрасте начинает отстаивать свои права — дочь или сын выбирают учебное заведение, вопреки родительским просьбам и ожиданиям, повзрослевшие дети находят партнера для жизни и покидают не только родной дом или город, а иногда даже страну.
Когда мужчина и женщина заводят ребёнка, и он растет в их семье, желанный и любимый, то часто его воспитание и близость становятся для взрослых смыслом жизни. Родители радуются первому шагу и успеху малыша, вкладывают в его развитие душевные и финансовые ресурсы, искренне гордятся достижениями, стараются много делать для того, чтобы он рос довольным, здоровым и счастливым.
На фоне таких отношений между детьми и родителями формируется прочная эмоциональная привязанность. Счастье ребёнка и человека, который стал взрослым и готов покинуть родительский дом, существенно отличаются друг от друга. Детям необходимо чувствовать и знать, что мама и папа всегда рядом, а ребёнку, который уже повзрослел, для того чтобы почувствовать себя счастливым, необходима независимость от матери и отца. Взросление — это и радостный, и грустный процесс одновременно. Это одна из тех непреложных истин, которые необходимо принять родителям. Какую еще правду нужно знать матери и отцу о детях и их развитии?
Ребёнок может быть не похож на родителей
Вредные и полезные привычки. Иногда взрослые желают, чтобы дети очень походили на них по характеру, например, обладали такими же полезными привычками в общении, как они — были терпеливыми, общительными, дружелюбными, не жадными. В обратном случае родители тревожатся, что у детей появляются вредные привычки в поведении и хотят избавить их от них. Например: заставить ребёнка меньше лениться и быть трудолюбивым, приучать к порядку и аккуратности.
Детская психология такова, что ребёнок может как унаследовать привычки родителей — во всем походить на них по характеру, повторять особенности поведения, — так и нет. Когда дети растут, они следуют своей индивидуальной природе и часто обладают такими качествами, которые ранее не проявлялись у других членов семьи. Допустим, ребёнок может быть молчаливым и задумчивым в семье, где все родственники отличаются высокой коммуникабельностью и активностью. Такие проявления являются нормальными. Дети имеют право на свою индивидуальность, и родителям стоит это принять.
Дети и ожидания
Часто мать и отец, занимаясь воспитанием, ждут, что ребёнок будет проявлять способности в той или иной области — например, им очень хочется, чтобы он научился хорошо плавать или играть в волейбол. Также родители ждут, что дети, когда подрастут, станут помогать им по хозяйству или будут благодарны за то, что взрослые вложили любовь и силы в их воспитание. Хорошая учеба, достижения в творческих или спортивных соревнованиях — также относятся к родительским ожиданиям.
Не всегда ребёнок оправдывает и подтверждает то, что ждут он него взрослые. Почему это происходит?
- Дети не имеют желания заниматься той деятельностью, успехов в которой ждут от них мать и отец. Не хотеть чего-то — является нормальным. Разрешить эту проблему можно, если понять, что хочет ребёнок. Возможно, у него «загораются» глаза, когда речь идет об оригами или велоспорте, а рисование и балетная школа никак не откликаются на его желания. Дети склонны достигать успеха в той сфере, к которой тянутся сами. Если родители поддерживают их в этом, то они почти в ста процентах случаев достигают успеха.
- Темперамент ребёнка не совпадает с тем, что ждут от него родители. Например, мать и отец желают научить сына общаться — постоянно устраивают ему встречи с одноклассниками и друзьями, записали на курсы по развитию коммуникабельности. Ребёнок же обладает меланхоличным темпераментом — он скромен, тих и медлителен от природы и ему комфортно в такой роли. Пытаться переделать характер ребёнка в данном случае — значит вмешиваться в его природу. Лучший выход из этой ситуации — принять детскую личность такой, какая она есть, и пытаться развить в ней сильные стороны характера, которыми он уже обладает, а не стремиться полностью изменить его.
- Дети, также как и взрослые, имеют право на свои чувства и желания. Многие взрослые тревожатся о том, что они не желают учить уроки. Однако если мать и отец задумаются над своими желаниями, то поймут, что часто они также не хотят ходить на работу или выполнять дела, к которым у них не лежит душа.
Родителям необходимо принять тот факт, что дети тоже имеют право чего-то не хотеть. Следует заметить, что не хотеть и не делать — это совершенно разные вещи. Ребёнка гораздо легче привлечь к выполнению домашнего задания, если сказать ему: «Я понимаю, что ты не любишь этот предмет и тебе неинтересно все, что вы там проходите. Однако ты должен знать, что за невыполненное уроки придется нести ответственность тебе, и учиться — это то, что входит в круг твоих обязательств». После таких слов ребёнок как минимум почувствует, что его понимают, а не пытаются заставить полюбить то, что он полюбить не в силах.
Все дети взрослеют
Это факт, который родителям надо принять, независимо от того хочется им это делать или нет. Не принимая взросление ребёнка, мать и отец противостоят развитию его самостоятельности. Почему родителям выгодно чтобы их ребёнок оставался вечно в детстве и не взрослел? Возможно, их пугает, что он столкнется с проблемами и трудностями взрослой жизни? Они боятся, что он не справится с ней? Тревожатся о том, что во взрослом мире его может кто-нибудь обидеть, и он не постоит за себя?
В данном случае психологи работают с тревожными чувствами родителей и когда они исчезают, дети, словно по волшебству, начинают взрослеть.
Признать, что ребёнок повзрослел — это значит передать ему часть ответственности за его жизнь. В каждом детском возрасте взросление приобретает разные черты: в 8 лет дети способны сами ходить в школу и возвращаться обратно, могут приготовить что-то из еды, в подростковом возрасте должна быть хорошо развита способность постоять за себя и за того, кто слабее. Дети, которые оканчивают школу, могут думать и анализировать, кем бы им хотелось стать. Позже, повзрослевший ребёнок способен сам выбрать учебное заведение, найти работу и друзей.
Ребёнка нужно будет отпустить
Это то, с чем трудно смириться многим родителям. Мать и отец, когда они не представляют себе жизнь без детей, стараются всеми способами «привязать» их к себе — они болеют и обижаются, не одобряют выбор партнера или работы, требуют к себе внимания и благодарности. Такое поведение взрослых несправедливо по отношению к жизни ребёнка — не желая отпускать детей от себя, они словно забирают у них возможность прожить жизнь по своему усмотрению.
Когда дети обретают самостоятельность, они желают уйти из родительского дома, чтобы строить свою семью без мамы и папы. Это один из самых важных фактов в воспитании детей, который необходимо принять. Отпуская детей от себя, мать и отец дарят им возможность обрести целостность личности, прислушиваться к себе и стать счастливыми.